Государственные внебюджетные фонды РФ: проблемы функционирования и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.12.2015

Статья просмотрена: 3840 раз

Библиографическое описание:

Газарян, Р. А. Государственные внебюджетные фонды РФ: проблемы функционирования и пути их решения / Р. А. Газарян, В. В. Погосян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 405-408. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24595/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В настоящее время функционирование государственных внебюджетных фондов в России характеризуется наличием большого числа проблем, требующих немедленного решения.

Пенсионная система нашей страны на сегодняшний день состоит из государственного Пенсионного фонда РФ, негосударственных пенсионных фондов и различных управляющих компаний.

В сфере пенсионного обеспечения имеются следующие проблемы:

          негативная тенденция к снижению покупательской способности пенсии;

          сокращение дифференциации размеров пенсий, связанное с сокрытием застрахованными лицами доходов от уплаты в пенсионное страхование;

          снижение стимулов к выплате страховых взносов в пенсионную систему;

          нестабильность финансовых ресурсов долгосрочного развития системы обязательного пенсионного страхования, по причине спада производства и периодических финансовых кризисов;

          сохранение цены рабочей силы в РФ на низком уровне из-за низких темпов развития экономики страны в долгосрочной перспективе. [7]

Кроме экономических причин, влияющих на перечисленные проблемы, влияет и ухудшение демографической ситуации. Это характеризуется следующими негативными тенденциями:

          рост численности пенсионеров, не только за счёт уменьшения численности рождаемости, но и сокращения продолжительности жизни;

          снижение количества людей, занятых в экономике.

Путями решения проблем пенсионного обеспечения могут быть:

          усиление страховых принципов в пенсионном обеспечении за счёт установления связи между ранними заработками пенсионеров и размеров их пенсий, также числом страховых взносов, выплаченных в ПФР;

          повышение размера пенсий при регулярной индексации темпами, которые будут опережать рост цен;

          обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы, за счет повышения реального уровня пенсионного обеспечения при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы;

          проведение реформ пенсионного обеспечения, связанных с особыми условиями труда;

          привлечение сбережений граждан в инвестиции за счёт страхования с помощью создания стимулов для развития долгосрочного страхования жизни, в том числе пенсионное страхование; [2]

          дополнительное пенсионное обеспечение;

          увеличение объема долгосрочного кредитования, создания благоприятных условий деятельности институционарным инвесторам;

          легализация доходов и стимулирование на рынке труда неформального сектора, с помощью установления тесной связи между раним заработком пенсионеров и размером их пенсий, величины страховых взносов, выплаченных за них в Пенсионный Фонд РФ;

          обеспечение прозрачности пенсионной системы;

          ограничение монополизма Пенсионного Фонда в пенсионной сфере;

          независимость пенсионной системы от влияния политических фактор факторов.

Фонд социального страхования РФ занимает второе место по объему накопленных средств среди государственных внебюджетных фондов после Пенсионного Фонда РФ. Осуществляющийся в нашей стране процесс реформирования, ориентированный на переход к рыночной системе хозяйствования, лишает систему социального обеспечения стабильных ассигнований из государственного бюджета. [1]

Среди общих проблем системы ОМС России можно выделить:

          дублирование функций, отсутствие отлаженной взаимосвязи с социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;

          отсутствие единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования;

          отсутствие актуарных расчетов для определения размера страховых тарифов;

          применение заниженного по сравнению с социальными стандартами размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих женщин;

          применение неэффективного и неадаптированного к современной реальности механизма перерасчета (индексации) размера страховых выплат;

          непоследовательные действия государства при организации деятельности системы обязательного социального страхования.

Среди ключевых путей решения данных проблем, следует отметить:

          разработку адекватной нормативно-правовой базы;

          внедрение условий для разработки социальных институтов;

          проведение реформ в комплексе с социальной политикой государства;

          обеспечение «прозрачности» в рациональном использовании средств.

С учетом имеющихся проблем Правление ФСС планирует:

          обеспечить сбалансированность бюджета при повышении собираемости страховых взносов;

          продолжить реализацию пилотных проектов;

          своевременно организовывать финансовое обеспечение обязательств;

          предоставлять государственные услуги посредством единого портала;

          перейти на прямую выплату пособий. [6]

Составной частью государственной социальной поддержки населения выступает обязательное медицинское страхование, ключевым звеном осуществления которого является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Основные проблемы деятельности современной системы ОМС можно условно разделить на 2 вида: финансовые и организационные.

К основным финансовым проблемам относятся:

          нехватка денежных средств, связанная с отсутствием в стране ощутимого экономического роста и сохранением в настоящее время остаточного принципа финансирования здравоохраненческой отрасли;

          низкий тариф страховых взносов в ПФР в части средств на обязательное медицинское страхование работающего населения;

          недостаточность финансирования системы обязательного медицинского страхования на страхование неработающей части населения;

          дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС;

          многоканальность финансирования медицинских организаций;

          многовариантность и отсутствие унификации способов оплаты медицинской помощи;

          низкие тарифы оплаты медицинских услуг;

          отсутствие динамики в структуре расходов по основным видам медицинской помощи и сохранением наиболее затратных статей расходов;

          отсутствие позитивных перемен в системе оплаты труда работников сферы здравоохранения.

К основным организационным проблемам в системе ОМС относятся:

          многочисленность территориальных систем ОМС, что затрудняет управление обязательным медицинским страхованием;

          отсутствие на сегодняшний день законодательного решения многих проблем деятельности системы обязательного медицинского страхования;

          отсутствие надлежащего регулирования со стороны государства по основным направлениям деятельности страховой медицинской организации. [15]

Для преодоления указанных проблем следует предпринять меры:

          увеличить финансирования отрасли здравоохранения;

          пересмотреть законодательство касательно тарифов отчислений в социальные фонды и увеличение тарифа на ОМС;

          обеспечить сбалансированность объемов медицинской помощи Базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами;

          внедрить более эффективные способы оплаты медицинской помощи;

          повысить управляемости отрасли здравоохранения через систему ОМС;

          осуществлять более действенные меры по государственному регулированию платных медицинских услуг;

          развивать солидарные формы оплаты медицинских услуг;

          совершенствовать деятельность медицинских организаций и т. д.

Для России на сегодняшнем этапе основным ориентиром в рамках деятельности государственных внебюджетных фондов служит выявление новых направлений и перспектив их развития. Без решения этой задачи невозможно дальнейшее функционирование и развитие государственных внебюджетных фондов как составной части финансовой системы РФ и важнейшего элемента общеэкономического развития государства и социального обеспечения граждан РФ.

 

Литература:

 

  1.      Бережной В. И., Бережная Е. В., Бережная О. В., Вицелярова К. Н., Волкова С. В., Володько Л. П., Воробьева Е. А., Голубина Ж. И., Дешевова Н. В., Егорова Л. А., Косенко С. Г., Кузьмич Н. П., Марцева Т. Г., Марченко С. В., Матевосян М. Г., Милованова Е. А., Новосельцева А. П., Суспицына Г. Г., Табачникова Е. В., Тельнова Н. Н. и др. Модернизация экономики и управления / Под общей редакцией В. И. Бережного. Москва, 2015. Том Книга 1
  2.      Биндасова Н. А.Инвестиционный потенциал экономики Ставропольского края // В сборнике:Развитие мировой экономики: современные тенденции и проблемыСборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 86–91.
  3.      Биндасова Н. А.Инвестиционный потенциал Северо-Кавказского Федерального округа // В сборнике:Правовое регулирование отдельных сфер жизнедеятельности общества: теория и практика (опыт Кавказа)Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Боков А. В.. 2012. С. 35–44.
  4.      Биндасова Н. А.Проблемы привлечения инвестиций в экономику Северного Кавказа // В сборнике:Актуальные вопросы экономического развития регионовМатериалы Международной научно-практической конференции. Пятигорский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», Рекламно-информационное агентство на Кавминводах. 2013. С. 77–87.
  5.      Гладилин А. В., Юрина В. П.Формирование системы устойчивого развития экономики регионов // Kant. 2011.№ 3. С. 6–8.
  6.      Голубина Ж. И., Кузнецова Т. Б. Финансовая политика как инструмент управления финансами государства // Kant: Экономика и управление. 2015.№ 1 (4). С. 15–17.
  7.      Марченко С. В., Дмитриева И. Е., Коломиец Л. Г., Голубина Ж. И. Актуальные проблемыфинансов: учебное пособие для студентов вузов / под редакцией С. В. Марченко. Пятигорск, 2014.
  8.      Марченко С. В. Территориальные финансы/С. В. Марченко. -Пятигорск: КМВ, 2009. -178 с.
  9.      Марченко С. В., Голубина Ж. И.Межбюджетные отношения как инструмент экономического воздействия на развитие регионов Северо-Кавказского Федерального округа // Финансовая экономика. 2015.№ 2. С. 23–28.
  10. Марченко С. В., Шишкина Л. В.Оценка эффективности реформирования бюджетной системы в Российской Федерации // Kant: Экономика и управление. 2015.№ 1 (4). С. 8–12.
  11. Юрина В. П., Грицай С. Е., Марченко С. В.Регулирование экономики через механизм косвенного налогообложения в России // В сборнике:Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 390–394.
  12. Юрина В. П.Повышение качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ // Kant. 2015.№ 3 (16). С. 117–119.
Основные термины (генерируются автоматически): обязательное медицинское страхование, пенсионная система, пенсионное обеспечение, медицинская помощь, пенсионное страхование, Россия, обязательное социальное страхование, Пенсионный Фонд РФ, РФ, финансовая устойчивость.


Задать вопрос