Помимо теоретико-метологических исследований, Дж. Локк известен также как автор общественно-политической концепции. Особенно ярко она выражается в работе “Два трактата о правлении” (1679–1681 гг.), где Локк ставит перед собой две цели:
- опровергнуть учение о божественном и абсолютном праве монарха (концепция Р.Филмера) и создать теорию, которая сможет примирить свободу гражданина с политической властью;
- обосновать государственный строй, который соответствует человеческой природе.
В этой работе сосредоточенно внимание на теории абсолютизма феодального правления, исходящей из некоторых аспектов теории Т.Гоббса. Как и у Гоббса, ключевым понятием теории гражданского общества есть понятие природного права, в основе которого заложен природный закон. Государство Локк рассматривает как результат договора между людьми. Договор выступает единственным законным источником и основой политической власти: «Поскольку люди, по природе свободны, равны и независимы, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого любой отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, — это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, кто не является членом общества " [1].
По мнению Локка элементы социального договора являются началом для обозначения этики, морали и пути к счастью. Реализация общественного договора, в гражданском обществе предполагает природную равность людей общества. Локк говорит, что человеческий разум требует согласовывать свои интересы с интересами других людей. Но, недостатком естественного состояния является то, что отсутствует механизм, который бы обеспечил справедливое использование человеком своих естественных прав. Именно для создания такого механизма благоустройства жизни, надежного обеспечения свободы и собственности, — люди заключают социальный договор. То есть, создание государства — это, по мнению мыслителя, скорее акт разума, чем проявление крайней необходимости. Объединившись в политическое сообщество, люди отказываются от принадлежащего им ранее права самостоятельно обеспечивать выполнение законов природы в пользу государства, но они ни в коей мере не отказываются от своих естественных прав. Поэтому цель государства — общее благо. Политическая общность создается для того, чтобы лучше гарантировать свободу и возможность пользоваться своими естественными правами.
Поскольку общественный договор заключается ради лучшего обеспечения естественных прав, он наделяет власть четко определенными правами и обязанностями, которые она не должна превышать. Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Среди которых одним из главных является право собственности, и любое посягательство (лишение части собственности, увеличение налогов) является проявлением деспотизма. Так же, неотъемлемым правом человека Локк считал свободу мысли, поскольку в сфере суждений каждый имеет абсолютную власть для себя.
Именно для предотвращения превышения государственной властью своих полномочий Локк разработал особый конституционный механизм. Важным компонентом в нем является принцип разделения властей и законность. Чтобы не допустить концентрации власти и злоупотребления ею, Локк предлагает не объединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателя им же созданным законам, осуществляемым исполнительной властью: сам законодатель при создании закона не должен нарушать естественных законов. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на дальнейшую политическую и правовую мысль, стал одним из главных принципов правового государства.
Реализация главной цели политического сообщества, обеспечение свободы и соблюдения законности, по мнению Локка, требуют разграничения властных полномочий государства и разделения их между различными государственными органами. Локк относится к власти как к сложному механизму. Он различает: законодательную власть, которая должна принадлежать только общенациональном представительному органу — парламенту (он периодически собирается для принятия законов, но не вмешивается в их выполнение); исполнительную власть, которая должна принадлежать королю (который руководит воплощением законов в жизнь, назначает министров, судей и других должностных лиц); союзная или федеральная — это власть, ведающая вопросами войны, мира и отношений с другими государствами, осуществляют ее король и кабинет министров.
Важной гарантией обеспечения прав человека, чтобы не допустить злоупотребления со стороны власти, является расторжение народом договора с правительством. Сохранение такого средства, как чрезвычайной меры контроля над правительством со стороны народа, объясняется тем, что, вручая высокую, т. е. законодательную, власть, народ не лишается суверенитета. Народ может отстранять или изменять состав законодательного органа если законодательная власть действует вопреки делигированному ей доверию. Отсюда — право народа на восстание для восстановления нарушенной правительством свободы (восстание не может быть делом меньшинства). Признание этого права является дополнительной гарантией сохранения гражданского общества. Локк верил в здравый смысл суверенного народа и объявлял его единственным судьей в вопросе о том, действует ли власть в соответствии с выявленным ей доверием.
Итак, Локк сформировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его можно считать основоположником либерализма и современного конституционализма, ведь радикальные теории естественного права повлияли на идеологию американской и французской революций.
Литература:
- Д. Локк. Сочинения: В 3 т. — Т. 3. — М.: Мысль, 1988. С.143