Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.12.2015

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Мельникова З. И. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 997-1001. — URL https://moluch.ru/archive/104/24613/ (дата обращения: 14.12.2018).

 

В последние годы наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. Одной из насущных проблем современной коррекционной педагогики является — сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи.

Роль учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, а рост и развитие детского организма требует бережного к нему отношения и щадящих нагрузок.

Решение данной проблемы видится нам во внедрении тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей, т. е. здоровьесберегающих технологий.

На логопедических занятиях мы активно используем следующие элементы здоровьесберегающих технологий: технология доктора медицинских наук В. Ф. Базарного, технология саморазвития М. Монтессори, пальчиковая и дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, психогимнастика, кинезиологические упражнения, песочная терапия, су-джок терапия, релаксация, подвижные и спортивные игры и упражнения, динамические паузы.

В основе нашей педагогической деятельности, уже в течение многих лет лежит технология раскрепощённого развития детей В. Ф. Базарного. Наши педагоги работают в группах мальчиков и в группах девочек, т. к. введено раздельно-параллельное обучение. Занятия проводятся в двигательном режиме, с частой сменой поз и в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. С этой целью используются подвижные «сенсорные кресты» — вертушки, на которых крепятся картинки, подвижные «линейки-держалки», что позволяет активизировать все группы глазных мышц детей, привлечь их внимание, развивать зрительную память. Можно на линейку поместить картинки и по первым звукам отгадать слово, можно поместить зашифрованное слово или ребус и т. п. В четырёх углах комнаты располагаются сигнальные картинки. Логопед называет картинки, а дети фиксируют на них взгляд. Режим называния картинок: сначала в одном направлении, затем в обратном, и в заключении, в случайной последовательности. Также даются определённые задания и дети стрелочкой (вытянутой рукой) показывают свой выбор и обосновывают его. С целью «смягчения» неблагоприятных последствий воздействия на организм комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, используется методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов — «СУС». Стоя под тренажером, дети выполняют непроизвольно-сочетательное движение глазами, головой и туловищем. Весь материал, используемый на занятиях, располагается по всему пространству групповой комнаты (предметные картинки, буквы, слова, схемы, игрушки и т. д.).

Мы считаем, что использование здоровьесберегающей технологии Базарного В. Ф., в процессе развития и коррекции речи дошкольников, в основе которой лежит комплексное воздействие на детей через снятие утомления, повышение двигательной активности приводит к сохранению и улучшению зрения, осанки, к снижению уровня заболеваемости наших воспитанников, к повышению их познавательной активности и положительному психоэмоциональному самочувствию.

В нашем детском саду проводятся Дни здоровья. Предлагаю вашему вниманию одно из занятий.

Будь здоров на сто годов!

Задачи: дать детям понятие о важности здоровья в жизни человека; развивать способность к перевоплощению, умение пользоваться неязыковыми средствами общения, развивать внимание, память, воспитывать в детях доброту, отзывчивость на чужое горе, желание помочь.

Ход:

По дорожке дети подходят к закрытой двери, на которой нарисован красный крест, стучатся. Выходит Айболит.

— Приветствую вас, ребята! (Дети здороваются)

Ой, какое хорошее слово вы сказали — «Здравствуйте!» А вы знаете, что оно означает? (ответы детей).

Ну-с, как живете? Как животик? Не болит? Ой, кто это так жалобно стонет? Вы слышите?

(Дети идут на стоны, видят Бармалея, лежащего с перевязанной полотенцем головой, с градусником под мышкой).

— Что-то мне эта личность подозрительно знакома … Ребята, вы узнали, кто это? (Дети: Бармалей!)

Бармалей, плача: Я кровожадный, я беспощадный,

Я злой разбойник Бармалей, ой-ой-ой!

— Ребята, что это с ним? (щупает лоб, проверяет зрачок, считает пульс). Все ясно: инфлюэнца, симуленца, кашлюэнца, лодырит! Н-да, голубчик! Болезнь человека не красит! Дела неважные: Вы очень злы, потому и больны!

Бармалей: О, я буду добрей! Полюблю я детей! Не губите меня! Подлечите меня!

— Ребята, что делать будем? Лечить? Одному мне не справиться. Поможете? (Дети: Да!) Садитесь в кружок на подушки. И ты с нами, Бармалей! Чтоб взбодрить весь организм нужно сделать массаж пальчиков.

Проводится пальчиковая игра «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа.

Эта долька — для утят, эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра, а для волка — кожура. Он сердит на нас — беда! Разбегайтесь кто куда!

— Ну как, легче тебе, Бармалеюшка?

Бармалей: Да полегчало вроде …

— А вы знаете, что 5 минут смеха равносильны одному стакану сметаны? Смеяться очень полезно! Надо чаще улыбаться. Ой, Бармалей, ты только полюбуйся на свою мимику! (подает ему зеркальце).

Бармалей: Мимика? (Осматривает себя, бормочет) Нет у меня никакой мимики …

Дети: Мимика — это различные выражения лица.

— Поучим Бармалея улыбаться? Смотрите, как много выражений лица бывает! (показывает карточки, дети воспроизводят изображение, последняя карточка — с радостным выражением лица).

А не слыхал ли ты, Бармалей, такую народную мудрость: «Быстрого, да ловкого, болезнь не догонит!» А вы, ребята, как понимаете эту пословицу? (ответы детей)Ты, Бармалей, видимо не так быстр и ловок, раз тебя болезнь догнала! Надо тренироваться. Готовы? (Дети и Бармалей: Да!)

— Подышим!

  1. Вдох, медленный выдох.
  2. Вдох, задержка дыхания, медленный выдох.
  3. Вдох, задержка дыхания, выдох в три приема.
  4. Упражнение «Сдуй коробок».

4. а. Упражнение «Сдуй коробок». Кто дальше? (Соревновательный момент)

— Сможете ли вы сказать пословицу «Быстрого, да ловкого, болезнь не догонит!» шепотом? (Громко, быстро, первую половину — одна группа детей, вторую — другая). Ну, что, тренируемся дальше?

Игра «Ворота»

Тра-та-та, тра-та-та, отворялись ворота.

А из этих из ворот вышел маленький народ:

Один дядя — вот такой! (показывают штангиста).

Другой дядя — вот такой! (теннесист).

Третий дядя — вот такой! (пловец).

А четвертый — вот такой! (лыжник).

— Как здорово вы перевоплощались в спортсменов!

Бармалей: А что значит перевоплощаться?

Дети: Превращались, играли роль.

— Продолжаем перевоплощаться!

Ссутулились, выпрямились, подняли плечики, «отбросили» их назад, животики подтянули!

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носочках, а потом на пятках.

Пойдем мягко как лисята, и как мишка косолапый.

И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся — Ежик сладко потянулся!

— Ребятки, смотрите на Бармалея! Выздоровел, Бармалей?

Бармалей: Я уже почти здоров. Но вот чего-то мне еще не хватает … может, пилюльку какую пожевать?

— Доброты тебе не хватает! Тут я бессилен. А ребята смогут тебе помочь, выполнив условие за той дверью.

(За дверями в другой комнате, дети рисуют портрет доброго Бармалея. Приглашают его полюбоваться на себя.)

Бармалей: Смотрите, какой я здесь красивый, веселый, какой я здесь добрый! Что-то я чувствую! (прислушивается к себе) Я Здоров! За то, что вы спасли меня, я верну вам ваших зверят (отдает детям клетку, в которой сидят два зверька (куклы).

Подходите, получите, ни копейки не платите!

Потому что Бармалей ЛЮБИТ маленьких детей!!!

Буду с вами я дружить,

Нашей дружбой дорожить!

(Дети благодарят и прощаются с Айболитом и Бармалеем).

K:\с компьютера =)\Фото и фильмы\Мамины фото\Занятие-здоровье Старшая 2011\DSC09470.JPG

 

K:\с компьютера =)\Фото и фильмы\Мамины фото\Занятие-здоровье Старшая 2011\DSC09459.JPG

 

Литература:

 

  1.      Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционно школьной среде. Часть I, г. С-П., 1995 г
Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, эта, ребята, картинка, долька, ответ детей, задержка дыхания, медленный выдох, дошкольный возраст, упражнение.


Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет

Основные термины (генерируются автоматически): речевое дыхание, ребенок, формирование, слово, выдох, правильное речевое дыхание, вдох, нарушение, упражнение...

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей...

Вопрос — ответ.

Результатом данной работы стало составление программы «Организация работы по формированию грудобрюшного типа дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика для дошкольников | Статья в сборнике...

Вопрос — ответ.

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дыхательная гимнастика, упражнение, дошкольный возраст, иностранный язык, верхняя губа, губная гармошка, звук.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении...

По окончании упражнений дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3–4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох.

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Вопрос — ответ.

Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох выдох осуществляются через нос, они короткие и одинаковые по продолжительности.

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР.

Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении...

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала дети младшего возраста учатся

Исходное положение — стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами.

Пауза — задержка дыхания. Выдох — втянуть живот как можно сильнее.

Волновая гимнастика в коррекции психомоторных показателей...

Вопрос — ответ.

Волновая гимнастика создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены — смогли расслабиться, а дыхание стало

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет

Основные термины (генерируются автоматически): речевое дыхание, ребенок, формирование, слово, выдох, правильное речевое дыхание, вдох, нарушение, упражнение...

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей...

Вопрос — ответ.

Результатом данной работы стало составление программы «Организация работы по формированию грудобрюшного типа дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика для дошкольников | Статья в сборнике...

Вопрос — ответ.

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дыхательная гимнастика, упражнение, дошкольный возраст, иностранный язык, верхняя губа, губная гармошка, звук.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении...

По окончании упражнений дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3–4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох.

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Вопрос — ответ.

Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох выдох осуществляются через нос, они короткие и одинаковые по продолжительности.

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР.

Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении...

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала дети младшего возраста учатся

Исходное положение — стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами.

Пауза — задержка дыхания. Выдох — втянуть живот как можно сильнее.

Волновая гимнастика в коррекции психомоторных показателей...

Вопрос — ответ.

Волновая гимнастика создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены — смогли расслабиться, а дыхание стало

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет

Основные термины (генерируются автоматически): речевое дыхание, ребенок, формирование, слово, выдох, правильное речевое дыхание, вдох, нарушение, упражнение...

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей...

Вопрос — ответ.

Результатом данной работы стало составление программы «Организация работы по формированию грудобрюшного типа дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика для дошкольников | Статья в сборнике...

Вопрос — ответ.

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дыхательная гимнастика, упражнение, дошкольный возраст, иностранный язык, верхняя губа, губная гармошка, звук.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении...

По окончании упражнений дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3–4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох.

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Вопрос — ответ.

Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох выдох осуществляются через нос, они короткие и одинаковые по продолжительности.

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР.

Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении...

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала дети младшего возраста учатся

Исходное положение — стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами.

Пауза — задержка дыхания. Выдох — втянуть живот как можно сильнее.

Волновая гимнастика в коррекции психомоторных показателей...

Вопрос — ответ.

Волновая гимнастика создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены — смогли расслабиться, а дыхание стало

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет

Основные термины (генерируются автоматически): речевое дыхание, ребенок, формирование, слово, выдох, правильное речевое дыхание, вдох, нарушение, упражнение...

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей...

Вопрос — ответ.

Результатом данной работы стало составление программы «Организация работы по формированию грудобрюшного типа дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей...

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика, дошкольный возраст, грудная клетка, внешнее дыхание, ребенок.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика для дошкольников | Статья в сборнике...

Вопрос — ответ.

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дыхательная гимнастика, упражнение, дошкольный возраст, иностранный язык, верхняя губа, губная гармошка, звук.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении...

По окончании упражнений дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3–4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох.

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Вопрос — ответ.

Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох выдох осуществляются через нос, они короткие и одинаковые по продолжительности.

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР.

Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении...

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала дети младшего возраста учатся

Исходное положение — стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами.

Пауза — задержка дыхания. Выдох — втянуть живот как можно сильнее.

Волновая гимнастика в коррекции психомоторных показателей...

Вопрос — ответ.

Волновая гимнастика создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены — смогли расслабиться, а дыхание стало

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Задать вопрос