Дидактические принципы обучения — это фактически теоретическая основа для разработки и совершенствования технологий практической деятельности. «Под принципами обучения следует понимать основные исходные положения, лежащие в основе метода. Различают общие методические принципы, которые используются при обучении любому предмету, т. е. дидактические принципы, и частные методические принципы, используемые при обучении какому-либо определённому предмету, в данном случае иностранному языку, которые мы дальше для краткости будем называть методическими принципами» [1:95].«Принцип — это часто закон, выполняющий функцию принципа. Именно принципы определяют то, как проходит обучение. Это понятие связано прежде всего с понятием «закон, закономерность»» [2:105]. «Принцип — в переводе с латинского — это основа, первоначало; руководящая идея, основное правило» [3:257].
«Под принципами дидактики, — как считает И. П. Подласый, — следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения». Как видим, принципы обучения образуют концепцию дидактического процесса, и одновременно они являются компонентами единой системы. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями [4:440].
Я. А. Коменский, как известно, основой построения системы обучения считал принцип природосообразности обучения, а А.Дистерверг рассматривал дидактические принципы в виде требований к: 1) содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.
К принципам обучения К. Д. Ушинский относил 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.
К основополагающим принципам обучения И. П. Подласый относит следующие: 1) сознательность и активность; 2) наглядность; 3) систематичность и последовательность; 4) прочность; 5) научность; 6) доступность; 7) связь теории с практикой [4:445]. В преломлении к методике обучения иностранным языкам методисты рассматривают следующие дидактические принципы. Это воспитывающий характер обучения, принципы научности, активности, наглядности, прочности и систематичности.
Е. И. Пассов [2:118] различает общедидактические и методические принципы. К общедидактическим он относит принцип сознательности и наглядности, а собственно методическими считает:
1) принцип устной основы и принцип устного опережения;
2) принцип комплексности;
3) принцип учета родного языка учащихся;
4) синтетичность усвоения;
5) программирование коммуникативной деятельности в упражнениях;
6) принцип новизны;
7) принцип единства и разнородности целей и путей обучения;
8) принцип взаимодополнения.
Особо выделяется Е. И. Пассовым принцип коммуникативности, который пронизывает все другие принципы (опора на систему речи, новизны и комплексности) и объединяет их [2:119].
В. И. Андриянова подчеркивает, что коммуникативный принцип является основой обучения русскому языку как второму [3:257]. В связи с этим учёный считает необходимым «создание такой системы обучения, которая бы обеспечивала овладение языком в основных его функциях — как средством общения, сообщения, познания, планирования и организации деятельности (особенно коллективной), эмоционально-эстетического и нравственного воздействия и воспитания — при приоритетности коммуникативной функции» [3:3].
Принцип коммуникативности как категория методики (В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев, Ю. С. Степанов, Е. И. Пассов) предполагает:
личностно-деятельностный подход к изучению второго языка;
формирование потребности говорить на данном языке как первопричины этой деятельности, обусловливающей речемыслительную активность учащихся;
развитие у обучаемых конкретных коммуникативных навыков и умений, необходимых для адекватного восприятия и создания на русском языке текстов разных жанров, типов, объёмов, стилистической тональности, в которых учащиеся заинтересованы;
индивидуализацию и дифференциацию в обучении как одно из главных средств создания мотивации;
функциональность как основу отбора и организации речевых средств, овладения грамматической стороной речи и лексическими единицами;
ситуативность: признание ситуации как единицы организации процесса обучения иноязычному общению;
обеспечение постоянной новизны содержания материала, условий, приёмов, форм организации учебного процесса как основу поддержания интереса к учению;
формирование навыков самостоятельного добывания знаний, овладение опытом творческой деятельности;
значительное повышение удельного веса коллективных форм работы в учебном процессе, способствующих перестройке мотивационных ориентаций и созданию оптимальной структуры ориентации.
В соответствии с этапами осуществления цикла педагогического управления познавательной и практической деятельностью обучаемых и учитывая нацеленность всех принципов на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, П. И. Пидкасистый выделяет следующую систему принципов обучения в современной общеобразовательной школе: принцип взаимообусловленности обучения и воспитания, принцип целостности и единства педагогического процесса, принципы единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения; систематичности и последовательности в овладении учащимися основами науки, культуры, опытом деятельности; сознательности, творческой активности; наглядности, единства конкретного и абстрактного; репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода; доступности обучения; прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества, рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
Все названные принципы, считает П. И. Пикасистый, подчиняются ведущему принципу — принципу единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения, который ориентирует работу учителя на приобщение учащихся в процессе обучения к общечеловеческим ценностям.
Литература:
- Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. Д. Климентенко., А. А. Миролюбова. — М.: Педагогика, 1981. — 456 с.
- Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. — М.: Русский язык, 1987. — 214 с.
- Андриянова В. И. Теория и практика обучения узбекских школьников устноречевому общению на русском языке: Дис. на. д-ра пед.наук. — Т., 1997. — 350 с.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. -В двух книгах. Книга 1. Общие основы процессов обучения. — М.: Владос, 2003. — 574 с.