Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 744 раза

Библиографическое описание:

Щелина, Т. Т. Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых / Т. Т. Щелина, К. А. Куракина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24330/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

В статье рассматривается возможность развития лидерских качеств вожатых на базе подготовки в инструктивно-методическом лагере; проанализирован уровень педагогической и психологической готовности вожатых к работе с детьми в условиях временного детского коллектива; раскрыта взаимосвязь уровня подготовки вожатых и реализацией педагогических и психологических технологий, ориентированных на личностный рост детей и подростков.

Ключевые слов: лидерские качества, лидер, детский оздоровительный лагерь, вожатый, инструктивно-методический лагерь.

 

В современном образовательном процессе все большую популярность приобретает дополнительное образование. Особенно актуально в среде молодежи и в частности студенчества такое направление дополнительного образования, как педагогическая и психологическая подготовка для работы с детьми в детских оздоровительных лагерях в летнее и каникулярное время.

На сегодняшний день детский оздоровительный лагерь понимают как особый социальный институт, естественным образом ориентированный на развитие подрастающего поколения. Ему свойственно чрезвычайно эмоциональная среда, дающая мощные импульсы для будущих поколений в целом, так как она предоставляет детям новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности [1]. Однако лагерь является своеобразным институтом не только детства. Он естественным образом ориентирован на развитие настоящего и будущего всего общества, включая те педагогические кадры, которые организовывают деятельность на базе ДОЛ, в том числе и вожатых.

Важно отметить, что при работе с детьми каждому члену педагогического коллектива необходимо пройти определенную подготовку и иметь определенный багаж знаний. Даже, если этот человек получает образование в педагогическом ВУЗе, он не имеет возможности получить такие знания, которые давали бы ему возможность свободно и без трудностей работать с детьми в лагере. Помимо всевозможных методик воспитания и знаний психологических и возрастных особенностей детей вожатый должен уметь четко и своевременно организовывать деятельность и отдых детей в условиях временного коллектива [3]. Следует еще раз отметить, что лагерь как чрезвычайно эмоциональная среда способен дать очень сильные стимулы, важные для будущего в целом. И эта среда воздействует как на самих детей, так и на педагогический коллектив, раскрывая для них новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности.

Как правило, в роли вожатых в детских оздоровительных лагерях выступают студенты различных педагогических ВУЗов, для которых данный опыт работы с детьми несет в себе возможность достичь ряда поставленных перед собой задач. Например, таких как: получить непосредственный опыт работы в коллективе, а также конкретно взаимодействие с детьми, выработка навыка разрешения конфликтов; возможность повысить свою квалификацию в связи с дальнейшей работой в этой сфере. Немаловажно отметить, что в условиях детского оздоровительного лагеря вожатые получают личностный рост, в том числе и развитие лидерских качеств – как основной движущей силы при работе в детском коллективе.

Как известно основу лидерства составляют личностные качества и социально-психологические отношения, которые складываются в группе. Если рассмотреть феномен лидерства с позиции гендерного подхода, то можно выделить следующие гендерные особенности проявления лидерства у студентов педагогических ВУЗов: психологические особенности студенческих лидеров проявляются в интеллектуальном, организаторском, инициирующем, эмоциональном и коммуникативном типах лидерства [1].

Тем не менее, как показывает практика, далеко не каждый вожатый обладает вышеперечисленными способностями. Зачастую студенты обладают знаниями и умениями, недостаточными для полноценной работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря, в том числе и лидерскими способностями. Однако на сегодняшний день существует возможность планомерно организованной психолого-педагогической помощи по развитию лидерских качеству студентов, не готовых к глубокой переработке сознания, выработке нового мышления, педагогически верного подхода, преодолению собственных сомнений и сопротивления.

Одним из основных условий успешной подготовки вожатых к деятельности в сфере дополнительного образования детей является ознакомление с той сферой деятельности, в которой предстоит работать, знание и соблюдение соответствующих прав и обязанностей способствует более выгодному развитию лидерских качеств.

Однако, помимо этого, непосредственно в должности вожатого как успешного лидера требуется определенная практическая подготовка. Примером для этого может послужить выездной инструктивно-методический лагерь в рамках «Школы вожатых» для детских лагерей, цель которого заключается в интенсивном овладении практическими навыками, необходимыми при работе вожатого. Стоит отметить, что в реальности лидерство не существует само по себе, автономно от группового процесса. Оно является продуктом группового взаимодействия и теснейшим образом связано с целым рядом других феноменом, процессов и обстоятельств групповой жизни. Именно инструктивно-методический лагерь дает возможность всесторонне рассмотреть все аспекты жизнедеятельности в лагере, начиная от построения распорядка дня и заканчивая решением различного рода возникающих конфликтов.

Основными задачами такой формы деятельности является создание атмосферы доверия, сплоченности и творчества, формирование педагогической команды, знакомство с мероприятиями, спецификой конкретного лагеря, обучение несению ответственности за жизнь и здоровье детей, отработка навыков организации отрядных мероприятий, проведение различных игра, а также их обсуждение.

Как правило, такого рода практика включает в себя не только теоретическую подготовку по основам и особенностям организации жизнедеятельности в ДОЛ и методическую подготовку по организации отрядных дел, массовых праздников, профильных смен и прочее, а также специально разработанный тренинговый курс для организации эффективного взаимодействия в условиях ДОЛ.

Особый упор делается на развитие личностных качеств будущих вожатых, в том числе и на лидерские способности, поскольку вожатый – это, прежде всего, человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.

Отработка навыков когнитивной и эмоциональной саморегуляции дает возможность студентам воспринимать себя в качестве источника, инициатора событий в окружающей среде, видеть себя компетентным и эффективным в отношениях со своим окружением [2].

Итогом прохождения, изучения, и успешного освоения молодыми людьми данной программы, является готовность к работе с детьми в условиях временного детского коллектива, в детских, молодежных лагерях и центрах [1]. Готовность предполагает, что человек владеет методикой и приемами воспитания и оздоровления детей, умеет организовывать воспитательный процесс, знает правила безопасного пребывания детей в лагерях и центрах, просвещен в сфере безопасности собственного труда, знает о своих правах и обязанностях при работе с детьми – тем самым они гораздо проще включаются в лагерную жизнь.

Можно прийти к выводу, что от успешной подготовки вожатых зависит успешность реализации педагогических и психологических технологий, ориентированных на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей.

 

Литература:

  1.                Волгунов В.А. Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря. Дис. ... канд. пед. наук. – Арзамас, 2004. – 172 c.
  2.                Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. – М.: Статут, 2007. – 542 с.
  3.                Щелина Т.Т. Современный вожатый в современном лагере: психолого-педагогический и методический аспекты // Волгунов В.А. Летняя педагогическая практика: Учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 102 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский оздоровительный лагерь, ребенок, инструктивно-методический лагерь, лагерь, форма деятельности, временный детский коллектив, дополнительное образование, естественный образ, педагогический коллектив, эмоциональная среда.


Ключевые слова

лидер, детский оздоровительный лагерь, лидерские качества, вожатый, инструктивно-методический лагерь

Похожие статьи

Психологические особенности конфликтов во временном...

Показывается значимость подготовки кадров в инструктивно-методических лагерях, «Школе вожатого».

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатый, социально-психологический тренинг, конфликт, должностные обязанности, дети, коллектив.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

Современная типология детских оздоровительных лагерей представлена: загородными детскими оздоровительными лагерями; лагерями труда и отдыха; оборонно-спортивными

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых.

Психолого-педагогические особенности развития творческих...

Ключевые слова:творческие способности, подростковый возраст, дополнительное образование, детский оздоровительный лагерь, психолого-педагогическое сопровождение.

Развитие детского коллектива в каникулярное время в летнем...

"Массовый" детский оздоровительный лагерь нередко сталкивается с проблемой структурирования свободного времени детей. Излагая свои подходы к организации работы социально-педагогического комплекса детского оздоровления, досуга и отдыха...

Менеджмент и специфика деятельности специалиста по работе...

Детский оздоровительный лагерь для подростков и детей, как принято считать, является социально-педагогическим учреждением, которое создано, чтобы обеспечить оздоровление, занятость и развивающий отдых в каникулярное время.

Развивающие направления деятельности загородного лагеря...

Отличительной особенностью деятельности загородного лагеря отдыха является система взаимодействия медицинских и педагогических, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга...

Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ...

Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном лагере. В ней отдельно рассматриваются должностные обязанности и функции вожатых.

Педагогическое сопровождение социализации подростка...

В проведенном нами исследовании на базе детского оздоровительного лагеря «Чайка» Центра эстетического воспитания детей г. Оренбурга мы рассматриваем педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха как...

Межличностные отношения младших школьников в условиях...

Временный детский коллектив летнего оздоровительного лагеря является педагогически управляемым явлением, внутри которого межличностные отношения опосредуются содержанием совместной деятельности и специально организованного общения...

Похожие статьи

Психологические особенности конфликтов во временном...

Показывается значимость подготовки кадров в инструктивно-методических лагерях, «Школе вожатого».

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатый, социально-психологический тренинг, конфликт, должностные обязанности, дети, коллектив.

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

Современная типология детских оздоровительных лагерей представлена: загородными детскими оздоровительными лагерями; лагерями труда и отдыха; оборонно-спортивными

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых.

Психолого-педагогические особенности развития творческих...

Ключевые слова:творческие способности, подростковый возраст, дополнительное образование, детский оздоровительный лагерь, психолого-педагогическое сопровождение.

Развитие детского коллектива в каникулярное время в летнем...

"Массовый" детский оздоровительный лагерь нередко сталкивается с проблемой структурирования свободного времени детей. Излагая свои подходы к организации работы социально-педагогического комплекса детского оздоровления, досуга и отдыха...

Менеджмент и специфика деятельности специалиста по работе...

Детский оздоровительный лагерь для подростков и детей, как принято считать, является социально-педагогическим учреждением, которое создано, чтобы обеспечить оздоровление, занятость и развивающий отдых в каникулярное время.

Развивающие направления деятельности загородного лагеря...

Отличительной особенностью деятельности загородного лагеря отдыха является система взаимодействия медицинских и педагогических, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга...

Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ...

Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном лагере. В ней отдельно рассматриваются должностные обязанности и функции вожатых.

Педагогическое сопровождение социализации подростка...

В проведенном нами исследовании на базе детского оздоровительного лагеря «Чайка» Центра эстетического воспитания детей г. Оренбурга мы рассматриваем педагогическое сопровождение социализации подростка в деятельности загородного лагеря отдыха как...

Межличностные отношения младших школьников в условиях...

Временный детский коллектив летнего оздоровительного лагеря является педагогически управляемым явлением, внутри которого межличностные отношения опосредуются содержанием совместной деятельности и специально организованного общения...

Задать вопрос