Цель научной работы — рассмотреть Евразийский экономический союз и оценить социально-экономический потенциал государств-членов ЕАЭС. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть состав участников ЕАЭС;
организационную структуру ЕАЭС;
функции и цели союза.
- проанализировать социально-экономические показатели государств-членов ЕАЭС:
численность и миграцию населения;
уровень безработицы;
Валовой внутренний продукт;
Экспортно-импортные операции;
сальдо внешнеторгового оборота.
Политическая обстановка в мире, связанная с событиями на Украине, привела к изменению международных экономических отношений между Россией и странами Запада, что способствовало усилению региональной экономической интеграции на Востоке. В мае 2014 года Россия, Казахстан и Белоруссия подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года.
Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденнаяДоговором о Евразийском экономическом союзе.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
Органы управления:
Высший Евразийский экономический совет — высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.
Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.
Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.
Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.
Союз осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств — членов и их территориальной целостности;
уважение особенностей политического устройства государств — членов;
обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;
соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.
Основными целями Союза являются:
создание условий для стабильного развития экономик государств — членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза.
Государства — члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза.
В иных сферах экономики государства — члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза [1].
Для достижения поставленных целей необходимо иметь социальные и экономические ресурсы.
Каков же социально — экономический потенциал ЕАЭС? Территория ЕАЭС составляет более 20 млн. кв. км, 15 % мировой суши. Численность населения на 1 января 2015 года — 182,1 млн. человек, на 2014–181,7 млн. человек. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел.
Страна |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Россия |
142849,5 |
142960,9 |
143201,8 |
143507,0 |
146090,6 |
Беларусь |
9490,6 |
9473,2 |
9464,5 |
9466,0 |
9474,6 |
Казахстан |
16321,6 |
16556,6 |
16791,5 |
17035,3 |
17289,3 |
Кыргызстан |
5448,0 |
5514,8 |
5607,5 |
5719,9 |
5835,9 |
Армения |
3256,1 |
3268,5 |
3024,1 |
3022,1 |
3013,8 |
Источник: Статкомитет СНГ
По данным таблицы можно сделать вывод, что численность населения во всех странах с каждым годов увеличивается, кроме Белоруссии — в период с 2010 по 2012 год наблюдается сокращение населения, связанное с низким уровнем рождаемости и большим количеством пенсионеров. Для улучшения демографической ситуации Правительство Белоруссии назначило единовременное пособие за рождение ребенка: за первого — 7068800 рублей (около 900$), за второго и последующего ребёнка — 9896320 рублей (около 1300$), что привело к росту численности населения в 2013 году.
Миграция населения на сегодняшний день является проблемой для многих стран, особенно для стран Европейского союза. Рассмотрим какова ситуация с миграцией в государствах-членов ЕАЭС.
На основе данных таблицы 2 можно сделать вывод, что постоянно увеличивается число как выбывших, так и прибывших в России и Белоруссии. В период с 2011 по 2014 год число прибывших в Россию увеличилось на 1 209,8 тыс. чел. (при этом из стран СНГ число мигрантов возросло на 206,9 тыс. чел.). В Белоруссии в этот же период времени число мигрантов увеличилось на 34,4 тыс. чел.. В Кыргызстане, наоборот, постоянно уменьшается количество мигрантов. Прежде всего, это связано с тем, что в республике высокий общий уровень безработицы — 8,4 %, и население покидает страну в поисках лучшей жизни. Графически миграция населения в Казахстане показана на рисунке 1.
Таблица 2
Миграция населения (число лиц, зарегистрированных в органах внутренних дел при перемене постоянного места жительства; тысяч человек)
Страна |
год |
Число прибывших |
Число выбывших |
||
Всего |
из страны СНГ |
всего |
в страны СНГ |
||
Россия |
2011 |
3415,1 |
310,6 |
3095,3 |
22,6 |
2012 |
4196,1 |
364,0 |
3901,2 |
95,6 |
|
2013 |
4496,9 |
422,8 |
4201,0 |
147,9 |
|
2014 |
4624,9 |
517,5 |
4354,8 |
257,3 |
|
Беларусь |
2011 |
213,4 |
14,7 |
203,5 |
5,8 |
2012 |
212,3 |
13,4 |
203,0 |
6,5 |
|
2013 |
225,4 |
14,7 |
213,8 |
5,4 |
|
2014 |
247,8 |
19,8 |
232,1 |
5,9 |
|
Казахстан |
2011 |
402,9 |
31,0 |
397,8 |
31,3 |
2012 |
366,1 |
23,9 |
367,5 |
28,3 |
|
2013 |
361,4 |
20,3 |
316,7 |
22,6 |
|
2014 |
422,4 |
14,8 |
434,6 |
26,1 |
|
Кыргызстан |
2011 |
41,8 |
6,2 |
82,9 |
45,5 |
2012 |
49,3 |
5,4 |
56,8 |
12,8 |
|
2013 |
35,8 |
4,1 |
44,2 |
11,4 |
|
2014 |
26,1 |
3,7 |
34,2 |
11,5 |
|
Армения |
2010 |
7,9 |
0,7 |
18,2 |
7,5 |
2012 |
… |
… |
… |
… |
|
2013 |
… |
… |
… |
… |
|
2014 |
… |
… |
… |
… |
|
Источник: Статкомитет СНГ.
Рис. 1. Миграция населения в Кыргызстане, тысяч человек
Официальный уровень безработицы в России 1,2 %, в Белоруссии — 0,5 %, в Казахстане — 0,4 %, в Кыргызстане — 2,3 % и самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Армении — 5,9 %. Данные представлены в таблице 3. В целом по региону ЕАЭС уровень безработицы на 1 января 2015 года составил 5,3 % (ЕС — 10,2 %, США — 6,2 %, мир — 8,4 %) (рисунок 2) [1].
Таблица 3
Численность безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости (на конец года)
|
В среднем за год, тыс. чел. |
В % к экономически активному населению. |
||
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
|
Россия |
918 |
883 |
1,2 |
1,2 |
Беларусь |
21 |
24 |
0,5 |
0,5 |
Казахстан |
30 |
33 |
0,3 |
0,4 |
Кыргызстан |
58 |
58 |
2,3 |
2,3 |
Армения |
56 |
66 |
6,8 |
5,9 |
Источник: Статкомитет СНГ
Рис. 2: Уровень безработицы в мире, ЕАЭС, США и ЕС на 1 января 2015 г., в %
Перейдем к основным макроэкономическим показателям государств-членов ЕАЭС. В трех странах союза произошел рост ВВП: В Казахстане — 7,7 %, в Кыргызстане — 7,3 % и в Армении 5,1 %. В России наблюдается спад данного показателя на 3,4 %. Причиной снижения является введение санкций со стороны стран Запада (таблица 4, рисунок 3.).
Таблица 4
ВВП государств-членов ЕАЭС (январь-июнь 2015в % к январю-июню 2014)
|
ВВП (в постоянных ценах) |
Россия |
96,6 |
Беларусь |
96,7 |
Казахстан |
107,7 |
Кыргызстан |
107,3 |
Армения |
105,1 |
Источник: Статкомитет СНГ
Рис. 3: Рост ВВП государств-членов ЕАЭС в постоянных ценах (январь-июнь 2015в % к январю-июню 2014)
Также стоит проанализировать экспортно-импортные операции государств-членов ЕАЭС. По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что в 2014 году в России, Белоруссии, Казахстане и Кыргызстане количество как экспортных, так и импортных операций уменьшилось. Однако в России и Казахстане сальдо внешнеторгового оборота осталось положительным: Россия — 210,9 млн. долл США, Казахстан — 37025 млн. долл. США. (рисунок 4).
Таблица 5
Экспортно-импортные операции государств-членов ЕАЭС
|
Экспорт, млн. долл. США |
Импорт, млн. долл США |
Внешнеторговый оборот, млн. долл США |
Сальдо внешне-торгового оборота, млн. долл. США |
||||
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
|
Россия |
527,3 |
496,9 |
315,0 |
286,0 |
842,3 |
782,9 |
212,3 |
210,9 |
Беларусь |
37203 |
36392 |
43023 |
40788 |
80226 |
77180 |
-5820 |
-4396 |
Казахстан |
84700 |
78238 |
48806 |
41213 |
133506 |
119451 |
35894 |
37025 |
Кыргызстан |
2007 |
1880 |
5987 |
5732 |
7994 |
7612 |
-3980 |
-3852 |
Армения |
1479 |
1519 |
4386 |
4402 |
5865 |
5921 |
-2907 |
-2883 |
ЕАЭС |
127929,3 |
120539,9 |
104530 |
94435 |
230446,3 |
212960,9 |
127929,3 |
120539,9 |
Источник: Статкомитет СНГ
Рис. 4: Сальдо внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС в 2014г., млн. долл. США
Итак, ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государст-членов. Проанализировав основные социально-экономические показатели государств-членов ЕАЭС, можно сделать вывод, что регион обладает всеми необходимыми ресурсы для достижения поставленных целей: территория, высокая численность населения, мобильность рабочей силы, налаженная внешняя торговля. Конечно, наблюдается и спад некоторых показателей: отрицательное сальдо внешнеторгового оборота у Белоруссии, Кыргызстана и Армении. Данным странам необходимо увеличить объемы экспортных операций. Для этого государствами-членами ЕАЭС уже приняты соответствующие программы: «Развитие производств новой конкурентоспособной продукции, ориентированной на экспорт»
Государства-члены взаимодействуют по созданию механизма совместного выхода на рынки третьих стран с целью продвижения совместно произведенной организациями-производителями государств-членов продукции, предусматривающего возможность таких инструментов, как:
совместные дилерские и сервисные сети;
совместные торговые дома, центры сертификации машинно-технической продукции и технической поддержки, специальных объединенных сбытовых компаний;
развитие информационно-консультационной поддержки экспортеров государств–членов ЕАЭС;
организация совместных (объединенных экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях);
использование новых финансовых продуктов по сопровождению экспорта, например лизинга;
взаимодействие торговых представительств государств–членов ЕАЭС;
проектное (инвестиционное), предэкспортное и экспортное финансирование совместно произведенной продукции.
В целях повышения конкурентоспособности промышленной продукции и обеспечения ее выхода на рынки третьих стран Стороны проводят работу по совершенствованию системы технического регулирования (сертификации, стандартизации), а также (при необходимости) разрабатывают механизмы содействия производителям в получении иностранных сертификатов при экспорте [1].
Литература:
- http://eaeunion.org/#resources — Официальный сайт Евразийского экономического союза.
- www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики РФ.
- http://www.cisstat.com — Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств.
- http://belstat.gov.by — Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
- http://rusrand.ru/response/eaes-rasshiril-granitsu-vlijanija-novym-uchastnikom-sojuza-stala-kirgizija — ЕАЭС расширил границу влияния: новым участником Союза стала Киргизия, 12.08.2015
- www.worldbank.org/data/wdi
- «Мировая экономика» / под. ред. Булатова А. С., — М.: 2005. — 734с.
- Липатова, В. А. Международная экономическая интеграция: учебное пособие / В. А. Липатова. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 207с.
- Никитина, Ю. А. Международные отношения и мировая политика: Введение в специальность: учебное пособие для студентов вызов / Ю. А. Никитина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 151 с.
- Понамарева, Е. К. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям (Серия «Практический курс») / Е. К. Пономарева, Л. А. Кривенцова, П. С. Томилов — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2010. — 287 с.