Рассмотрены проблемы и перспективы совершенствования машинных технологий уборки овощей. Приведены результаты исследований технологических процессов уборки и транспортировки овощей в контейнерах с оценкой их влияния на качество получаемой продукции.
Применение контейнеров при уборке, транспортировке и хранении овощей дает возможность существенно снизить трудозатраты на погрузочно-разгрузочных операциях и повысить качество продукции, поэтому в хозяйствах нашли широкое применение большегрузные контейнеры (размер 160012001200 мм), вместимостью до 1 т [1].
При загрузке в контейнеры первоначально высота падения составляет 1,5 м (cyчетом зазора между выгрузным элеватором уборочного комбайна и контейнером), что вызывает повреждения овощей. Так, например, повреждения корнеплодов моркови на дне контейнера могут достигать 30 %, а кочанов капусты — до 50 % [2].
Высокий процент повреждений вызван также и физико-механическими свойствами сортов и гибридов овощей, в основном, иностранной селекции, применяемых в хозяйствах, (кочаны белокочанной капусты, в отличие от сортов отечественной селекции, более плотные, а корнеплоды более хрупкие). Для уменьшения повреждения овощей при уборке, ИАЭП предложена конструкция контейнеровоза с загрузкой продукции на боковую стенку контейнера (рис.1 и 2).
Прицеп-контейнеровоз состоит из основной рамы (платформы), балансирующего механизма с двумя осями колес, подъемной рамки для установки четырех большегрузных контейнеров с боковым откидным бортом и перегородками для устранения стыков между контейнерами и гидравлической системы. Агрегатируется прицеп-контейнеровоз тракторами класса 1.4кН или 2,0 кН.
При работе прицепа-контейнеровоза с уборочными комбайнами в поле рамка поднимается в вертикальное положение под углом 450. Ворох от выгрузного элеватора уборочного комбайна выгружается на откидной борт, далее кочаны по боковой стенке контейнера скатываются на дно. Применение подъемного борта дает возможность уменьшить высоту выгрузки кочанов с элеватора уборочной машины, так как ворох овощной продукции сгружается на борт и устраняется опасность повреждения элеватора при рассогласованности скорости движения агрегатов. По мере заполнения контейнера рамка с откидным бортом поднимается и устанавливается в горизонтальном положении, далее контейнеры заполняются до полного объема. Затем идет транспортировка прицепа-контейнеровоза на базу хранения предприятия.
Рис. 1. Прицеп-контейнеровоз конструкции ИАЭП (в транспортном положении)
Рис. 2. Прицеп-контейнеровоз с загрузкой на боковую стенку контейнера(в рабочем положении)
Для подтверждения эффективности предложенного технического решения была разработана программа и методика проведения исследований. Агротехническая исходного вороха проводилась в соответствии с СТО АИСТ 1.13–2006. Отбор проб для определения состояния вороха производился непосредственно из контейнера при различных способах загрузки. При этом определялись:
повреждения соответственно кочанов капусты и корнеплодов,
масса соответственно кочанов и корнеплодов,
количество неплотно прилегающих зеленых листьев на кочане капусты,
масса свободного листа в пробе,
прочие примеси.
В таблицах 1 и 2 приведены данные исследований процентного отношения массы поврежденных кочанов капусты белокочанной и массы поврежденных корнеплодов моркови от слоя по высоте контейнера, в зависимости от способа загрузки в хозяйствах Ленинградской области.
Таблица 1
Процентное отношение массы поврежденных кочанов капусты белокочанной «Новатор» в ЗАО «Предпортовый», от слоя по высоте контейнера в зависимости от способа загрузки
Способ загрузки |
Слой по высоте контейнера, мм |
Масса поврежденных кочанов, кг/ масса пробы, кг |
% |
На боковую стенку контейнера |
700–1200 |
80,0 / 287,0 |
28,0 |
0–700 |
127,0 / 403,0 |
31,1 |
|
всего |
|
207,0 / 690,0 |
|
На дно контейнера |
700–1200 |
87,58 / 302 |
29,0 |
0–700 |
170,5 / 411,0 |
41,1 |
|
всего |
|
258,0 / 713,0 |
|
По данным таблицы 1 видно, что при способе загрузки на боковую стенку контейнера масса вороха составляет 690,0 кг, а при способе загрузки на дно контейнера составляет 713,0 кг, при этом масса поврежденных кочанов 207,0 кг и 258,0 кг соответственно.
Таблица 2
Процентное отношение массы поврежденных корнеплодов моркови «Норбонне» в ОАО «Верево», от слоя по высоте контейнера, в зависимости от способа загрузки в хозяйствах Ленинградской области
Способ загрузки |
Слой по высоте контейнера, мм |
Масса поврежденных корнеплодов, кг |
% |
На боковую стенку контейнера |
700–1050 |
15,5 |
2,2 |
350–700 |
7,5 |
1,0 |
|
0–350 |
7,0 |
1,0 |
|
Всего |
30,0 |
4,4 |
|
На дно контейнера |
700–1050 |
16,5 |
2,1 |
350–700 |
12,5 |
1,6 |
|
0–350 |
37,0 |
4,8 |
|
Всего |
66,0 кг |
8,5 |
|
Данные таблицы 2 показывают, что при загрузке корнеплодов на боковую стенку контейнера, снижается масса поврежденных корнеплодов на 4,1 % по отношению к проценту поврежденных корнеплодов при способе загрузки на дно контейнера 8,5 %.
Проведенные полевые исследования показали, что использование специализированных прицепов-контейнеровозов приводит к снижению доли поврежденной продукции — моркови столовой два раза, а капусты белокочанной — на 20 %.
Литература:
- Романовский Н. В., Шамонин В. И. Механизированная технология уборки капусты белокочанной. Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства. Сб. науч. тр. — Вып.79.- СПб.: ГНУ СЗНИИМЭСХ Россельхозакадемии, 2007. -160 с. — ISSN 0131–5226.
- Романовский Н. В., Шамонин В. И. Проблемы и перспективы совершенствования машинных технологий производства овощей. Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства: Сб.науч.тр. — Вып.80. — СПб.: ГНУ СЗНИИМЭСХ Россельхозакадемии, 2008. — с. 51–55.