Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.01.2016

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Тангиров, Х. Э. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики / Х. Э. Тангиров, Ш. М. Пардаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24938/ (дата обращения: 06.10.2024).



Применение

 

За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь. Применение компьютерных технологий в преподавании математики волнует сейчас многих учителей. Несмотря на разворачивающийся в последние годы «компьютерный бум», перед нами открываются как перспективы при применении компьютерных технологий, так и трудности, связанные с этим вопросом.

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее преобразование. Однако более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Практически все развитые страны широко разрабатывают компьютерные технологии обучения. Это вызвано тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека. Резко возрос объем необходимых знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов. Функции компьютера в системе образования весьма разнообразны — от управления органами народного образования в целом и отдельной школы до средств развлечения учащихся во внеурочное время.

Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает как объект изучения и средство обучения. Каждой из этих функций соответствует свое направление компьютеризации обучения. Первая из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью. Второе направление видит в компьютере мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения. Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности.

Трудности не мешают учителям осваивать основные приемы работы с информационно-коммуникационными технологиями. Так как урок, подготовленный с использованием информационно-коммуникационных технологий, получается гораздо продуктивнее стандартного, ученики всегда с интересом воспринимают материал, представленный им в необычной форме. То есть применения информационно-коммуникационных технологий на уроках математики несет ряд достоинств:

          новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения;

          цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;

          компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение учащегося, учитывать индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;

          компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала;

          намного расширяются наборы применяемых учебных задач и благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом информации.

Кроме этого, использование информационно-коммуникационных технологий облегчает и труд преподавателя. В этом может помочь освоение новых учебных комплексов и пакетов компьютерной алгебры. Так, например, в учебный процесс все больше внедряются системы компьютерной алгебры для интенсификации преподавания курса алгебры (Axiom, Mathematica, Maple, MatLab и другие); для проведения уроков-лекций либо уроков другого типа, где требуется большое количество наглядного материала, могут использоваться презентации, изготовленные при помощи PowerPoint. На уроках стереометрии учителя могут применять пакет 3d StudioMax для работы с трехмерными изображениями. Этот пакет полезен на протяжении всего изучения курса стереометрии. Так как почти на каждом уроке приходится строить изображение тел, которые детям тяжело представить. Изображение на доске не всегда может помочь в этом. С помощью пакета 3d StudioMax за считанные секунды можно представить ученикам тело в различных проекциях, в цветах, сделать более наглядным для восприятия школьником.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть — Internet:

          переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

          привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

          интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Немаловажную роль в этом плане могут сыграть обучающие сайты. Перемещаясь по страницам подобных сайтов, пользователи могут получить огромное количество необходимой информации для изучения интересующей темы по предмету на необходимом уровне. В качестве примера можно привести сайт компании «Физикон»www.mathematics.ru. На страницах данного сайта очень удобно скомпонован материал из различных разделов математики. Многие темы сопровождаются наглядными иллюстрациями и динамическими дополнениями. Также на сайте есть возможность проверки своих знаний on-line. Нами разработан электронное средство обучения, электронный учебный комплекс или электронное учебное пособия по курсу «Алгебра» для общеобразовательной школы (www.edarslik.uz).

Как уже отмечалось выше, наиболее активно учителями используется PowerPoint. Связано это в первую очередь с тем, что программа довольно проста в использовании, доступна на интуитивном уровне и при подготовке материала не занимает много времени. Использование мультимедийного проектора совместно с компьютерной техникой позволяет демонстрировать анимационные элементы, видео- и аудиоматериалы, входящие в состав курса, и на глазах учеников осуществлять моделирование, что естественным образом улучшает восприятие и запоминание материала учениками. Именно поэтому учителя применяют презентации на уроках различной тематики: будь урок-лекция, урок повторения нового материала либо урок закрепления. При хорошо продуманной презентации урок получается «живой», интересный. А главное экономится много времени на уроке, так как записи на доске учителя сведены к минимуму. При проведении уроков по темам, связанным с построением графиков (например, по темам «Функции и графики», «Решение уравнений графическим методом» и так далее), учитель не тратит время на выполнение изображений на доске, что оставляет больше времени на закрепление материала, подведение итогов.

В настоящее время компьютер позволяет проводить подготовку к централизованному тестированию путем решения тестовых заданий, составленных на компьютере, с пояснениями для задач. Это может оказать большую помощь ученикам, которые занимаются дома, и поможет им сэкономить время, так как каждая задача, помещенная в данный тест, будет достаточно полно описана с приведением всех основных сведений из школьного курса математики, необходимых для решения данной задачи. По математике таких общедоступных комплексов очень мало. Однако учителя сами разрабатывают электронные учебники, презентации для проведения своих уроков и самостоятельной подготовки школьников.

В Указе Президента Республики Узбекистана «О Государственной общенациональной программе развития школьного образования на 2004–2009 годы» ставит на повестку дня наряду с укреплением материально — технической базы школ создание электронных учебников, основанных на современных информационных технологиях, и его применение в процессе обучения. Электронные средства обучения даёт возможность повысить качество учебного процесса, облегчить труд учителя, повысить уровень знаний учеников, пользоваться компьютерной техникой в процессе обучения.

Большинство электронных средств обучения, создаваемых школьными учителями, ориентируется на работу с информацией разных типов. Стремясь к повышению наглядности своих разработок, педагоги стараются включать в них и рисунки, и фотографии, и звуковые фрагменты, и, конечно же, анимацию или видео. Современное слово «мультимедиа», описывающее соответствующие ресурсы и технологии, проникло в образование и используется педагогами при осуществлении собственных разработок.

Исходя из этого, нами разработан электронное средство обучения, мультимедиа-средства так называемый электронный учебный комплекс по курсу «Алгебра» для общеобразовательной школы (www.edarslik.uz). Это в свою очередь позволяет ученикам овладеет большим знанием по сравнению с учебником. Использование электронных средств обучения на уроках математики в школе расширяет возможности учителя в устранении пробелов в знаниях у отстающих учащихся. А также учителя могут найти для себя множество удобных возможностей (тесты, анимации, мультимедиа, календарные планы, программы) в электронном учебном комплексе. Однако в учебном процессе ЭВМ не должна просто заменять и подменять собой классную доску, плакат, кино, диапроектор, натуральный эксперимент. Такая замена целесообразна только тогда, когда использование ЭВМ даст весомый дополнительный эффект по сравнению с использованием других средств обучения. При этом ЭВМ и другие средства обучения должны взаимно дополнять друг друга.

Хотим, отметит, что пользование электронных средств обучения развивает в учениках творческое мышление, повышает их интерес к алгебре, а также позволяет увеличению наглядности в ходе урока. А это служит для повышения качества и производительности образования в целом.

 

Литература:

 

  1.      Герман Ю. В., Каллаур Н. А. Применение компьютерных технологий на уроках математики // «Информатизация образования: интеграция информационных и педагогических технологий». Материалы конференций факультета прикладной математики и информатики. — Минск: БГУ. — 2008. — С. 108–111.
  2.      Тангиров Х. Э., Абдусаломов Т. Т. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения/ Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2015. — № 1 (81). — С. 489–491.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное средство обучения, компьютер, учебный процесс, средство обучения, учитель, компьютерная алгебра, компьютерная грамотность, компьютерная техника, общеобразовательная школа, электронный учебный комплекс.


Задать вопрос