Субъекты малого и среднего предпринимательства являются основой в становлении как экономической, так и социальной стороны жизни населения. Создание благоприятного инвестиционного климата на территории области способствует увеличению объемов выпуска высокотехнологичной продукции промышленными предприятиями и созданию эффективных новых рабочих мест.
Субъекты предпринимательства привлекают новые технологии и позволяют создавать современные производства, аналогов которым нет в мире. Этим компаниям оказывается государственная поддержка в виде налоговых льгот или компенсационных форм поддержки, а также они гарантированно получают комплексное административное сопровождение. Региональная система мер государственной поддержки решает различные задачи. Но основные из них — это модернизация предприятий, формирование стимулов к созданию новых активов, средств производства, новых рабочих мест.
Анализ динамики роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) показал тенденцию роста предприятий с 2006 года — от 37,3 тыс. единиц до 72,2 тыс. к 2012 году. В 2013 году произошло уменьшение числа предпринимателей до 69,6 тыс., хотя к 2014 году их число возросло до 71,7 тыс. По данным Тюменьстата количество СМСП в 2013году по сравнению с 2005 годом увеличилось почти в 2 раза. [6]
Наблюдается и рост оборота продукции, производимой малыми предприятиями- в 2014 году оборот составил 471922,2 млн. рублей.
Направления и перспективы развития малого и среднего предпринимательства региона определены в государственной программе Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства» до 2020 года.
Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства» до 2020 года разработана в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Тюменской области от 05.05.2008 № 18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области». [3]
Основной целью областной государственной программы является повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды области.
Для реализации указанной цели определены следующие задачи:
- Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Создание условий для повышения объема выпуска конкурентоспособной продукции (работ, услуг) малого и среднего предпринимательства, продвижение ее на внутреннем и внешнем рынках.
Государственная поддержка осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 № 99-п «О Порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии». [4]
Предприниматели Тюменской области получили субсидии в качестве господдержки — всего 330 млн. рублей. Общий объем финансирования снизился по сравнению с предыдущим годом, однако вклад из регионального бюджета, наоборот, -увеличился.
Таблица 1
Объем финансирования программы
Годы |
Объем финансирования, всего, млн. руб. |
Областной бюджет, млн. руб. |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, млн. руб. |
2010 |
265,1 |
199,3 |
65,8 |
2011 |
538,5 |
341,4 |
197,1 |
2012 |
509,8 |
316,8 |
193 |
2013 |
433,7 |
250,5 |
183,2 |
2014 |
463,7 |
167,9 |
295,8 |
2015 |
330,3 |
185,6 |
144,7 |
Одной из основных причин, которые сдерживают развитие малого бизнеса в России, остаётся нехватка финансирования. По имеющимся оценкам потребность компаний малого бизнеса во внешнем финансировании удовлетворена примерно на 30 %.
При необходимости покупки имущества у руководителя малого предприятия и индивидуального предпринимателя (ИП) есть два основных источника привлечения внешнего финансирования: банковское кредитование и приобретение в лизинг.
Лизинг — финансовый инструмент, сочетающий в себе элементы банковского кредита и долгосрочной аренды с выкупом. Руководитель малого бизнеса сам выбирает поставщика и имущество, которое необходимо приобрести, лизинговая компания оплачивает большую стоимость имущества, лизингополучатель оплачивает остаток стоимости и получает это имущество в финансовую аренду. В течение срока лизинга выплачиваются лизинговые платежи и по окончании договора лизинга имущество переходит в собственность клиента. Стандартный срок лизинга в малом бизнесе составляет около 3 лет.
Для лизингодателей предоставление имущества в лизинг малому бизнесу является более трудозатратным и менее экономически выгодным, чем лизинг в крупном и среднем бизнесе. Это связано с несколькими факторами, характеризующими специфику лизинга в малом бизнесе.
Во-первых, сделки лизинга для малого бизнеса обычно небольшие по сумме и для получения по ним дохода, сопоставимого по доходу от лизинга для среднего и крупного бизнеса необходимо заключить гораздо большее количество сделок лизинга с предприятиями малого бизнеса и ИП.
Во-вторых, значительное количество малых предприятий ведут двойную бухгалтерию и реальное финансовое состояние их бизнеса не отражается в официально сдаваемой отчётности. Несмотря на то, что для получения лизинга руководители малого бизнеса и ИП готовы показывать свою управленческую отчётность, далеко не все лизинговые компании такую отчётность рассматривают и при анализе финансового состояния клиента опираются только на официальную отчётность.
За 2010–2015 годы 1094 малым и средним предприятиям Тюменской области на развитие лизинга оборудования возмещено 1724,6 млн. рублей, в том числе 963 млн. рублей федерального бюджета. Приобретено 804 единицы спецтехники, 560 единиц транспорта и 1069 единиц оборудования — на сумму 6268,5 млн. рублей. [5]
В порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии, утвержденный постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 г. № 99-п, внесены изменения. Стало возможным компенсировать затраты по средствам договора лизинга оборудования, если предметом договора является:
оборудование, устройства, механизмы, приборы, аппараты, агрегаты, установки, машины, средства и технологии, прицепы-цистерны, предназначенные для перевозки молока или комбикорма, автоцистерны-молоковозы (грузовые автомобили, предназначенные для перевозки молока), погрузчики, тракторы колесные, экскаваторы, бульдозеры, автобетоносмесители, ассенизаторские машины, грузовые тягачи седельные, полуприцепы, сеялки (за исключением посевных многофункциональных сельскохозяйственных машин), почвообрабатывающая техника (за исключением многофункциональных культиваторов, дисковых борон и оборотных плугов), прицепные кормоуборочные комбайны, прицепная и навесная кормозаготовительная техника (за исключением кормозаготовительных комплексов), техника для посадки и уборки картофеля и овощей, прицепы лесовозные, харвестеры, форвардеры, прицепы для перевозки пчелиных ульев.
Оборудование должно относиться ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
нестационарные объекты для ведения производственной, гостиничной или медицинской предпринимательской деятельности субъектами предпринимательства
Временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.
технологическое, холодильное, фасовочное оборудованиепозаготовке и переработке дикоросов для субъектов предпринимательства, осуществляющих виды деятельности 01.12.32 — Сбор лесных грибов и трюфелей, 02.01.2 — Сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов, 01.13.24 — Сбор дикорастущих плодов.
Также увеличен размер компенсации затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга в размере до 5 млн. рублей по каждому договору лизинга. Годовой размер субсидии субъекту предпринимательства не может превышать 15 млн. рублей. Обязательным условием является наличие акта приема-передачи предмета договора лизинга, а также наличие в хозяйственном обороте субъекта предпринимательства оборудования, приобретенного в лизинг. В 2015 году возмещаются затраты, произведенные с 01.11.2014 по 31.10.2015, по договорам, заключенным с 2012 года.
Все мероприятия программы направлены на повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области, обеспечение повышения конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в области.
Литература:
- Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства».
- Закон Тюменской области № 18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области». от 5.05.2008г. (в ред. Законов Тюменской области от 11.10.2013 N 74, от 02.12.2013 N 96, от 24.04.2014 N 26)
- [Электронный ресурс] — режим доступа:https://www.admtyumen.ru.
- Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 № 99-п «О Порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии».
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области — [Электронный ресурс]- режим доступа:http://tumstat.gks.ru.
- Морозова И. М. Субсидии для сельскохозяйственных организаций: их виды, учет и контроль [Текст] /И. М. Морозова //Наука и мир. -2015.- № 11