Эстетическое воспитание –это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка, с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни детей. В понятие «эстетическое воспитание» входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.
Изучая английский язык в начальной школе, происходит формирование элементарных коммуникативно-речевых умений аудировать, читать, говорить, а также осуществляется ознакомление с культурой и жизнью зарубежных сверстников.
Аудирование — понимание воспринимаемой речи на слух. С него начинается устная коммуникация, дает возможность овладеть звуковой стороной языка его фонемным составом, ударением, мелодикой. Учащиеся учатся не только слушать и понимать иноязычную речь, но и учатся сравнивать ее с родной по темпу, высоте, ритму, интонации. Они учатся определять настроение говорящего, чувства и эмоции.
В процессе аудирования детям предлагают разные тексты: диалоги, монологи, отрывки из художественных текстов, стихотворения. Это необходимо для того, чтобы учащиеся учились слушать и понимать иностранную речь, определять не только смысл сказанного, но стараться понять настроение говорящего.
Работая над интонационным строем речи можно использовать приемы, которые характерны для музыкального образования. Можно предложить ученикам «продирижировать» текст, показывая интонацию. Такой прием учит говорить с правильной интонацией и знакомит детей с особенностями музыкального искусства.
Обучение аудированию происходит и при просмотре видеофильмов. В начальной школе это фильмы о природе, традициях родной страны и стран изучаемого языка. Учащиеся учатся замечать красоту окружающего мира, находить сходства и различия в жизни других людей. Учащиеся приобретают эстетические знания, формируют эстетический вкус.
Важной задачей урока английского языка является обучение чтению. Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности. Чтение играет большую роль в формировании эстетической культуры.
Огромное влияние на эстетическое развитие личности младшего школьника оказывают поэтические произведения. На начальном этапе это простые произведения, рассчитанные только на понимание, в дальнейшем это более сложные стихотворения.
При чтении поэтического текста возникает эстетическая реакция, переживается красота языка. Стихи позволяют сформировать творческое отношение к языку. Вовлечение учащихся в художественно-эстетическую деятельность дает высокую творческую продуктивность.
Огромный простор для эстетического творчества предоставляет обучение письму. Обучение письму начинается с обучения графике.
Ученики изучают начертание букв английского языка, учатся их писать. Важно не только правильно, но и красиво написать букву. Многие учителя для обучения графике используют приемы обучения изобразительному искусству. Ребята учатся анализировать букву по ее высоте, ширине, пропорциям, толщине линий. В этом случае можно говорить о развитии творческого мышления, творческих способностей.
Знакомясь с буквами английского алфавита второклассники получают разные творческие задания: нарисовать букву, разукрасить её, разрисовать. Такие задания развивают воображение и восприятие у учащихся.
Чтение, говорение, письмо, аудирование очень тесно связаны между собой. Поэтому многие творческие задания строятся так, чтобы задействовать различные виды речевой деятельности. Например, в начальной школе учащиеся, на уроках английского языка, вместе с учителем создают иллюстрированный словарь, работают над альбомами по временам года и страноведению. Дети приобретают определенные навыки: художественного анализа и оценки, эстетического суждения и восприятия.
Использование некоторых видов изобразительной деятельности на уроках английского языка, обеспечивает работу над языковым материалом и способствует эстетическому воспитанию детей.
Рисование активизирует воображение и творчество. Темы могут быть различными. Очень важно, чтобы эти темы давали свободу творчества. Все учащиеся свободны в выборе средств. Изучая тему «Времена года» можно предложить ученикам изобразить на бумаге снег, чтобы обучить соответствующей лексике. Вводятся слова и выражения по теме. Учащиеся узнают о снеге- как он красиво кружится и падает на землю, укутывая её белым покрывалом. Дети учатся видеть прекрасное.
Музыка играет очень важную роль в развитии эстетического воспитания у детей на уроках английского языка. Спектр музыкального воздействия широк: он охватывает все сложнейшие составляющие человеческой природы. Музыка — это чудодейственное средство привлечения детей к добру, прекрасному.
На уроках в младшей школе используют песни. Песни помогают более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают в себя новые слова и выражения. В песнях встречается уже знакомая лексика. Они помогают совершенствовать навыки произношения, развивают музыкальный слух, что способствует эстетическому развитию учащихся.
Ученики с радостью участвуют в работе, где параллельно пению нужно танцевать, рисовать.
Окружающая среда также оказывает влияние на развитие эстетического воспитания. В данном случае это кабинет, где проходят уроки иностранного языка. Эстетически оформленный кабинет участвует в процессе формирования эстетической культуры учащихся.
Уроки английского языка в начальной школе дают неисчерпаемые возможности для формирования эстетической культуры младшего школьника. Эстетика проникает во все области деятельности ребёнка, в том числе и речевую. Данная деятельность включает в себя чтение, говорение, письмо, аудирование.
В ходе работы над этими видами деятельности формируются:
эстетический вкус;
умения и навыки эстетической деятельности;
эстетическое восприятие;
эстетические оценочные суждения;
эстетические знания:
эстетические потребности.
Можно сделать вывод, что наибольшие возможности и условия для формирования эстетической культуры младшего школьника, предоставлены при обучении чтению и письму. Специфика эстетической деятельности не всегда позволяет организовывать ее в достаточном объеме на уроках аудирования и говорения.
Основными средствами воспитания являются музыка и изобразительное искусство, использование которых на уроках английского языка даёт возможность решать все задачи эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия, способностей к эстетическому творчеству. Огромное значение для формирования эстетической личности имеет использование средств театрального искусства. Драматизация развивает умение выражать эмоции, реагировать на речь и поступки других.
Использование неречевой деятельности учащихся развивает у них способность к сопереживанию, понимать и ощущать мир, выражать эти чувства разными выразительными средствами, приучает их радоваться успехам своих товарищей. Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка помогает познать красоту мира через чужой язык, культуру и обычаи других народов.
Младшие школьники эмоционально отзывчивы, обладают целостностью восприятия мира, готовностью к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством. Это дает возможность для формирования ценностных ориентаций младшего школьника эстетических чувств, вкуса, взглядов и убеждений, а также формируется эстетическое отношение учащегося к окружающему его миру.
Литература:
- Аверкиева, Г. В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. — Архангельск, 2001.
- Агапов, В. С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А. С. Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечественный ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. — М., 2001.
- Арапова, Е. М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Москва, 2009.
- Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика — 2006. -№ 10
- Кузовлев В. П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 — Просвещение.
- Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М.: Педагогика, 1975.
- Шулева Е. И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности // Начальная школа плюс до и после, — № 1.- 2005.