Основания для отзыва банковской лицензии в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.12.2015

Статья просмотрена: 1487 раз

Библиографическое описание:

Пахомова, С. А. Основания для отзыва банковской лицензии в Российской Федерации / С. А. Пахомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24591/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

The main reasons for which the Central Bank may revoke the banking license. Central Bank selects a permit to operate only in cases that are related to the failure of the regulatory laws. Most often, a review occurs because of incorrect data in the records, as well as the inability to meet all the requirements for financial obligations.

Keywords:The banking system, the reasons for revocation of a license, a significant misreporting of data; violation of banking laws and regulations of the Central Bank.

 

Банковская система страны на данный момент времени находится в кризисе. Об этом свидетельствуют не только события на финансовом рынке, которые происходят еженедельно, но и логика действий регулятора в лице Центрального банка. В ней явно прослеживаются меры, которые вполне можно охарактеризовать как антикризисные. Вот только говорить о серьезных сложностях сами банкиры и представители ЦБ опасаются.

Ленты экономических новостей 2014–2015 г. поражают изобилием сообщений об отзыве Центробанком лицензии на осуществление банковских операций. За период конца 2014 и по нынешний день 2015года, лишились права проведения банковских операций более 140 кредитных организации. Банк России отозвал лицензий больше, чем за четыре предыдущих года вместе взятых. В чем причина массовых лишений? Какими основаниями оперирует ЦБ?

Российским законодательством на Центральный Банк возложены особые функции, в числе которых регулятивная и надзорная. В этой связи он обладает широкими полномочиями по оказанию воздействия на деятельность кредитных организаций от вынесения предписания и предъявления требований, до введения моратория на проведение операций и отзыва лицензии. Статья 20 федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым Центробанк бесспорно обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций и по которым может принять такое решение. [1]

Анализируя официальные данные ЦБ об основных причинах для прекращения действия банковских лицензий, можно сказать, что в последние четыре года, формулируя их в приказах и пресс-релизах, регулятор ссылался на наличие следующих оснований:

                    существенная недостоверность отчетных данных;

                    задержка сдачи отчетности;

                    осуществление непредусмотренных лицензией операций;

                    нарушение банковского законодательства и нормативов ЦБ;

                    нарушение «антиотмывочного» законодательства (ст. 6 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);

                    достижение показателем достаточности капитала отметки ниже 2 %;

                    достижение размера собственного капитала уровня ниже минимального значения уставного капитала;

                    неисполнение в установленный срок требования привести в соответствие величины собственных средств и уставного капитала;

                    неспособность удовлетворять требования кредиторов.

Руководствуясь значимостью масштаба и объемом выявленных в результате проверки нарушений действующих норм банковской деятельности, Центробанк, классифицировал данные нарушения и принимал решение по отзыву банковской лицензии по одному или нескольким основаниям.

Неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России одна из причин для отзыва лицензии. На протяжении всего рассматриваемого периода данная формулировка является самым распространенным основанием лишения кредитной организации лицензии и представляет собой широкую трактовку выявленных ЦБ нарушений. Неисполнение кредитной организацией предписаний регулятора, проведение высокорискованной кредитной политики, инвестиция в низкокачественные активы, создание неадекватных рискам резервов, низкий уровень функционирования системы внутренней безопасности, нарушения правил ведения бухгалтерской отчетности, непринятие мер по предупреждению банкротства кредитной организации и т. п. — все это проявления нарушений банковского законодательства и нормативов Центрального Банка. [2]

Нарушение банковского законодательства в большинстве случаев сочеталось с другими основаниями, в частности нарушениями закона № 115-ФЗ, неспособностью удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам, снижением достаточности капитала и размера собственных средств. [1] В таблице 1 представлены основания, по которым банк может лишиться лицензии. [3]

 

Таблица 1

Основания отзыва лицензий в 2011–2015 гг.

Основания отзыва лицензии у кредитных организаций

2011

2012

2013

2014

1–3 квартал 2015

1.Существенная недостоверность отчетности.

11

7

7

14

31

2.Задержка представления отчетности.

0

0

1

1

4

3.Осуществление операций, не предусмотренных лицензией.

0

0

1

0

0

4.Нарушение банковского законодательства.

18

21

30

75

77

5.Нарушение требований ст. 6 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ

3

1

8

36

42

6.Достаточность капитала ниже 2 %

5

7

5

10

7

7.Размер собственных средств ниже минимального значения уставного капитала.

6

6

6

12

14

8.Неисполнение в срок требований Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала).

0

0

1

0

1

9.Неисполнение требований кредиторов.

8

10

2

24

32

 

Борьба с коррупцией, легализацией преступных доходов, выводом капитала из-под юрисдикции отечественных правовых норм — приоритетное направление финансовой политики государства. Политику Правительства в данном направлении поддержал и Центробанк.

Отзыв лицензии по основанию о противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма характеризуется наличием в течение одного года следующих нарушений:

                    несоответствие системы внутреннего контроля требованиям Банка России;

                    нарушение правил идентификации клиентов, их целей и сфер деятельности;

                    нарушение порядка и срока передачи (либо не передача) компетентным органам информации о сделках подлежащих особому контролю;

                    вовлечение в проведение сомнительных операций (в т. ч. обналичивание средств, проведение сделок по фиктивным документам);

                    непринятие мер по достоверному установлению способа происхождения капитала и законной обоснованности (легальности) сделок.

Установление факта существенной недостоверности отчетности, нарушения срока ее представления является еще одной из причин для отзыва лицензии. Достоверность данных отчетности кредитных организаций является залогом их стабильности, т. к. они используются для расчета различных экономических финансовых показателей (ликвидности, достаточности капитала, нормы резервов и т. п.). Искажение данных отчетов приводит и к невозможности оценить реальное финансовое состояние организации, поэтому установление факта недостоверности — еще одно из оснований отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Также Центробанк уполномочен лишить кредитную организацию лицензии за многократное или систематическое в течение года нарушение ею сроков сдачи отчетности.

В большинстве случаев искажения в отчетности банков связано с наличием проблемных и низкокачественных активов, которым в учете не дается адекватная оценка, и, как следствие, не создаются соответствующие существующим рискам резервы.

Достаточность капитала банка — расчетный показатель, определяющий минимальные требования к уровню собственного капитала (min величине собственных средств), необходимому для покрытия банковских рисков (кредитного, операционного, рыночного). Он представляет собой отношение величины собственных средств к величине соотнесенных со степенью риска активов банка. Если рассчитанный по кредитной организации показатель оказывается меньше 2 %, то Центробанк поднимает вопрос об отзыве лицензии.

Величина собственных средств ниже минимально установленного ЦБ значения уставного капитала на дату их госрегистрации

Собственные средства банка — это часть пассивов организации, представленных совокупностью оплаченных основных и дополнительных источников собственных и привлеченных средств (уставный и резервный капитал, прибыль, эмиссионный доход, доходы от переоценки, субординированные кредиты и т. д.). Методика расчета величины собственного капитала на основании показателей отчетности определена Центробанком, применением международных стандартов (Базель III). В случае если рассчитанный показатель окажется ниже установленной минимальной величины уставного капитала, банк должен привести в соответствие размеры уставного и собственного капиталов, иначе отзыв лицензии будет неминуем по прошествии срока отведенного для их приведения в соответствие.

Еще одной причиной для отзыва лицензии может быть неисполнение требований кредиторов. Неисполнение требований кредиторов является основанием отзыва банковской лицензии, если банк, к которому предъявлено данное требование, не исполнил его в двухнедельный срок. Данное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций также коррелирует с нарушением законодательства и недостоверным отражением отчетных данных.

Кроме того, по официальным данным Центробанка, впоследствии банкротами (уже по суду) признаются и большинство кредитных организаций, в которых основаниями для отзыва лицензии были указаны другие причины.

Анализируя изложенные аргументы, можно констатировать факт: число банков, лишившихся лицензий в текущем году, превышает их количество за предшествующие четыре года вместе взятые. Основными причинами данной динамики являются ужесточение политики Банка России в плане соблюдения законов, нормативов, противодействия легализации преступных доходов и ужесточение самой нормативно-правовой базы, с одной стороны, и наличие проблем с качеством активов и достаточностью капитала кредитных организаций, обострившихся на фоне геополитических проблем и стагнации в экономике — с другой.

 

Литература:

 

  1.                Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 365–1 (ред. 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492
  2.                Доронкин М., Волков С., Самиев П. Обзор «Банковский сектор в 2014 году: смутное время» // Рейтинговое агентство Эксперт РА. Режим доступа [www.raexpert.ru].
  3.                Центральный банк Российской Федерации: [Электронный ресурс].URL: http://www.cbr.ru. (Дата обращения:10.11.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): отзыв лицензии, уставной капитал, банковское законодательство, банковская деятельность, основание, противодействие легализации, собственный капитал, средство, требование кредиторов, Центральный Банк.


Ключевые слова

банковская система, причины отзыва лицензии, , существенная недостоверность отчетных данных, нарушение банковского законодательства и нормативов ЦБ

Похожие статьи

Правовой режим лицензирования деятельности кредитных организаций

Важным условием стабильного развития современной банковской системы является четко регламентированный механизм лицензирования деятельности кредитных организаций. В рамках статьи рассматриваются особенности правового режима лицензирования деятельности...

Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. Необходимость особого пр...

Агентство страхования вкладов как важный элемент функционирования банковской системы страны

В статье рассмотрены основные функции Агентства страхования вкладов, деятельность которого определена Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177—ФЗ «О страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Особенности открытия конкурсного производства и формирование реестра требований кредиторов при несостоятельности (банкротстве) кредитной организации

В рамках данной статьи, на основании анализа норм действующего законодательства, трудов ученых и материалов практики исследуются отдельные особенности открытия конкурсного производства и формирование реестра требований кредиторов при несостоятельност...

Порядок отчета физических лиц о счетах, открытых в иностранных банках

В данной статье рассматриваются изменения, внесенные в ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле, касающиеся физических лиц: их обязанности отчитываться о счетах в иностранных банках и о всех операциях, производящимся по этим счетам.

Направления совершенствования банковского законодательства

На сегодняшний день такая сложная и важная в силу своего значения для экономики и наличия в себе социальной составляющей банковская деятельность недостаточно развита. Недостаточная капитализация и неустойчивость банковского сектора в целом оказывает ...

Проблемы процедуры банкротства кредитных организаций

В данной статье отражен ряд проблем процедуры банкротства кредитных организаций; охарактеризована практика ЦБ РФ в отношении банков-банкротов, определены условия признания судом преступных деяний банков; определено с чем связана коллизия при регулиро...

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

В статье анализируются общие аспекты несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также выявляются особенности процедуры их санации.

Процедуры аудита в ответ на выявленные риски искажения финансовой отчетности в результате преднамеренных действий в соответствии с МСА

Достаточно часто в организациях различной организационно-правовой формы встречается недобросовестное составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, становясь серьезной проблемой для пользователей отчетности. При этом как цели, так и последствия и...

Роль контролирующих органов кредитного потребительского кооператива в делах о банкротстве

Автор исследует юридические аспекты взаимодействия контролирующих органов кредитного потребительского кооператива в процессе выявления признаков банкротства, применения мер по предупреждению банкротства, а также в самих процедурах банкротства. В стат...

Похожие статьи

Правовой режим лицензирования деятельности кредитных организаций

Важным условием стабильного развития современной банковской системы является четко регламентированный механизм лицензирования деятельности кредитных организаций. В рамках статьи рассматриваются особенности правового режима лицензирования деятельности...

Предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации. Необходимость особого пр...

Агентство страхования вкладов как важный элемент функционирования банковской системы страны

В статье рассмотрены основные функции Агентства страхования вкладов, деятельность которого определена Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177—ФЗ «О страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Особенности открытия конкурсного производства и формирование реестра требований кредиторов при несостоятельности (банкротстве) кредитной организации

В рамках данной статьи, на основании анализа норм действующего законодательства, трудов ученых и материалов практики исследуются отдельные особенности открытия конкурсного производства и формирование реестра требований кредиторов при несостоятельност...

Порядок отчета физических лиц о счетах, открытых в иностранных банках

В данной статье рассматриваются изменения, внесенные в ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле, касающиеся физических лиц: их обязанности отчитываться о счетах в иностранных банках и о всех операциях, производящимся по этим счетам.

Направления совершенствования банковского законодательства

На сегодняшний день такая сложная и важная в силу своего значения для экономики и наличия в себе социальной составляющей банковская деятельность недостаточно развита. Недостаточная капитализация и неустойчивость банковского сектора в целом оказывает ...

Проблемы процедуры банкротства кредитных организаций

В данной статье отражен ряд проблем процедуры банкротства кредитных организаций; охарактеризована практика ЦБ РФ в отношении банков-банкротов, определены условия признания судом преступных деяний банков; определено с чем связана коллизия при регулиро...

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

В статье анализируются общие аспекты несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также выявляются особенности процедуры их санации.

Процедуры аудита в ответ на выявленные риски искажения финансовой отчетности в результате преднамеренных действий в соответствии с МСА

Достаточно часто в организациях различной организационно-правовой формы встречается недобросовестное составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, становясь серьезной проблемой для пользователей отчетности. При этом как цели, так и последствия и...

Роль контролирующих органов кредитного потребительского кооператива в делах о банкротстве

Автор исследует юридические аспекты взаимодействия контролирующих органов кредитного потребительского кооператива в процессе выявления признаков банкротства, применения мер по предупреждению банкротства, а также в самих процедурах банкротства. В стат...

Задать вопрос