Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия по социологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.01.2016

Статья просмотрена: 1945 раз

Библиографическое описание:

Демченко, С. В. Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия по социологии / С. В. Демченко, Д. В. Какадий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 695-697. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24887/ (дата обращения: 19.10.2024).



 

В статье рассматривается роль семинара, а так же применение учебной дискуссии в ходе проведения семинарского занятия. Анализируется подготовка к семинарскому занятию для успешного проведения семинар-дискуссии. Описывается одна из основных методик организации дискуссии в ходе семинарского занятия. На основе изученных материалов составлен общий порядок проведения семинара-дискуссии на тему «Социология как наука: уровни и система социологического знания».

Ключевые слова: учебное занятие в ВУЗе, методы преподавания, семинар, дискуссия, диспут

 

Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений.

Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления. Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности, что обуславливает актуальность изучения специфики семинара как формы организации учебного занятия.

Актуальность применения семинарских занятий в высшей школе связана с тем, что с помощью учебных занятий в форме семинара повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения.

Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия как метод организации семинарского занятия в высшей школе.В процессе проведения семинара-дискуссии организуется поиск нового знания, оценки, ориентира для последующей самостоятельной работы студентов.

Сложившаяся годами в вузах лекционно-семинарская система обучения предполагает чтение лекций и обсуждение студентами тем, предусмотренных учебной программой, под руководством преподавателя.

Семинар — это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения [1].

Семинар является самостоятельной, многоцелевой формой обучения, которая призвана углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь студентам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы.

Семинар — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

Участие в дискуссии — сложный интеллектуальный процесс, а не просто вопросно-ответная форма общения на семинаре. Дискуссия предполагает свободное высказывание собственной аргументированной позиции. Участники дискуссии хорошо осведомлены в предмете дискуссии; имеют навыки общения в группах, толерантны к чужому мнению; умеют принимать совместные, коллективные решения.

Результатами семинара-дискуссии должны стать сформировавшиеся у студентов знания и навыки, а также умение аргументированно отстаивать собственную точку зрения по рассматриваемой тематике.

Успех дискуссии во многом определяется темой, а также продуманной организацией самого семинара, подготовкой преподавателей и студентов. Преподавателю необходимо продумывать:

                    задачи семинара-дискуссии;

                    прогнозируемый ход обсуждения выбранных вопросов;

                    возможные варианты ответов или оценочных суждений;

                    выводы, к которым участники могут прийти в результате обсуждения.

Спор на семинаре-дискуссии дает толчок к собственным размышлениям (как студента, так и преподавателя), помогая порой выявить решение проблемных вопросов [2, с. 27].

Методика организации дискуссии в ходе семинарского занятия включает в себя следующие элементы:

                    вступительное слово, где дается ориентировка в теме занятия и цели, которую все — и преподаватель, и студенты — будут стремиться достичь. Здесь также кратко говорится о порядке проведения занятия в форме свободной дискуссии;

                    предоставление слова в соответствии с планом семинарского занятия первому студенту (на добровольной основе, а не по вызову);

                    внимательно выслушать доклад студента, проследить за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна (бездоказательна, описательна), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете?» или «Какое отношение имеют ваши слова к теме?», «Что из этого следует?» и т. д.;

                    если выступающий не находит нужного ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему;

                    если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться до тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы [3, с. 133].

Рассмотрим общий порядок проведения семинарского занятия с дискуссией, включая этап подготовки занятия на тему «Социология как наука: уровни и система социологического знания».

  1.                Продумывание цели семинара по данной теме.

Основная цель семинара-дискуссии по теме «Социология как наука: уровни и система социологического знания» — изучение понятия социологии, ее уровней и определение места в системе научных дисциплин.

Дополнительными учебными целями семинара-дискуссии являются:

                    отработка студентами навыков самостоятельной подготовки к учебному занятию;

                    отработка навыков студентами ведения групповых дискуссий, логического мышления.

  1.                Отбор и формулировка вопросов семинара.

На семинаре необходимо рассмотреть следующие общие вопросы:

                    характеристика социологии как самостоятельной науки;

                    определение системы и уровней социологического знания;

                    особенности практического применения социологии в обществе, ее основные функции.

  1.                Формулировка основных вопросов семинара.

Основными вопросами, необходимыми для освещения в ходе семинарского занятия, являются:

                    охарактеризовать понятие социологии, ее предмет и объект;

                    определить место и роль социологии в системе других научных дисциплин;

                    исследовать систему социологического знания и ее основные элементы;

                    определить особенности уровни социологического знания;

                    охарактеризовать значение социологии и ее роль в современной науке.

  1.                Формулировка дополнительных вопросов для развертывания и обсуждения на семинаре.

В качестве дополнительных вопросов на семинаре-дискуссии можно выделить следующие:

                    определение методов и методологии социологического знания;

                    общие и специальные теории социологического знания.

  1.                Формулировка практических заданий для подготовки студентов к семинару.

Для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию в форме дискуссии студентам необходимо подготовить выступления на следующие темы:

                    «Зарождение социологии как науки и ее родоначальники»;

                    «Социология в системе научных дисциплин (социальная философия, экономика, социальная психология, политология, культурология, социальная антропология)»;

                    «Элементы социологического знания (социальные факты, общие и специальные социологические теории, отраслевые социологические теории, методы сбора и анализа социологической информации)»;

                    «Уровни социологического знания (фундаментальный, прикладной, теория среднего уровня)»;

                    «Практическое применение социологии в обществе, ее основные функции».

  1.                Постановка основных вопросов перед группой.

На данном этапе важно вступительное слово преподавателя, в ходе которого необходимо озвучить цель семинара-дискуссии. Также необходимо кратко изложить суть основных поставленных вопросов, осветить план организации учебного занятия.

  1.                Слушание выступлений, вопросов и реплик студентов, постановка очередного и дополнительного вопросов для обсуждения.

Студенты поочередно должны выступить с подготовленными дополнительными вопросами для развертывания и обсуждения на семинаре. В ходе выступления, студенты-слушатели должны помечать вопросы, на которые выступающему, по завершению своего выступления, необходимо ответить. Также по завершению выступления и обсуждения вопросов студенты в ходе дискуссии должны вывести основные выводы прослушанного материала для письменной фиксации.

  1.                Вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений.

В случае, если выступающий студент неверно излагает материал, преподавателю необходимо внести поправки. Также при обсуждении дискуссии, если студенты затрудняются в верном определении ключевых понятий, преподавателю необходимо направить ход дискуссии.

  1.                Подведение итогов семинара и постановка задач на будущее.

По завершению рассмотренных вопросов и записи ключевых моментов дискуссии, преподаватель должен произнести заключительное слово, подвести итог. В качестве основного материала, необходимого для записи студентами, необходимо отметить:

                    начало зарождение социологии как науки, ее понятие, объект и предмет;

                    понятие основных элементов социологического знания;

                    характеристика уровней социологии;

                    место социологии в системе научных дисциплин и ее функции.

  1.            Оценка степени достижения цели.

На данном этапе необходимо кратко отметить полноту изученного материала, сделать критический анализ выступлений всех участников дискуссии. Также необходимо оценить степень подготовленности студентов к семинару, вовлеченность и активность группы к открытой дискуссии.

  1.            Выводы на будущее (для изучения очередной темы).

В качестве заключения преподавателю необходимо предоставить студентам задания на подготовку к следующему семинарскому занятию.

Таким образом, семинар-дискуссия проводится с целью закрепления новой информации, развития мышления студентов, овладения умением применять на практике знания, приобщения к исследовательской работе. Преподаватель, в свою очередь, ставит проблемные вопросы, для того, чтобы студенты участвовали в дискуссии, выражая свои оценки по изучаемой проблеме, что способствует расширению знаний студентов и закреплении учебного материала.

 

Литература:

 

  1.                Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс] // социальная педагогика. URL: http://social_pedagogy.academic.ru (дата обращения 02.11.2015).
  2.                Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. М.: Наука, 2013. 112 с.
  3.                Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семинарское занятие, социологическое знание, семинар, студент, учебное занятие, преподаватель, система, социология, высшая школа, самостоятельная подготовка.


Ключевые слова

дискуссия, методы преподавания, учебное занятие в ВУЗе, семинар, диспут

Похожие статьи

Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности

В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...

Игровой метод как форма закрепления материала и метапредметных связей в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

В статье представлена авторская разработка проведения в сюжетно-игровом формате учебного занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которая позволяет актуализировать фундаментальные знания, полученные в ходе проведения курса лекций. В пр...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...

Методика проведения интерактивного семинара по курсу «Философия» (на примере Пензенского филиала Военной академии материально-технического обеспечения)

Автором статьи рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов преподавания семинарских занятий в военном вуз, которые значительно улучшают усвоение учебного материала. Предлагается своя методика на примере интерактивного семинара по ку...

Предпосылки успеха учебной деятельности и самоорганизации студентов первого и второго года обучения

Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и собственный опыт практической работы на ИИМОП КНУ, автор развивает идею об успешности профессиональной деятельности студентов-психологов первых годов обу...

Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

Внеклассная работа по английскому языку как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка учащихся средней школы

В статье автор работы проводит исследование таких понятий, как внеклассная работа, мотивация при изучении иностранного языка. В статье представлены результаты проведенного анкетирования обучающихся с целью выявления преобладающего вида мотивации и да...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Похожие статьи

Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности

В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...

Игровой метод как форма закрепления материала и метапредметных связей в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

В статье представлена авторская разработка проведения в сюжетно-игровом формате учебного занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которая позволяет актуализировать фундаментальные знания, полученные в ходе проведения курса лекций. В пр...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза

В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английско...

Методика проведения интерактивного семинара по курсу «Философия» (на примере Пензенского филиала Военной академии материально-технического обеспечения)

Автором статьи рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов преподавания семинарских занятий в военном вуз, которые значительно улучшают усвоение учебного материала. Предлагается своя методика на примере интерактивного семинара по ку...

Предпосылки успеха учебной деятельности и самоорганизации студентов первого и второго года обучения

Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и собственный опыт практической работы на ИИМОП КНУ, автор развивает идею об успешности профессиональной деятельности студентов-психологов первых годов обу...

Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...

Технология проектного обучения: история и современность

Статья представляет попытку зафиксировать первые этапы формирования технологии проектного обучения. В результате проведённого анализа, касающегося истории создания метода проектного обучения, были выявлены общие признаки на начальном этапе развития м...

Внеклассная работа по английскому языку как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка учащихся средней школы

В статье автор работы проводит исследование таких понятий, как внеклассная работа, мотивация при изучении иностранного языка. В статье представлены результаты проведенного анкетирования обучающихся с целью выявления преобладающего вида мотивации и да...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Задать вопрос