Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе различают общесоциальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т. п.
Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Понятно, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия [1].
Понятие правового статуса достаточно широко исследовалось самыми различными специалистами и мнения относительно него высказывались разные. Одни ученые определяют правовой статус личности как правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством [2]. Другие — считают, что в основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т. е. реальное положение человека в системе общественных отношений. Право, по их мнению, лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки [3].
В целом, все специалисты сходятся на том, что правовой статус включает в себя в качестве обязательных элементов права и обязанности лица. В то же время большинство ученых считают необходимым включить в его структуру и иные, помимо прав и обязанностей, элементы. К этим элементам, в частности, относят: гражданство; правосубъектность (правоспособность и дееспособность); принципы; законные интересы; гарантии, обеспечивающие осуществление прав и свобод и исполнение обязанностей; ответственность гражданина перед государством и обществом и др. [4]
Говоря о правовом статусе сотрудников полиции, следует помнить, что в теории права выделяют различные виды правовых статусов граждан. Так, наиболее широким является общий правовой статус человека — им определяется наиболее общие права, обязанности и ответственность лица, указанные прежде всего в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем этот статус нельзя называть конституционным, как это делает, например, Н. И. Матузов [5], так как помимо конституционных положений, он включает в себя общие права отраслевые права и обязанности личности [6].
Еще одним видом правового статуса является правовой статус гражданина. Каждый гражданин Российской Федерации обладает, естественно, всеми правами и обязанностями личности, однако, помимо них, он приобретает дополнительные права и обязанности, определяемые фактом его гражданства. Под общим статусом гражданина Российской Федерации понимается: статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ, который является одинаковым для всех граждан [7]. Основой общего правового статуса является Конституция РФ и международные правовые документы, ратифицированные государством, нормы которых не охвачены Основным Законом [8].
Однако общий правовой статус — это статус, единый для всех граждан Российской Федерации (или даже для всех физических лиц на территории Российской Федерации) в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации и законодательством. Однако, статус каждого конкретного гражданина, разумеется, сложнее. Ведь личность — это не просто абстрактный гражданин — это и носитель специфических прав и обязанностей, обусловленных его профессиональной деятельностью, социальным положением, добровольным участием в различных обществах и т. п. Понятно, например, что статус пенсионера отличается от статуса работника государственного предприятия, а статус члена политической партии от статуса рыболова-любителя.
Исходя из этого, в научной литературе по конституционному праву делается обоснованный вывод, что одно и то же лицо может быть одновременно носителем различных специальных правовых статусов в зависимости от занимаемых им социальных позиций [9].
Аналогичную позицию занимают и административисты. Так, Д. Н. Бахрах указывает на существование разнообразных административно-правовых статусов индивидуальных субъектов [10], а И. И. Веремеенко отмечает, что административно-правовой статус личности в сфере охраны общественного порядка является частью административно-правового статуса в целом, а последний, в свою очередь, — частью правового статуса личности [11].
Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [12] и нормативными правовыми актами МВД России), — особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом — статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служащего [13].
В рамках темы настоящей статьи нас интересует именно специальный правовой статус сотрудников полиции. По мнению Ю. Н. Старилова, правовой статус государственного служащего — это центральный элемент правового института государственной службы: «Другие элементы правового института государственной службы конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать их потенциал» [14]. Под правовым статусом государственного служащего в правовой литературе предлагается понимать совокупность закрепленных нормами права обязанностей и прав, которыми он обладает в связи с осуществлением служебной деятельности по занимаемой государственной должности [15].
Часть 4 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Что касается Федерального закона «О полиции», то он не содержит термина «правовой статус», однако говорит о правовом положении сотрудника полиции. Учитывая, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» рассматриваются в отечественной правовой науке как синонимичные, можно на основе главы 6 указанного закона выделить элементы правового положения (статуса) сотрудника полиции. Таковыми, в таком случае, являются:
права сотрудника полиции;
обязанности сотрудника полиции;
гарантии правовой защиты сотрудника полиции;
ответственность сотрудника полиции.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус сотрудника полиции составляют его права и обязанности, гарантии и ответственность которые определяются основными нормативно-правовыми актами, регулирующими прохождение государственной службы в органах полиции. Сотрудник полиции обладает общим и специальным правовым статусом, а в некоторых предусмотренных законом случаях и особым административно-правовым статусом.
Литература:
- См.: Дубровин А. К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 61.
- Алексеев С. С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998. С. 425.
- Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. проф. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 224.
- См. например: Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 1996. С. 10; Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 59; Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. С. 40; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 234; Лепешкин А. И. Курс советского государственного права. М., 1964. Т. 1. С. 529 и др.
- Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — М., 2000. С. 267.
- Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. С. 37–39; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 198–199.
- Большой юридический словарь / Под ред. д.ю.н., проф. А. В. Малько. М., 2009. С. 42.
- Зайцев А. А. Содержание административно-правового статуса участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 47.
- Витрук Н. В. Основы теории правового положении личности в социалистическом обществе. М., 1979. с. 186–188.
- См.: Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник. Общая часть. М., 1993. С. 33.
- См.: Веремеенко И. И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Ч. 2. М., 1982. С. 35.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4391.
- Тихомиров Ю. А. Курс административного права процесса. М., 1998. С. 314.
- Старилов Ю. Н. Служебное право. М., 1996. С. 319.
- Новоселова Н. В. Обязанности и права государственного служащего: Дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 37.