Тенденции развития сегмента малого предпринимательства в экономике РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Коваленко С. В., Александрова М. С., Чеснокова Е. Г. Тенденции развития сегмента малого предпринимательства в экономике РФ // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 463-464. — URL https://moluch.ru/archive/104/24412/ (дата обращения: 19.07.2018).

 

Актуальность темы для исследования объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, а также наличием проблем и нерешенных вопросов. Малые предприятия формируют благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор [8, с. 103].

Согласно данных федеральной службы государственной статистики было определено, что «по состоянию на 1 октября 2014 года в России было зарегистрировано 234,5 тыс. малых предприятий, что на 1,5 % меньше, чем по состоянию на 1 октября 2013 года.

Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось на 2,8 ед. и составило 163,6 ед. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 2,8 ед. и составило 163,6 ед. Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован только в Центральном федеральном округе (на 5,0 % или 8,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). Во всех прочих федеральных округах отмечается снижение показателей [7, с. 41].

Для предпринимательства по малым организационно-правовым формам характерна высокая степень зависимости от внешней среды, в том числе и из-за недостаточности собственного капитала и потребности привлечения финансовых ресурсов, а глобализационные процессы в экономике, сопровождаемые проникновением капитала за пределы национальных границ, актуализируют исследования в области динамики изменений внешней среды (макроуровень) в стратегическом анализе [5, с. 17].

Идентификация экономического положения (состояния) отдельного субъекта малого предпринимательства определяется особенностями его бизнеса. Так, для капиталоемких малых предприятий, занятых в таких отраслевых сегментах, как строительство, транспорт, добыча и переработка рыбы и морепродуктов и др., характерно преобладание удельного веса основных средств в общей стоимости совокупных активах. Техническое состояние основных производственных средств находится в прямых и обратных причинно-следственных взаимосвязях и зависимостях с уровнем доходности и экономической устойчивости (положением) малого предприятия. Технологически процесс стратегического анализа позволяет воспользоваться модифицированным методическим подходом, основанным на расчете, измерении и комбинации дополнительных факторов — доля основных производственных фондов в стоимости совокупных активов и степень их физического износа.

Если учесть, что независимо от масштабов деятельности, для коммерческих организаций оптимальным признается соотношение 50/50 между собственным и заемным капиталом, а на долю оборотных средств малых предприятий приходится от 75 до 90 % совокупных активов, то собственный капитал, направляемый на финансирование средств в обороте, должен составлять от 37,5 % до 45 %. Оптимальный уровень коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами у малых предприятий должен составлять 0,50, при этом это предельный уровень оптимальности.

Представляется, что в современных условиях конкурентоспособность малого предпринимательства полностью обеспечивается экстенсивными факторами роста и развития его инновационного потенциала. Переход от использования экстенсивных к преимущественно экстенсивным, а затем к преимущественно интенсивным факторам, обеспечивающим повышение уровня конкурентоспособности малого предпринимательства, региональной и национальной экономики — стратегический вектор, в направлении которого необходимы теоретико-методологические и прикладные изыскания инструментарием стратегического анализа [3, с. 82].

На основании вышеизложенного, видится возможным охарактеризовать современный этап развития российского предпринимательства как приоритет внимания и активных действий со стороны государства к бизнесу, а именно увеличение популярности предпринимательской деятельности, переработка стратегии по государственной поддержке предпринимательства за счет привлечения инвестиций в предпринимательский сектор [8, с. 110].

Развитая непротиворечивая система источников предпринимательского права также формирует существенные условия для выделения совокупности норм, которые регулируют вопросы осуществления малой предпринимательской деятельности, в качестве самостоятельной отрасли права в системе российского законодательства. Нестабильная экономическая ситуация также неблагоприятным образом сказывается на показателях эффективности работы малых предприятий, они являются самыми уязвимыми и зависимыми от роста цен на сырье до логистических издержек и закупки оборудования.

 

Таким образом, в России в последнее время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров. Малый бизнес является источником развития, от которого Россия не может и не должна отказываться, даже при наличии проблем, которые можно свести к минимуму при разумном подходе к управлению малым предпринимательством.

    

Литература:

 

  1.                Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.// Российская газета.-1993.- 25 декабря.
  2.                О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в ред. от 29.06.2015 // СЗ РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4006.
  3.                Медведев А. П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть / А. П. Медведев. — СПб.: Питер, 2013. — 224 c.
  4.                Морковина C. C., Ванятинский Ф. В. Факторы, определяющие развитие малого предпринимательства // Инновационные механизмы экономики и педагогики в современной России. — 2015. — № 3. — С. 109–114.
  5.                Морковина С. С., Сибиряткина И. В. Влияние законодательных нововведений на развитие малого бизнеса // Бухгалтер и закон. — 2013. — № 1. — С. 13–17.
  6.                Остервальдер, А., Пинье, И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер, И. Пинье; пер. М. Кульнева. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 288 с.
  7.                Поспелов, И. Модель современной экономики России: методы, технология, результаты / И. Поспелов // Экономические стратегии. — 2014. — № 9. — С. 38–41.
  8.                Семьянинов П. В., Кондраков, И. В. Об актуализации некоторых факторов детерминации российской модели управления / П. В. Семьянинов, И. В. Кондраков // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 3 (061). — С. 103- 110.
  9.                Программы поддержки малого и среднего предпринимательства — Режим доступа http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/support/ (дата обращения: 07.12.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый, малый бизнес, Россия, стратегический анализ, внешняя среда, наличие проблем, предприятие, собственный капитал.


Похожие статьи

Анализ развития малого предпринимательства

внешняя среда, малое предпринимательство, частная собственность, прогнозный фон, социальная жизнь, рыночная экономика, неустойчивое состояние, метод экстраполяции, малый бизнес, весовое значение.

Проблемы малого бизнеса в России | Статья в журнале...

малый бизнес, Россия, предприятие, проблема, предприниматель, малое предпринимательство, пенсионный фонд, предпринимательская деятельность, РСФСР, Уж.

Анализ развития малого предпринимательства Российской...

Предприятия малого бизнеса являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции.

Рассмотрим и проведем анализ общей динамики развития малого предпринимательства (таблица 1).

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Рис. 5. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России

Предприятия малого бизнеса способны оперативно заполнить отрасли и ниши рынка, в которых крупный бизнес является неэффективным.

Дмитриев И. О. Анализ проблем роста малого и среднего бизнеса / И. О...

Особенности управления предприятиями малого бизнеса

малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, функция управления, решение, работа, время, предприниматель, малый, эффективное функционирование предприятия.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

малый бизнес, среднее, категория субъектов малого, Россия, предприятие, предпринимательство, малое предпринимательство, бизнес, проблема, недоступность кредитов.

Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России

В статье рассмотрены факторы возникновения кризиса по отношению к предприятиям, проблемы с которыми сталкиваются предприятии, какую помощь оказывает государство малому и среднему бизнесу в условиях кризиса...

Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития

малый бизнес, Россия, предпринимательство, среднее, категория субъектов малого, предприятие, бизнес, общественное производство, заработная плата, стартовый капитал.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень, собственный...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ развития малого предпринимательства

внешняя среда, малое предпринимательство, частная собственность, прогнозный фон, социальная жизнь, рыночная экономика, неустойчивое состояние, метод экстраполяции, малый бизнес, весовое значение.

Проблемы малого бизнеса в России | Статья в журнале...

малый бизнес, Россия, предприятие, проблема, предприниматель, малое предпринимательство, пенсионный фонд, предпринимательская деятельность, РСФСР, Уж.

Анализ развития малого предпринимательства Российской...

Предприятия малого бизнеса являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции.

Рассмотрим и проведем анализ общей динамики развития малого предпринимательства (таблица 1).

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Рис. 5. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России

Предприятия малого бизнеса способны оперативно заполнить отрасли и ниши рынка, в которых крупный бизнес является неэффективным.

Дмитриев И. О. Анализ проблем роста малого и среднего бизнеса / И. О...

Особенности управления предприятиями малого бизнеса

малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, функция управления, решение, работа, время, предприниматель, малый, эффективное функционирование предприятия.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

малый бизнес, среднее, категория субъектов малого, Россия, предприятие, предпринимательство, малое предпринимательство, бизнес, проблема, недоступность кредитов.

Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России

В статье рассмотрены факторы возникновения кризиса по отношению к предприятиям, проблемы с которыми сталкиваются предприятии, какую помощь оказывает государство малому и среднему бизнесу в условиях кризиса...

Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития

малый бизнес, Россия, предпринимательство, среднее, категория субъектов малого, предприятие, бизнес, общественное производство, заработная плата, стартовый капитал.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень, собственный...

Задать вопрос