Автор: Штина Мария Юрьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.12.2015

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Штина М. Ю. Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога ДО, работающего в сфере НОО // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1058-1062.

 

В статье раскрываются проблемы формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, работающего с младшими школьниками. Автор рассматривает взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также их различия. В статье дано обоснование и подтверждение данных проблем, проведён опрос. Также, в статье подробно рассказывается о двух значительных проблемах формирования профессиональных компетенций педагога, таких как: смешивание понятия дополнительное образование и внеурочная деятельность, а также проблема не достаточного знания своей должностной инструкции и не достаточно хорошее знание документов, связанных с профессиональной деятельностью работника образования.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, компетенции, педагог дополнительного образования, зона интеграции, трудовые функции.

 

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) дополнительное образование основательно вошло в общую систему учебного процесса. На основе этого вышел профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, который предусматривает трудовые и обобщённые трудовые функции педагога. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (далее ДО) направлен на реализацию основной цели вида профессиональной деятельности. Целью является организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ [1 п.1].

Реализация данной цели ведёт к формированию и развитию гармоничной и разносторонне развитой личности. Такой выпускник начальной школы будет не только успешен на дальнейших ступенях образования, но и будет чётко представлять жизнь за школьными стенами, будет готов к труду и поиску информации, её применению и апробации. Иными словами, к концу обучения в начальной школе мы получим полноценную личность, гражданина и человека, обладающего духовно-нравственными ориентирами и умением реализовать свои цели, идеи на благо обществу.

Но получение такого высокого и значимого для общества результата не так просто, как это кажется на первый взгляд. Существует ряд проблем и трудностей, которые встают перед педагогом дополнительного образования детей.

Первой и самой главной проблемой являются недостаточные знания педагога ДО, трудность в отличии дополнительного образования детей от внеурочной деятельности. Необходимо помнить о том, что организация внеурочной деятельности младших школьников является составной частью основной общеобразовательной программы НОО, которая призвана обеспечить развитие способностей обучающихся в разных сферах деятельности, формирование высокого уровня самосознания воспитанников, умения сделать правильный нравственный выбор, а также позволяет решить среди других проблему свободного времени в рамках системно-деятельностного подхода к организации культурно-творческой, интеллектуальной, оздоровительной деятельности, рациональной самоорганизации обучающихся начальной школы [3, с.107].

Существуют зоны интеграции между дополнительным образованием, внеурочной и урочной деятельностью. Педагогу стоит очень хорошо представлять данную модель, имеющую зоны пересечений.

В рамках проделанной работы была изучена и адаптирована модель, представленная Рассказовым Ф. Д. и Соловьёвым Е. О. в статье «Работа педагогов по соблюдению эффективной внеурочной деятельности младших школьников» [3.c.109]. С помощью кругов Эйлера-Венна не сложно изобразить такую модель (рис.1).

Рис.1. Общая модель деятельности педагогов

 

Пояснение модели:

Зона интеграции 1 — кружки и занятия по подготовке детей к различным предметным олимпиадам, по метапредметным конкурсам.

Зона интеграции 2 — концерты, выставки, праздники, праздничные выступления.

Зона интеграции 3 — курсы по выбору, концерты, выставки, экскурсии, конкурсы рисунков, поделок, чтецов, фотографий; посещение музеев, выставок, театров.

Зона интеграции 4 -дни науки, праздники, фестивали художественной самодеятельности.

Из данной модели следует, для получения конкретного результата в каждой и представленных сфер образования нужно чётко понимать, какие зоны интеграции существуют и как реализовать непрерывный и взаимосвязанный педагогический процесс. Для этого педагогу нужно:

  1.                Иметь прочные знания в своей области преподавания и воспитания детей, а также умение их применить в практической деятельности;
  2.                Знание должностных инструкций и профессионального стандарта педагога.
  3.                Умение выстраивать образовательный процесс в соответствии с изменениями в жизни страны, общества и интересов подрастающего поколения (детей).

Автором проведено исследование данной проблемы, в котором участвовали 7 педагогов дополнительного образования детей младшего школьного возраста, работающих в различных центрах дополнительного образования и 13 учителей начальных классов, работающие в таких школах как: МАОУ «Лобановская средняя школа», МАОУ «Платошинская средняя общеобразовательная школа», «Лицей № 1» г.Лысьва. Также приняли участие родители детей «Лобановской средней школы», которые представили своё мнение по данной проблеме. Результаты первого опроса представлены в диаграмме (рис.2).

Рис. 2. Мнение педагогов дополнительного образования

 

Пояснение диаграммы:

Педагогам дополнительного образования был задан вопрос «В чём заключаются отличия дополнительного образования детей и внеурочной деятельностью?» В результате было выявлено, что педагоги в основном видят разницу, но не все могут обосновать своё мнение, знаний не достаточно.

Тот же самый опрос проведёт среди учителей, которые ведут факультативы, кружки у детей младшего школьного возраста. Результаты второго опроса представлены на диаграмме (рис.3).

Рис. 3. Мнение педагогов дополнительного образования

 

Пояснение диаграммы:

Таким образом, установлено, что данная проблема существует, действительно, следует отводить большее внимание подготовке учителей, знакомить с новыми стандартами и теоретической составляющей внеурочной деятельности и дополнительного образования.

По мнению большинства опрошенных родителей, был сделан вывод о недостаточном качестве внеурочной деятельности. Они считают, что внеурочная деятельность не является эффективным средством развития ребёнка в отличие от дополнительного образования. Результатом дополнительного образования они считают места, занимаемые детьми на конкурсах и олимпиадах, которыми они не всегда довольны. Но это не является существенным аргументом качества дополнительного образования, ведь возможно влияние ряда других факторов, таких как:

                    Индивидуальные особенности ребёнка;

                    Профессионализм преподавателя и его образование;

                    Стаж работы преподавателя в данной области.

Второй проблемой не достаточного профессионализма педагога ДО, является незнание свих должностных обязанностей. С ними можно ознакомиться как в трудовом договоре, так и в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования [2]. Преподаватель должен уметь работать по образовательным программам, что предусматривает организацию деятельности обучающихся, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы, организовывать досуговую деятельность обучающихся, обеспечивать взаимодействие с родителями, проводить педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы, разрабатывать программно-методическое обеспечение реализации данной программы [2, с.2]. Кроме данных трудовых функций нужно помнить и об обобщённых, таких как организационно-методическое и организационно — педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Педагог дополнительного образования должен помнить, что существуют требования к образовательному уровню, опыту практической работы и особые условия допуска к работе [2, с.3]. Владение теоретическими знаниями должно быть обязательно дополнено необходимыми умениями, такими как проводить диагностики предрасположенности (задатков) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта, использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, анализировать и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования. Также преподаватель должен уметь использовать ИКТ, быть грамотным в использовании электронных образовательных и коммуникационных ресурсов.

В соответствии с современными тенденциями развития образования предполагается реализация новой модели воспитательного процесса, основанная на компетентностной образовательной парадигме, активной роли всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, развитии творческих способностей обучающихся, оптимальном сочетании индивидуальных и коллективных интересов [1, с.1].

Выше сказанное ведёт к совершенствованию и развитию профессиональной компетенции педагога ДО. Основным образовательным результатом является воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями.

Кроме рассмотренных проблем формирования профессиональной компетентности педагога, существуют ещё и такие, как отсутствие компетенций в области личностных качеств (эмпатийность и социорефлексия, самоорганизация и общая культура). Также существует ряд проблем, направленных на постановку целей и задач педагогической деятельности (не умение перевести тему занятий в педагогическую задачу, вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач), организацию и педагогической деятельности (не умение устанавливать субъект-субъектные отношения, проводить педагогическое исследование).

Таким образом, рассмотренные проблемы не позволяют говорить о достаточной грамотности и компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с младшими школьниками. Для преодоления каждой из проблем существует ряд решений:

  1.                Знать основные модели внеурочной деятельности;
  2.                Знание теоретических основ в сфере ДО;
  3.                Грамотная работа в соответствии с должностной инструкцией и стандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы её реализации как факультативы, школьные научные сообщества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору [4, c.23–24].

В соответствии с рассмотренными актуальными проблемами формирования профессиональных компетенций педагога ДО, работающего в сфере НОО следует говорить о том, что ему необходимо повышать свой профессиональный уровень с помощью различных курсов, семинаров, лекций и других форм образования с ориентиром на достижение поставленной образовательной цели, а так же для того, чтобы избежать снижения качества образования, ухудшения его эффективности.

 

Литература:

 

  1.                Гальковская И. В., Мардвина Н. Д. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС./ Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 1, 20013.
  2.                Профессиональный стандарт педагога ДО детей и взрослых.
  3.                Рассказов Ф. Д., Соловьёв Е. О. Работа педагогов по соблюдению эффективной внеурочной деятельности младших школьников./Вестник ЧГПУ 12.02.20013.
  4.                Рыжкова Е. М. Современные проблемы управления образовательной деятельностью и повышения компетентности педагога и родителей.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, педагога дополнительного образования, дополнительного образования детей, педагогов дополнительного образования, компетенций педагога, профессиональных компетенций педагога, стандарт педагога дополнительного, внеурочной деятельности, формирования профессиональных компетенций, компетенций педагога дополнительного, Мнение педагогов дополнительного, внеурочной деятельности младших, профессиональный стандарт педагога, Профессиональный стандарт педагога, дополнительного образования и внеурочной, образования детей и взрослых, педагог дополнительного образования, стандарте педагога дополнительного, педагогом дополнительного образования, в отличии дополнительного образования.

Ключевые слова

компетенции, педагог дополнительного образования, профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, зона интеграции, трудовые функции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос