Характеристика сети автомобильных дорог в Республике Саха — Якутии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 14.12.2015

Статья просмотрена: 1080 раз

Библиографическое описание:

Борисов, А. И. Характеристика сети автомобильных дорог в Республике Саха — Якутии / А. И. Борисов, Д. В. Андреев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 388-391. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24363/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

В статье отражены основная цель, задачи для достижения цели, объект, предмет исследования, актуальность. Приводится краткая характеристика дорожной сети и описывается мультипликативный эффект развития муниципальных образований РС(Я). С проблемой бездорожья на территории Республики Саха (Якутия) встречается каждый ее житель. Для жителей Крайнего Севера это вопрос жизни и смерти. При рассмотрении эффективности строительства сети местных автомобильных дорог на севере, выявляется более важная проблема — жизнеобеспечения местного населения. Практически во всех улусах республики ежегодно прокладывают и эксплуатируют тысяч и километров зимних автомобильных дорог — автозимники. В то же время существующая нормативно-правовая база недостаточно регулирует их деятельность. Расценки требуют корректировки или введения новых критериев для определения стоимости прокладки зимних автомобильных дорог и ледовых переправ.

Ключевые слова: развитие, дорога, РС(Я), сеть.

 

Основная цель — обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения сельской местности в соответствии с социально-экономическими стандартами.

Задачи для достижения цели:

1)                 Характеристика муниципалитетов РС(Я);

2)                 Прогноз мультипликативного эффекта от строительства дорог;

3)                 Формирование единого транспортного пространства РС(Я) на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры.

4)                 Провести прикладное исследование;

5)                 Экономическая эффективность, рентабельность и срок окупаемости;

6)                 Сформулировать выводы и рекомендации.

Объект исследования: сеть автомобильных дорог в РС(Я).

Предмет исследования: эффективное управление развитием сети автомобильных дорог в РС(Я).

Актуальность: развитие и расширение сети автомобильных дорог северных муниципалитетов РС(Я).

Характеристика дорожной сети РС(Я).

Сеть автомобильных дорог на территории республики имеет протяжённость свыше 30 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами — автозимниками. Она включает 21,8 тыс. км (65 %) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием — 7,6 тыс. км. Для республики, в её масштабах, характерно слабое развитие автодорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также значительное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования. Транспортной связью по автодорогам с твёрдым покрытием обеспечены только 16 улусов (районов) из 34. Результаты исследования консалтинговой компании «Геограком» подтверждают, что транспортная дискриминация в республике достигает 100 % [1], что находится на одном уровне со странами Африки, где практически все население живет за гранью бедности. Отсутствие необходимой сети дорог с твердым покрытием является главным сдерживающим фактором в экономическом и социальном развитии республики. Одной из главных причин низкого социального уровня является транспортная изолированность, а не разница в доходах как считалось раньше.

Республика Саха (Якутия) — субъект Российской Федерации. Входит в состав Дальневосточного федерального округа. Образована 27 апреля 1922 года как Якутская АССР в составе РСФСР и СССР. В 1991 году Якутская АССР получила своё современное название — Республика Саха (Якутия).Это самый крупный регион Российской Федерации. Кроме того, Якутия — самая большая административно-территориальная единица в мире. Якутия больше, чем второе по размеру государство СНГ — Казахстан, и по площади превосходит Аргентину. Однако население Якутии меньше одного миллиона человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких по России (меньшую плотность имеют только Чукотский и Ненецкий автономные округа). Якутия — регион с высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала [2].

На территории Якутии в данное время имеется 297 труднодоступных населенных пунктов, где проживает 742 500 чел. С проблемой бездорожья на территории Республики Саха (Якутия) встречается каждый ее житель. Для жителей Крайнего Севера это вопрос жизни и смерти. Кроме того, при рассмотрении эффективности строительства сети местных автомобильных дорог на севере, выявляется более важная проблема — жизнеобеспечения местного населения.

Труднодоступность заключается в том, что в большинстве случаев до них наземным путем можно доехать только по зимним дорогам. Весь необходимый ресурс — продукты, товары, топливо и. т.д. завозят зимой и не всегда в полном объеме. Поэтому в период распутицы — весной и осенью — остро встает вопрос нехватки ресурсов, в том числе и топливная проблема [4].

Мультипликативный эффект.

Мультипликативным эффектом развития муниципалитетов является подъем производства местных товаров; развитие промышленности; улучшение качества жизни людей; увеличение рабочих мест за счет ремонта автодорог, что повлечет за собой молодежь; повышение безопасности дорожного движения и экологических норм в дорожном строительстве; привлечение дополнительных инвестиций, в том числе развитие малого и среднего бизнеса. Крайне заметно влияние транспортной доступности на миграционную активность и подвижность населения. Так, миграционная активность населения в 30-минутной зоне доступности до дорог круглогодичного действия в несколько раз выше, чем за ее пределами. Транспортная подвижность населения республики в 12 раз меньше средне российского показателя. Люди, живущие в отдаленных сельских поселениях, вынужденно перебираются в улусные центры и города. Доля мигрировавших за последние пять лет достигает 17 %, а количество исчезнувших поселений составляет 47 штук. А это в свою очередь ведет к потерям трудоспособного населения в местах производства местной продукции и материалов. По наблюдениям автора в результате улучшения дорожных условий на 10 % подвижность населения вырастет на 17 %, соответственно доля пожилых граждан и инвалидов, получающих услуги учреждений социального обслуживания вырастет на 7 %.

Развитие автодорог станет опорной точкой для экономического прорыва республики, а с ее строительством начнется реализация крупных инвестиционных проектов, прежде всего угольных. Только размеры налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты должны превысить 20 млрд. рублей, а объем перевозимых грузов могут составить до 15 млн. тонн в год. Автозимники, как правило, функционируют с декабря по март или апрель (зависит от погодных условий). Для прокладки и содержания автозимников задействованы порядка 400 единиц дорожной техники и 800 человек местной дорожной организации расположенной в зоне тяготения. В итоге затраты на прокладку и содержание автозимников составляют около 900 млн. руб. [3].

Инвестиции на автомобильные дороги в РС(Я).

Рис. 1. Федеральные дороги, тыс. руб.

 

Рис. 2. Региональные и местные дороги, тыс. руб.

 

Рис. 3. Суммарная диаграмма, тыс. руб.

 

Вывод.

Кроме того, развитие автодорог может иметь не только федеральный, но, а также и международный оттенок за счет экономического сотрудничества и торговли с другими регионами и странами. Таким образом, срок окупаемости проекта может сократиться вдвое — с 20 до 10 лет, что крайне благоприятно скажется для развития республики в целом.

 

Литература:

 

  1. Бугроменко, В. Н. Транспортная дискриминация населения: пути решения проблемы // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2003. — № 1. — С.8–22.
  2. Данканич, С. А. Неравенство доходов населения: виды и последствия // Проблемы современной экономики. — 2011. — No3 (39). — С. 34.
  3. Стручков, А.А. // Тезисы докладов XII Международной выставки — форума Дороги России XXI века. — Якутск, 2012. — С.18
  4. Хисамутдинов,И. А. Основы экономики и теории рынка: учеб.пособие. — Уфа: УГНТУ, 2010. — С. 563–567.
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, дорога, твердое покрытие, дорожная сеть, достижение цели, Крайний Север, местное население, мультипликативный эффект, общее пользование, Российская Федерация.


Ключевые слова

развитие, сеть., сеть, дорога, РС(Я)

Похожие статьи

Автомобильные дороги Республики Саха (Якутия)

Якутия, дорога, общее пользование, твердое покрытие, дорожная сеть Республики Саха, Республика Саха, Краткая характеристика, дорожная отрасль, Российская Федерация...

Оценка густоты дорожной сети | Статья в журнале...

Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия)

Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам.

Мобильность населения как социальный приоритет...

общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью...

Проблемы логистики, связанные с состоянием дорожной...

Например, в отдельных регионах, таких как районы Крайнего Севера, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский автономный округ и др., просто отсутствует опорная сеть автомобильных дорог [12]. Более того, например, протяженность автодорог общего...

Проблемы дорожного строительства и пути их решения

В итоге к 1990 году сеть дорог общего пользования в РСФСР составляла 455,4 тысячи км, в том числе — 41 тысячу км дорог общегосударственного и 57

4. Португалия. Еще 25 лет назад качество дорожного покрытия в стране приводило в ужас и местных жителей, и туристов.

Особенности развития транспортного комплекса северных...

Отправление грузов водным транспортом врайоны Крайнего Севера иприравненные кним местности за 2017 год, тыс. т.

Общие характеристики порта: – подходной канал длиной 6 км, шириной 495 м

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием невелика, их...

Телекоммуникации Байкальского региона в новых условиях...

...окружающих территорий через каналы взаимодействия и мультипликативные эффекты (теория

населенные пункты с постоянно проживающим населением, а также дорожная сеть, что

Возникновение и распространение термокарстовых озер на территории Якутии.

Геокэшинг как основа познавательного туризма в Республике Саха...

В статье рассматривается возможность применения геокэшинга для познавательного туризма в Республике Саха (Якутия).

Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Мероприятия, направленные на развитие сети автомагистралей...

Общая протяженность автодорог ствёрдым покрытием.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, дорога, дорожное строительство, сфера строительства, развитие сети, Китай, дорожная отрасль, Российская Федерация, Санкт-Петербургский политехнический...

Похожие статьи

Автомобильные дороги Республики Саха (Якутия)

Якутия, дорога, общее пользование, твердое покрытие, дорожная сеть Республики Саха, Республика Саха, Краткая характеристика, дорожная отрасль, Российская Федерация...

Оценка густоты дорожной сети | Статья в журнале...

Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия)

Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам.

Мобильность населения как социальный приоритет...

общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью...

Проблемы логистики, связанные с состоянием дорожной...

Например, в отдельных регионах, таких как районы Крайнего Севера, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский автономный округ и др., просто отсутствует опорная сеть автомобильных дорог [12]. Более того, например, протяженность автодорог общего...

Проблемы дорожного строительства и пути их решения

В итоге к 1990 году сеть дорог общего пользования в РСФСР составляла 455,4 тысячи км, в том числе — 41 тысячу км дорог общегосударственного и 57

4. Португалия. Еще 25 лет назад качество дорожного покрытия в стране приводило в ужас и местных жителей, и туристов.

Особенности развития транспортного комплекса северных...

Отправление грузов водным транспортом врайоны Крайнего Севера иприравненные кним местности за 2017 год, тыс. т.

Общие характеристики порта: – подходной канал длиной 6 км, шириной 495 м

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием невелика, их...

Телекоммуникации Байкальского региона в новых условиях...

...окружающих территорий через каналы взаимодействия и мультипликативные эффекты (теория

населенные пункты с постоянно проживающим населением, а также дорожная сеть, что

Возникновение и распространение термокарстовых озер на территории Якутии.

Геокэшинг как основа познавательного туризма в Республике Саха...

В статье рассматривается возможность применения геокэшинга для познавательного туризма в Республике Саха (Якутия).

Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Мероприятия, направленные на развитие сети автомагистралей...

Общая протяженность автодорог ствёрдым покрытием.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, дорога, дорожное строительство, сфера строительства, развитие сети, Китай, дорожная отрасль, Российская Федерация, Санкт-Петербургский политехнический...

Задать вопрос