Язык есть сознание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 08.12.2015

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Дзанхотова А. А. Язык есть сознание // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 655-657. — URL https://moluch.ru/archive/104/24205/ (дата обращения: 23.09.2018).



 

Многим народам России приходилось перестраиваться, адаптироваться к новым политическим, социально-экономическим, культурным и даже географическим условиям, в результате, чего этническое сознание претерпевало процесс ломки и трансформировалось. За 300 лет существования династии Романовых на юг Европейской России переселилось 11млн человек. Распространение геополитических интересов России на Кавказе уже в XVIII веке, положило начало формированию политической ментальности горцев. Период наиболее интенсивной миграции населения относиться ко второй половине ХIХ в., дореволюционному периоду России. Однако появление стойкого политического компонента в их культуре связано с революционными событиями в России и установлением Советской власти в северокавказском регионе. Национальная политика Советского Союза, ленинско-сталинской, как ее тогда называли, вербовки, стройки первых пятилеток — они выламывали людей из их исторической среды, сотнями переправлялись люди в другие регионы. После войны увеличилось количество межэтнических браков. Антирелигиозная политика Советского государства привела к тому, что даже молодежь в селах, уже становилась атеистической, она отходила от веры предков. Формой общения, естественно, становился русский язык. Они забывали свой родной язык, утрачивали его. И только где-то середине 80-х годов, по мере нарастания движения национального возрождения, началось возвращение к языку, к национальной культуре, вере предков. Совершенно очевидно, что процессы, имевшие место в истории Северного Кавказа, аккумулировались в народном сознании. Это подтверждается старинными народными песнями, сложенными в это время. У разных народов национальное самосознание фокусируется в один и тот же период вокруг разных символов. Этими символами может выступать и язык, религия, завоевание государственности и т. д.

«Глубокая внутренняя структура сознания может быть наилучшим образом понята, — отмечал К. Манхейм, — если мы попытаемся вникнуть в присущее этому сознанию представление о времени, отправляясь от надежд, чаяний и целей данного субъекта. Ибо эти цели и чаяния лежат в основе расчленения не только будущих действий, но и прошлого времени» [1, c.179].

Принадлежность к той или иной нации как гражданской нации или, иными словами, государственная принадлежность, есть государственно-правовая система. Однако этничность, как феномен социокультурный, не допускает чёткого рационального объяснения всех её особенностей. Группы людей, объединённые на этнической основе, инстинктивно пытаются сохранить и развивать свою самобытность, традиционную культуру, язык и менталитет, реализуя, таким образом, стремление к утверждению своей идентичности, что привело в действие защитный механизм самосохранения этноса путём роста этнического самосознания. Сила потребности в этнической принадлежности определялась через групповую сплочённость (солидарность), через желание оставаться членами группы, через степень удовлетворения от этнической принадлежности.

Происходит процесс преломления традиционных установок, адаптация их к новой социальной среде. Стратегия этнического поведения должна определяться совокупностью социальных и политических решений. Наиболее остро это ощущается в периоды общественных катаклизмов, и в периоды, когда этнос находится на грани вымирания. Таким образом, можно говорить о том, что этническое сознание, с одной стороны, это мера человеческого бытия, а с другой стороны, находясь в постоянном движении, оно является состоянием и процессом одновременно. Процесс активизации сознания подразумевает кристаллизацию вокруг своих этнических констант новой картины мира. Это означало существенную переорганизацию всей жизни этноса.

Речь идет о тенденции к объединению северокавказских народов путем формирования и функционирования общерегионального слоя культуры. Этнические, культурные, языковые, конфессиональные границы менялись, образуя обновленный синтез культур регионального и локального уровня. Увеличилась частотность и длительность контактов между народами. Это была первая и единственно возможная в тот период защитная реакция. Несмотря на этническую пестроту населения, в этот процесс были вовлечены не только те народы, основная этническая территория которых находилась в пределах Северного Кавказа, но и дисперсные этнические группы; еврейские, армянские, татарские, греческие общины. Взаимодействие всех этих групп, с их определенной общностью и различием, составляло базовый фактор развития национального сознания, коррелирующийся новым социальным контекстом.

Процесс интеграции можно условно разделить на следующие пункты: владение языком и культурой другого общества; желание стать полноправным членом нового общества; социальное поведение, отвечающее требованиям и стремлением общества. Все эти требования к будущему члену общества невозможно рассматривать порознь или в качестве отдельных этапов. Они являются совокупностью взаимосвязанных характеристик. Языковая проблема представляется наиважнейшей при исследовании менталитета диаспоры (этнической группы). Потому что «язык есть практическое сознание» [2, с.29] только с помощью языка у человека складывается образ мира и система ценностей. Большое значение в качестве компонента этнической идентичности и «этнического маркера» сохраняет язык. 52,4прцента всех респондентов родным назвали язык своей национальности, 45,7процента считают родным русский язык и только 1,9процента армян, дагестанцев и ассирийцев родным считают осетинский. При этом опрос показал, что почти 100 процентов опрошенных свободно говорят, читают и пишут только на русском языке. На этом фоне ярко выглядят грузины, 90 процентов которых свободно владеют языком своей национальности. В общественно-политической жизни опрощенные предпочтение отдают русскому языку. Специфика современной ситуации в Осетии заключается в том, что русским владеет практически всё население республики, в то время как языками остальных этнических групп владеют 38,8 процента представителей этих групп. Довольно значительная часть респондентов — 20,9 % свободно говорят, но не читают и не пишут на осетинском языке, а 22,85 понимают, но не говорят. По инициативе национально-культурных центров созданы воскресные национальные школы, где общества ведут широкую культурную деятельность по восстановлению и развитию образования на национальном языке, возрождения религиозных и культурных традиций родного языка, он факультативно изучается в местах компактного проживания. Русский язык становится родным или вторым родным языком, и используется не только как средство межнационального, но и как средство внутри национального общения.

Интеграционные процессы в различных сферах жизнедеятельности человека — научно-технической, социально-экономической, культурно-духовной, а также вступление человечества в эпоху информационного общества открывает невиданные ранее возможности интеграции всего человечества в единую общность. Сохранить свою этническую идентичность современным диаспорам крайне сложно. Люди всё больше слушают интернационализированную музыку, смотрят практически одни и те же кинофильмы и телепередачи и пользуются многими другими универсальными стандартами и нормами.

Одним из важных факторов, определяющих направление и специфику процессов, выступают фундаментальное разнообразие социально-экономического и политического развития, культуры, обычаев, образцов поведения в различных обществах. Она проникает в социально-экономические и общественно-политические структуры, превращая общечеловеческие ценности во всеобщие, нередко сталкивается в острейших противоборствах с такими структурами, как менталитет, обычаи, национальное самосознание.

Необходимо приспособляться к нормам, ценностям, отношениям, общественному климату в новом социальном пространстве, где существенное значение для адаптации получает национальный признак, пол, образование, профессиональная занятость и т. д. Степень духовной комфортности, возможность ощущать себя вне ареала расселённости своего народа частью его, т. е. во всём том существе, в котором мир знает этот народ. На вопрос «Как бы Вы определи своё морально-психологическое состояние в обществе с представителями других народов, населяющих Республику Северная Осетия-Алания?», были получены следующие ответы:

          42-м процентам абсолютно комфортно, как будто находятся среди своего народа;

          40-ка процентам комфортно, но, тем не менее, не забывают о том, что находятся среди другого народа;

          8 процентам не совсем комфортно, скорее скованно;

          у 7 процентов ощущение ущемлённости, дискомфортности;

          3 процента не смогли определиться в этом вопросе.

Казалось, и здесь можно интерпретировать цифры с положительным знаком — более 80 процентов респондентов в той или иной мере ощущают себя комфортно в республике. Вполне вероятно, что на социальное самоощущение оказывает влияние материальная дифференциация. С ростом богатства возрастает и степень социальной комфортности независимо от социально-профессионального статуса. Реальное материальное положение, используемое в качестве важнейшего показателя самочувствия едва ли можно признать бесспорным и достаточным для объяснения различий в самоощущении этнических групп. Так, например, 78,9 % представителей ассирийской диаспоры определили своё морально-психологическое состояние как абсолютно комфортным, как будто находятся среди своего народа, но при этом 63,2 % относят себя к семьям низкого достатка. Для адаптации существенно не только профессиональный статус, материальное положение, но и реакция социального окружения. Следует отметить, что представители русской диаспоры отмечают явно выраженное чувство социальной нестабильности, но практически не отмечают низкий социально-профессиональный статус и уровень достатка. Вполне возможно, что их социальное самоощущение связано с переменами в государстве. Исследование свидетельствует о том, что позитивно оценивают своё морально-психологическое состояние дагестанцы, греки, армяне, грузины, башкиры. Однозначно не подтверждается предположение о том, что социальное положение связано со спецификой региона. При сравнении социальных сегментов различных этнических групп можно сделать вывод о существовании некоторых трудностях адаптации. Первопричиной такого положения выступают внешние, объективные факторы, такие, как возраст, образование, физическое состояние, вид трудовой деятельности, материальный достаток и т. д. Адаптация происходит через разрешение конфликтных ситуаций, характерных для существования, через обогащение житейского опыта путем перестройки образа жизни человека и менталитета в меру его способности к такой перестройке. Так что высокая степень адаптации, тем более ассимиляция, означает ослабление влияния общинного конформизма и усиление влияния общественного сознания среды.

Осуществимость ментальной перестройки и соответственно темпы и мера адаптации зависят при прочих равных условиях от индивидуальных возможностей. Они ассимилируются обществом или стоят на пороге полной культурной ассимиляции, легко вступают в смешанные браки. Они, как правило, язык своих родителей знают плохо, если знают вообще, они носители культуры своей родины, этнокультура сохраняется у них только как «память». И у них уже нет комплекса неполноценности и в их поведении четко просматривается стремление занять свое место в обществе на равных. Процессы экономической и социокультурной модернизации общества, привели к значительным переменам в массовом сознании, но не к отрицанию национальной истории, культуры и традиций. Если экономика и социальная жизнь в основном интернационализируются, то духовная жизнь выступает в роли своего рода хранилища национального духа, традиций, национальной самобытности. К проблемам традиций, обычаев, привычек одно требование: их существование, развитие, поддержка должны основываться на уважении к человеческому достоинству, чтобы специфические явления духовной жизни одного народа не ущемляли и не попирали ни в коей мере интересы других наций и народностей.

 

Литература:

 

  1. Манхейм К., фон. Идеология и утопия (1929) В: К. Манхейм. Диагноз нашего времени. Пер. с нем. и англ. — М.: Юрист, 1991.
  2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2.- т. 3.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, морально-психологическое состояние, язык, родной язык, народ, национальное самосознание, социально-профессиональный статус, социальное самоощущение, этническая идентичность, Северный Кавказ.


Похожие статьи

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

гражданская идентичность, этническая идентичность, родной край, русский язык, лингвистическое краеведение, общеобразовательная школа, Владимирский край, малая родина, собственная группа, старшее...

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Законодательно статус русского языка определен как государственный. Русский язык стал средством и инструментом образования, межнационального общения, основой поликультурного взаимодействия народов России.

Формирование национального самосознания старших...

Ключевые слова: самосознание, национальное самосознание, старший дошкольный возраст, программа по формированию

к пониманию другого вне зависимости от его происхождения, общественного статуса, этнической принадлежности, языка и вероисповедания.

Этноконфессиональная идентичность | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): религия, Северный Кавказ, Россия, время, религиозное сознание, народ, этническая

Профессиональная идентичность работника искусства. Идентичность как предмет психологического исследования.

Проблема построения межнациональных отношений среди...

межнациональное общение, отношение, культура, проблема построения, период формирования, воспитание культуры, национальное самосознание, младший школьный возраст, Северный Кавказ, народ.

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с

Человек — это нечто сложное, и его можно рассматривать как природное, социальное и духовное существо.

Содержание этнических представлений современной российской...

Эти факторы когнитивно очерчивают окружающее пространство – материальное, социальное, психологическое – любого этноса

Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности; 3) методика изучения представлений о признаках родства со своим народом...

Национальные интересы и социальная идентичность

Ключевые слова: национальный интерес, социальная, этническая и гражданская идентичность, идентификация.

При исследовании идентичности ученые опираются на историю, культуру, религию и язык, как на формы, отражающие и формирующие...

Историческая память | Статья в журнале «Молодой ученый»

Есть общее, социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т. е. всё то, что определяет национальную самобытность людей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

гражданская идентичность, этническая идентичность, родной край, русский язык, лингвистическое краеведение, общеобразовательная школа, Владимирский край, малая родина, собственная группа, старшее...

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Законодательно статус русского языка определен как государственный. Русский язык стал средством и инструментом образования, межнационального общения, основой поликультурного взаимодействия народов России.

Формирование национального самосознания старших...

Ключевые слова: самосознание, национальное самосознание, старший дошкольный возраст, программа по формированию

к пониманию другого вне зависимости от его происхождения, общественного статуса, этнической принадлежности, языка и вероисповедания.

Этноконфессиональная идентичность | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): религия, Северный Кавказ, Россия, время, религиозное сознание, народ, этническая

Профессиональная идентичность работника искусства. Идентичность как предмет психологического исследования.

Проблема построения межнациональных отношений среди...

межнациональное общение, отношение, культура, проблема построения, период формирования, воспитание культуры, национальное самосознание, младший школьный возраст, Северный Кавказ, народ.

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с

Человек — это нечто сложное, и его можно рассматривать как природное, социальное и духовное существо.

Содержание этнических представлений современной российской...

Эти факторы когнитивно очерчивают окружающее пространство – материальное, социальное, психологическое – любого этноса

Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности; 3) методика изучения представлений о признаках родства со своим народом...

Национальные интересы и социальная идентичность

Ключевые слова: национальный интерес, социальная, этническая и гражданская идентичность, идентификация.

При исследовании идентичности ученые опираются на историю, культуру, религию и язык, как на формы, отражающие и формирующие...

Историческая память | Статья в журнале «Молодой ученый»

Есть общее, социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т. е. всё то, что определяет национальную самобытность людей.

Задать вопрос