Современные экономические условия хозяйствования диктуют уверенность в том, что реализация новых проектов в форме государственно-частного партнёрства является безрисковой схемой, и даёт возможность сто процентной реализации поставленных задач. Однако очевидно, что такая схема не лишена всех видов рисков, в том числе и финансово-экономических, и, как и в любых других инвестиционных схемах, предполагает распределение и оценку уровня рисков между её участниками. Готовность частной стороны принять на себя определённый уровень рисков определяет степень её заинтересованности в конкретном проекте. При этом инвесторы и другие участники проекта, могут принадлежать к регионам, отличным от того, в котором реализуется проект. В связи с этим актуальным становиться вопрос об оценке риска региональной среды конкретного региона.
Инвестиционная привлекательность регионов — это в первую очередь составляющая часть социально-экономического развития территориального образования, которая в свою очередь позволяет не акцентировать внимание на федеральном бюджете и формировать собственную активную инвестиционную позицию.
При использовании оценки инвестиционной привлекательности регионов возникает небольшая дилемма в выборе методики для анализа. Методики оценки инвестиционной привлекательности — это определенные классификации и факторы, но необходимо не забывать, что каждая используемая методика не гарантирует объективность исследования. Каждый использованный метод характеризует регион с какой-нибудь одной определенной стороны, не показывая в общем инвестиционное состояние региона.
Практически все методики имеют определенные сходства между собой: во-первых, в большинстве своём у всех факторы для сбора информации одинаковые; во-вторых, процесс исследования имеет определенные сходства, такие как: сбор определенной информации, анализ показателей, присвоение рейтинговой оценки; в-третьих, в завершении данного анализа, все данные в методиках объединяются, и каждому определенному региону присваивается определенный рейтинговое число (значение).
Наряду с российскими рейтинговыми агентствами существует международные рейтинговые агентства по оценке инвестиционной привлекательности. Ежегодно создается комплексный рейтинг инвестиционной привлекательности стран, который проводится экспертными группами ряда зарубежных экономических журналов: «Fortune», «Multinational BusinessFinance», «Euromoney», «TheEconomist», агентством «PlanEcon». В подходах используются разнообразные способы для анализа, которые учитывают специфические условия и результаты инвестирования в страны с переходной экономикой. В оценке параметров обычно используют качественные и количественные показатели. Данная методика сравнительных оценок называется «упрощенной» и учитывает такие факторы, как объем ВНП, его структуру, обеспеченность природными ресурсами, близость страны к мировым экономическим центрам, масштабы институциональных преобразований, демократические традиции, состояние и перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов.
Для примера можно рассмотреть известный рейтинг журнала «Euromoney», который выпускается дважды в год и в собственно нем производится оценка инвестиционных рисков и надежности стран. Происходит оценка по показателям, таким как: эффективность экономики; уровень политического риска; состояние задолженности; способность к обслуживанию долга; кредитоспособность; доступность банковского кредитования; доступность краткосрочного финансирования; доступность долгосрочного ссудного капитала; вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Значения показателей определяются с помощью экспертов, либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются по 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Подходы к составлению данного рейтинга и состав показателей оценки каждый раз пересматриваются — все это зависит в первую очередь от изменения конъюнктуры мирового рынка.
Правительство РФ считает, что использование рейтингов принципиально значимо для развития государства на всех уровнях, а именно на уровнях страны и регионов.
Считается, что рейтинги дают более точный результат в оценки инвестиционного потенциала (инвестиционного климата), как на уровне страны, так и на субнациональном. Многие экономисты говорят о том, что метод рейтингирования дает рациональную комплексную оценку объекта исследования и применяется в основном для мониторинга текущей ситуации в экономических системах, а также для демонстрации потенциала и оценки проведения государственной политики.
Однако и у рейтинговой оценки, на уровне субъектов РФ, есть свои недостатки, такие как недостаточность статистической информации и большая трата времени и денег на сбор, составление данных и их анализ. В таблице ниже приведены известные методы рейтингования регионов.
Таблица 1
Список главных рейтинговых агентств для определения потенциала субъекта региона РФ
№ |
Название рейтинга |
Автор |
Описание |
Данные по регионам России |
1 |
Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ |
Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» |
Методика рейтинга основывается на объединении показателей, распределенных на 4 группы: масштаб экономики, эффективность экономики, бюджетная сфера, социальная сфера. В заключении, проводится анализ и выставляется интегральный балл каждому региону и они приводятся в определенный порядок в зависимости от значения. |
Все субъекты РФ (83 субъекта РФ) |
2 |
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России |
Национальное рейтинговое агентство |
Рассматривается семь факторов региональной инвестиционной привлекательности. Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности региона присваивается по специальной шкале, разделенной на категории: регионы с высоким, средним и умеренным уровнем инвестиционной привлекательности. Методология данного агентства создана таким образом, что все субъекты РФ делятся на 9 групп по убыванию степени инвестиционной привлекательности. |
Почти все субъекты РФ (80 субъектов РФ) |
3 |
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России |
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» |
В данном рейтинге агентства, инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по 2 параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск — какими могут оказаться для инвестора объемы проблем в регионе. |
Все субъекты РФ (83 субъекта РФ) |
4 |
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации |
Агентство стратегических инициатив |
Данное агентство создает рейтинг из 50 показателей по четырем направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. По данным опроса регионы делятся на 5 групп. |
По 21 субъекту РФ (данный рейтинг вступил в силу с 2014 года) |
5 |
Кредитный рейтинги Fitch, Moody's, Standard &Poor's |
Международные рейтинговые агентства |
Оценка устойчивости регионального развития на основе данных статистики, корпоративной отчетности, данных о бюджете, экспертных интервью. |
Не все субъекты РФ |
Источник: Составлено автором на основе данных официальных сайтов рейтинговых агентств
Некоторые авторы в своем анализе инвестиционной привлекательности ведут расчет интегрального показателя общего рейтинга используя формулу:
ИП =.
Получаемые после расчета показатели представляются в таблице в общем виде, тем самым более точно выводя коэффициент инвестиционной привлекательности региона; но нужно не забывать, что меньшему значению интегрального показателя соответствует более высокое положение в комплексном рейтинге, это также показывает высокую оценку инвестиционной привлекательности субъектов РФ.
Данный метод помогает оценить инвестиционную привлекательность регионов РФ, также помогает понять какие регионы можно считать отстающими, а какие более привлекательными с точки зрения инвестиционной привлекательности. Можно также говорить, что данный способ помогает в разработке государственной политики с помощью него можно проследить процесс и организацию в субъектах РФ, оценке и мониторинге её эффективности.
Также необходимо сказать, что при сравнении российских и зарубежных методик можно увидеть схожие черты. В основном, российские рейтинговые агентства строят свои методики с учетом зарубежного опыта, но также учитывают специфику российского региона.
В основе реализации проектов в форме государственно-частного партнёрства все возможные от реализации проекта риски распределяются между участниками, которые наиболее компетентны в рисковых областях проекта, посредством организации эффективного управления такими рисками. Однако рисковые ситуации в большинстве своем возникают при реализации проектов в форме ГЧП в связи с отсутствием специальных договоренностей о распределении возможных рисков между сторонами и стремлением каждой из участвующих в проекте сторон переложить ответственность за риски друг на друга. Существенное затруднение вызывает также оценка рисков, особенно в регионах, где экономическая конъюнктура наиболее нестабильна, не проработана правовая среда, отсутствует информация об организации аналогичных проектов.
Инвестиционный климат регионов, формируется с учетом факторов таких, как политическая ситуация и перспективы; общая макроэкономическая ситуация и перспективы, стабильность и функциональность правового поля, уровень налогообложения. Состояние инвестиционного климата подтверждается рейтингами специализированных мировых агентств о которых мы говорили выше. При этом необходимо говорить, что существуют проблемы в России, связанные с недостаточным уровнем нормативно-правового администрирования при достаточном количестве инвестиций. Также недостаточно развита инфраструктура по привлечению капитала для среднего и малого бизнеса, также плохая система защиты интеллектуальной собственности, кредитные ставки высоки, случаи невыполнения договорных обязательств, нехватка инструментов в привлечении контрагента к собственности.
Снижение или оптимизация регионального риска можно достичь и с помощью инструментов нормативного администрирования, путём создания нормативно-правовой базы организации ГЧП в конкретном регионе. Такой инструмент будет способствовать повышению регионального рейтинга, и соответственно количественному влиянию на совокупный риск реализации проекта в форме ГЧП в данном регионе.
Литература:
- Крысанова Н. В. Эффективность применения методик оценки инвестиционной привлекательности регионов, Вестник Гуманитарного университета. 2015. № 1.
- Совершенствование механизма государственно-частного партнёрства в кризисных и посткризисных условиях: Монография/ Е. М. Григорьева, Д. П. Карпова.- М:Креативная экономика,2015.-120с.
- Терентьев А. А. Инвестиционная привлекательность региона как один из критериев анализа риска региона, Экономические и гуманитарные исследования регионов, № 4, 2010 г.
- Щербаков В. С. Разработка методики оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ на основе использования рейтингов, Проблемы современной экономики. 2015. № 24.
- Национальное рейтинговое агентство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ra-national.ru/.
- Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raexpert.ru/.
- Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://riarating.ru/.