Библиографическое описание:

Лихачева О. В., Васяева К. О. Канон как отражение жития преподобного Серафима Саровского // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 81-83.



 

В статье рассматривается взаимосвязь Жития и канонов Серафиму Саровскому и изобразительно-выразительные средства, с помощью которых канон становится поэтичным и преобразуется в стихотворную форму.

Ключевые слова: житие Серафима Саровского, канон Серафиму Саровскому, песнь, изобразительно-выразительные средства, стихотворная форма канона, церковнославянский язык.

С момента смерти преподобного Серафима Саровского, последовавшей 2 января 1833 г. и до времени его канонизации в июле 1903 г., прошло 70 лет. Но народное почитание Саровского старца намного опередило официальное причисление его к лику святых.

В словаре церковных терминов канонизация (греч. узаконивать) – причисление к лику святых. Основаниями для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства; исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно; достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность мощей [4, с. 66-67].

Почти сразу после смерти Старца стали издаваться первые жизнеописания. Они составлялись на протяжении второй половины 19 – начала 20 вв. лицами, либо знавшими его лично, либо использовавшими монастырские архивы, воспоминания современников.

Первое жизнеописание Серафима Саровского принадлежит саровскому иеромонаху Сергию. С 1818 года Сергий собирал и записывал сведения о двух саровских подвижниках – Серафиме и схимонахе Марке. «...Я буду повествовать частию то, что известно современным ему старцам Саровской пустыни, а частию то, что он мне сам сказывал по особенной его ко мне доверенности и любви, в разные времены моего сожительства с ним. Наблюдая за его жизнью, я записывал в свое время и его краткие наставления, которыя он мне и приходящим давал...» [1, с. 3].

После работы Сергия было издано еще несколько жизнеописаний, а в 1896 году вышло в свет сочинение архимандрита Серафима (Л.М. Чичагова), которое было создано для предоставления материалов с целью канонизации старца Серафима.

Основой для создания житий Серафима Саровского являются работы иеромонаха Сергия и игумена Георгия. Но учитывая даты создания этих текстов, первоначальным источником является Житие, созданное иеромонахом Сергием [2, с. 61].

Тесно с Житием связан канон Серафиму Саровскому. Существует два канона преподобному Серафиму Саровскому. Установить авторов канонов не удалось. Каноны узнаются по особой присущей им возвышенности и сладости изображаемого. Здесь и мерная фраза, ее неторопливость, ее большая музыкальность, и, что самое основное, изображение той милости Божией, того помышления, которые имеет Господь о душе человеческой [3, с. 28]. Канон призван возвеличить праведную жизнь старца, его подвиги, а также попросить о помощи и защите.

Особый интерес представляет собой форма написания канона. Житие написано прозой и представлено как последовательный рассказ, в котором упоминаются реальные даты и события из жизни святого. Канон же написан ближе к стихотворной форме. Причем реальные события из жизни святого представлены непоследовательно. Полустихотворная форма канона создает некий переход от прозы к стихотворению. Употребление такого вида формы связано с тем, что канон читается нараспев. Следовательно, за счет формы канон становится мелодичным и поэтичным [3, с. 435].

Эффект мелодичности и поэтичности в каноне достигается благодаря применению изобразительно-выразительных средств. Чтобы рассмотреть, каким образом происходит переход из прозаической формы в стихотворную, необходимо проследить, какие художественные средства применяются. В работе мы рассматриваем взаимосвязь Жития Серафиму Саровскому, составитель архимандрит Серафим (Л.М. Чичагов) и канонов № 1 и № 2 и изобразительно-выразительные средства канонов № 1 и № 2 Серафиму Саровскому.

Канон является отражением Жития, так как именно в каноне упоминаются сведения из биографии старца, чудеса и почитание. Первоначально создается Житие Святого, а на основе Жития создается канон, поэтому Житие и канон связаны.

С первых строк Жития мы узнаем о родителях Прохора (Серафима) и его детстве, но эта информация не упоминается в каноне. В житие упоминается о юности, о решении Прохора (Серафима) вступить на путь иноческой жизни: «На семнадцатом году жизни намерение оставить мир и вступить на путь иноческой жизни окончательно созрело в Прохоре». И в каноне несколько раз говорится о решении Прохора (Серафима) оставить мирскую жизнь и посвятить себя Богу. Например, в каноне № 1 в 1и 3 песнях: «От юности твоея, преподобне, предался еси умом Богови» или в каноне № 2 в 1 песни: «От юности на безстрастия гору возшед и крест свой взем, невозвратно Христу последовал еси...». Строки приобретают необычное звучание благодаря инверсии«от юности твоея», «на безстрастия гору возшед», «крест свой взем» и эпитету «гора безстрастия».

В Житие архимандрита Серафима (Л.М.Чичагова) часто упоминается, как Старец утруждался в молитвенном правиле, в физическом труде, в посту: «С молитвою он соединял воздержание и пост: в среду и пятницу не вкушал никакой пищи, а в другие дни недели принимал её только один раз», «Видимые его подвиги состояли из молитвословий, чтения книг, телесных трудов…». Очень часто и в каноне можно встретить строки, в которых упоминается о воздержании Старца, его аскетическом образе жизни. Например, в каноне № 1 в 1 песни: «...страсти телесныя крепким воздержанием укротив» или в каноне № 2 в 4, 5, 9 песнях: «тесное иноческое в пустыни житие проходил еси», «Мраз нощный и вар дневный претерпев». В строках этих песен эффект мелодичности и поэтичности создается благодаря ярким эпитетам «страсти телесныя, крепким воздержанием, тесное иноческое житие, во умиленней молитве, мраз нощный и дневный». Эти эпитеты будто бы призваны усилить эффект, показать, каким же тяжелым был труд смирения Серафима.

Несколько раз Серафим удостоился видеть Богородицу и Ангелов, об этом упоминается в Житие: «в сонном видении, Прохор увидел Пресвятую Богородицу», «…ему явилась Пресвятая Дева Мария с Апостолами Иоанном Богословом и Петром», «...подходит к нему с правой стороны постели Пресвятая Богородица... За Нею следовали свв. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов». Этот факт упоминается и в каноне № 1 в 6 песни: «Ангелов ликостояния сподобился еси, духовная разумения приим… великий и теплый молитвенник». Выразительность строк достигается с помощью эпитетов «великий и теплый молитвенник» и высоких и торжественных слов «ликостояние, сподобился, разумение, приим».

Одним из самых важных моментов в жизни Серафима Саровского является его пребывание в Саровской пустыни. В Житие говорится, что Серафим получил благословение от затворника Досифея, который обладал даром провидения. «Видя в нём благодать Божию, уразумев его намерения и провидя в нём доброго подвижника Христова, благословил его идти в Саровскую пустынь». Это упоминается и в каноне. Например, в каноне № 1 в 3 и 6 песнях: «...возсияв в пустыни Саровстей, яко солнце», «явился еси молящимся тебе столп непоколебим и прибежище», «и, тамо ангельски пожив», «богатство, яко прах, вменив...». В этих строках очень ярко представлено сравнение Серафима: «яко солнце, столп непоколебим и прибежище», «ангельски пожив». Контраст создает антитеза, выраженная контекстуальными антонимами «богатство-прах».

Своими трудами, искренней молитвой старец Серафим удостоился дара прозрения и дара исцеления. В житийном памятнике описывается много случаев, когда старец буквально спасал от смерти. «Господь Бог продолжал являть в старце Серафиме благодать исцеления недугов и болезней телесных, даже есть примеры восстановления болящих от одра смерти». В каноне много раз прославляются добрые дела старца не только при жизни, но и после смерти. Например, в каноне № 1 в 3 песни: «...и ныне лучи чудес источаеши и исцеляеши всех», в каноне № 2 в 6 песни: «Христос тебе, отче Серафиме, прослави и даром исцелений и чудес обогати», «Множество людей, мощем твоим покланяется, от них же исцеления вси почерпаем...». Поэтичность строк достигается с помощью употребления целого ряда глаголов возвышенной лексики: «прослави, обогати, покланяется, почерпаем». Кроме этого, дар исцеления присущ и колодцу, который находится в Саровской обители. Так сказано в житие: «Ныне на месте явления Божией Матери отцу Серафиму 25 ноября 1825 г. устроен колодезь, отличающийся чудотворною силою». В каноне № 2 в песни 6 тоже упоминается о чуде исцеления: «В пустыне кладенец ископав твоими рукама, преподобне, приходящии жаждущия люди напоил еси, и ныне многим недужным водою кладенца сего болезни исцеляеши». В этих строках употребляется инверсия «кладенец ископав твоими рукама», «приходящии жаждущия люди напоил еси», «водою кладенца сего болезни исцеляеши». А также характерно употребление возвышенной лексики «ископав, жаждушия люди, недужным, исцеляеши».

В тексте жития часто говорится о том, что старец с великой радостью встречал тех, кто приходил за его благословением, советом и наставлял на праведный путь. «Батюшка Серафим принимал к себе всех охотно, давал благословение и каждому, смотря по душевным потребностям, делал различного рода краткие наставления». Причем старец не обращал внимания на то, кто приходил к нему за помощью, бедняк или богатый, больной или здоровый. «Кто бы ни был приходивший к нему, бедняк ли в рубище, или богач в светлой одежде...он всех лобызал с любовью, всем кланялся до земли». Об этом говорится в каноне № 1 в песни 3: «...в скорбех приходящим к тебе утешитель был еси»в каноне №2 в 3, 5 песнях: «богатых же и убогих неослабно благочестию поучая», «Всем приходящим к тебе был еси учитель истинный». Серафим Саровский назван «утешителем» и «учителем истинным». ИСТИННЫЙ, -ая, -ое, -тинен, -тиа, - и н н о 1. Соответствующий истине, заключающий в себе истину. То есть, это сравнение указывает на то, что Серафим Саровский наставлял на путь праведный, путь истинный, поэтому и назван «учителем истинным» [5, с 689]. А также встречается антитеза, выраженная контекстуальными антонимами: «богатии-убогии». Кроме этого применяется инверсия: «благочестию поучая», «был еси учитель истинный».

Житие заканчивается смертью старца, но и в день погребения снова произошло чудо: «...когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку о. Серафима, то рука сама разжалась», «отец Филарет показал на небе необыкновенный свет и сказал: “Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!”. Так и в каноне № 1 в песнях 4,7: «в пустыни житие проходил еси и сие во умиленней молитве скончал еси», «блаженну воистину кончину преподобных приял еси».

Главным образом канон направлен на то, чтобы прославить святого, рассказать о его подвижнических трудах. Житие же призвано рассказать о биографии подвижника, охватывая весь период жизни, путь ко Спасению.

Канон приобретает стихотворную форму благодаря обращениям, причем в большинстве случаев обращения являются распространенными: преподобне, премудре, преподобне Серафиме, отче Серафиме, преподобный отче наш, Серафиме блаженне, источниче исцелений, блаженне, Небесный человече и земный Ангеле. В обращении «Небесный человече и земный Ангеле» представлен оксюморон. Данный прием призван подчеркнуть сочетаемость несочитаемого, в данном случае сочетаемость земного и небесного. Автор подчеркивает необычность этого человека, принадлежность к высшим Небесным.

Таким образом, канон как поэтическое произведение создается за счет использования автором изобразительно-выразительных средств. Одним из наиболее употребительных изобразительно-выразительных средств является инверсия, сравнение и эпитет. Иногда в каноне встречается антитеза и оксюморон.

Следует заметить, что канон написан на церковнославянском языке, используется возвышенная лексика, так как речь идет о Святом человеке. Поэтому канон изобилует старославянизмами. Например: даждь, лютаго, апостолы, мраз нощный, возшед, мощем, вопиющим, недужныя, кладенец, пещный. А также сложными словами. Например: ликостояние, благодать, благоплодными, благочестивым, христоименитии, благословен, чудотворец, человеколюбец. Именно церковнославянский язык содействует единству духовной неразрывной связи, как в русском народе, так и в других славянских племенах православного вероисповедания, сохраняет традиции. А церковнославянизмы создают фон торжественности и возвеличивания, возвышают речь, наполняют её силой и благодатью.

Таким образом, сопоставив житие и каноны Серафиму Саровскому, мы пришли к выводу, что между ними прослеживается тесная связь, канон черпает информацию из жития, поэтому факты из жизни старца совпадают и в житии, и в каноне. Но канон поэтичен, а так как в нем используются изобразительно-выразительные средства, за счет чего и происходит преобразование прозы в стихотворную форму.

 

Литература:

  1. Иеромонах Сергий. Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. – М.: [Б. и.], 1841. – 73 с.
  2. Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской. – СПб., 1844. – Т. 16. Раздел «Словесность». – С. 59-95.
  3. Монахиня Игнатия Церковные песнотворцы. – М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. – 464 с.
  4. Покровский Д. Словарь церковных терминов. – Sharon, Massachusetts: «IzographStudio», 2002. – 166 c.
  5. Словарь русского языка:В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1984. – Т.1. – 1984. – 696 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Серафима Саровского, Серафиму Саровскому, преподобного Серафима Саровского, канон Серафиму Саровскому, архимандрита Серафима, изобразительно-выразительные средства, житие Серафима Саровского, Житие архимандрита Серафима, жизнеописание Серафима Саровского, жития преподобного Серафима, житий Серафима Саровского, канонизации старца Серафима, жизни Серафима Саровского, смерти преподобного Серафима, еси»в каноне, сочинение архимандрита Серафима, труд смирения Серафима, стихотворную форму, сравнение Серафима, отца Серафима возносится.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос