Мы все чаще сталкиваемся с понятиями «современный учитель», «современные требования», «современные условия» и т. д. Действительно ли сегодня все настолько современно? Чем обладает новое измененное общество, чего не было ранее? По сути, процессы остались неизменны: так же существует обучение, развитие, воспитание, формирование, коррекция и т. д. Значительные изменения происходят в содержательной части уже понятных, казалось бы нам, процессах. Конкретнее хотелось бы остановиться на особенностях межличностного взаимодействия в профессиональной сфере.
Каждая деятельность сопровождается различными дополнениями и красочным содержанием. Деятельность, нацеленная на результат, всегда богата по своему содержанию и наполнению.
Становится очевидно, что общение и деятельность — взаимосвязанные категории. В некоторых видах деятельности они просто неразделимы. В этих видах труда общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Здесь оно выступает уже не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Функциональным и профессионально значимым является общение в педагогической деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие. Можно сказать, что это «деятельность, перегруженная общением». [4, с.154]
Одна из ведущих видов деятельности, перегруженная общением — педагогическая. Именно в образовательной среде преобладает большая речевая нагрузка, постоянная необходимость находится в моральном равновесии, тонусе.
Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно — оценочного характера. [4, с. 99]
Чтобы педагогическая деятельность образовательной организации была успешной и результативной в ней должно быть сформировано и развито адекватное взаимодействие педагогического коллектива, — «субъект-субъектное».
«Субъект-субъектное» взаимодействие, построенное по принципу «равноправия сознаний по отношению к истине», является диалогической формой общения, предполагает центрацию на собеседнике, является в достаточной степени непредсказуемой формой взаимодействия и реагирования, где «принцип обратной связи возведен в абсолют, человек внимает, реагирует и изменяет свое поведение по ходу общения в зависимости от того, как воспринимается все сказанное собеседником». [3, с. 244]. Такой способ общения, построенный на реализации гуманистической парадигмы, способствует самораскрытию и самоактуализации личности. [4, с.155]
Именно воспринимая не только себя субъектом деятельности, но и свое окружение, каждый педагог как личность самостоятельно и педагогический коллектив в целом будут придерживаться стратегии эффективного взаимодействия, что создаст благоприятные условия к дальнейшему развитию коллектива.
Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности. Индивидуальные усилия отдельных учителей, особенно на средней и старшей ступенях обучения, не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий, требований в организации режима дня школы, в оценке качества знаний учащихся и др. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту материальную базу, на которой основывается единство действий учителей. [6]
Педагогический коллектив — общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. Идею о консолидации педагогов в единую общность высказывали ещё К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, но в наиболее общем виде основные положения педагогического коллектива сформулировал А. С. Макаренко в своей теории ученического коллектива. Формально педагогическим коллективом считается штатный состав образовательного учреждения, включающий учителей и административных работников. Однако истинный педагогический коллектив объединяет единомышленников, создающих свою воспитательную систему, строящих образовательный процесс на взаимодействии педагогов и учащихся и уважающих личность каждого воспитанника. Современный педагогический коллектив выполняет воспитательную, просветительскую, консолидирующую, прогностическую и другие функции. Критерием деятельности педагогического коллектива выступает не только высокий уровень знаний, получаемых учащимися, но высоконравственная атмосфера, обеспечивающая комфортное положение в коллективе каждому педагогу и каждому учащемуся. [1, с. 192]
Только осознавая и признавая друг друга субъектами взаимодействия, участники смогут строить социально грамотные отношения, основываясь на диалоге и взаимопонимании.
Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. [2, с. 157]
Современное общество страдает от нехватки межличностного живого общения, поэтому современной личности все сложнее налаживать и строить здоровые отношения.
Рассматривая человека не только в сфере общественных отношений, но и в сфере развития его духовных сил, Н. К. Крупская еще в дореволюционный период развивала идею о диалектическом единстве развития личности и коллектива. Для Н. К. Крупской расцвет личности, развитие ее индивидуальных качеств и воспитание в коллективе — это две стороны одного процесса. [5]
Педагогическая профессия несет в себе достаточно большое значение, это и ответственность перед собой, это и определенная позиция в обществе, это и долг перед Родиной. Педагогический коллектив настолько многообразен, что нельзя выделить четкой характеристики человека, ставшего педагогом. Каждый индивид в коллективе является уникальной личностью.
Раскрывая главную особенность педагогического коллектива, необходимо отметить полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды — формирование педагогической культуры родителей и общества в целом становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива. [6]
Для полноценного бесконфликтного общения субъектов в педагогическом коллективе необходимо:
- Проявлять уважение, тактичность и терпение к коллегам.
- Уметь критично и со стороны взглянуть на свою позицию.
- Воспринимать критику со стороны коллег и уметь делать соответствующие выводы.
- Относиться к окружающим так, как хотелось бы, чтобы они относились к вам.
В основе «субъект-субъектного» общения лежит идея диалога, позволяющая уйти от фиксации на себе к установке на собеседника. Диалогу противопоставляется монологическое общение, представляющее «субъект-объектные» отношения и реализуемое при неравноправных позициях партнеров по общению. [4, с.156]
Литература:
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
- Коджаспирова Г. М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2010. — 208 с.
- Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Рассказова А. Л. Проблема «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений в педагогической деятельности// Вестник экономической интеграции; под ред. Л. Ф. Колесникова — М.2014. № 2. — С.153–156.
- Руднева Е. И. «Педагогическая система Н. К. Крупской»
- Изд-во Московского университета, 1968 г.
- http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3–2/159.htm