Понятие, сущность и природа коррупции как политико-правового феномена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 24.11.2015

Статья просмотрена: 669 раз

Библиографическое описание:

Спиридонов Д. А. Понятие, сущность и природа коррупции как политико-правового феномена // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 780-782. — URL https://moluch.ru/archive/103/23836/ (дата обращения: 20.10.2018).



 

Для Российской Федерации проблема коррупции и борьбы с ней является особо актуальной. Системный кризис, по целому ряду показателей отбросивший страну на десятилетия назад, не мог не сказаться на масштабах коррупции. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы социального управления, причем не только в «публичной», но и в негосударственной сфере.

Исключительную опасность для безопасности российского общества и государства представляет тесная связь коррупции с организованной преступностью, обеспечивающая последней благоприятные условия существования и многократно повышая ее жизнестойкость. Масштаб угрозы, которую представляет коррупция для развития человечества, обусловил степень озабоченности российского общества и государства данной проблемой. Это нашло выражение в многочисленных антикоррупционных инициативах, в разработке законопроектов о борьбе с коррупцией.

В настоящее время широко обсуждаются важнейшие аспекты стратегии и борьбы с коррупцией, представляющей реальную угрозу нормальному функционированию государственного механизма. Эта проблема является составной частью и общей проблемы обеспечения безопасности человечества, без решения которой невозможно построение правового государства. В этом залог эффективного функционирования общества и самого государства.

Проблема коррупции для современной России является одной из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших экономических и политических задач, подрывающих авторитет власти в глазах народа, мешающих эффективному развитию международных торгово-экономических и иных связей, способствующих росту и укреплению позиций организованной преступности. [1,с. 34]

Сегодня необходимо осознать исторические истоки коррупции в Российской Империи в условиях смены общественно-экономической формации, в советском государстве в период становления социалистического режима и в Российской Федерации на этапе реформ конца XX в.

Соответственно, обращение к отечественной истории и использование предшествующего опыта актуализируют настоящую работу, посвященную теоретико-историческому изучению формирования и развития правовой политики в сфере противодействия коррупции в России.

Вполне закономерно, что категория «антикоррупционная правовая политика» приобретает сегодня исключительную значимость для юридической науки и практики, требует серьезной теоретической разработки и осмысления.

Необходимость в дальнейшей разработке общего понятия коррупции не исчезает, а актуализируется. Она обусловлена, в частности, тем, что не только в международных документах, но и в национальных правовых системах существуют различные подходы к ее определению. Одновременно следует признать, что уже достигнутый уровень познания в данной области позволяет укрепить методологическую основу правовой антикоррупционной политики, тем самым, создав условия эффективности ее реализации.

Предлагается следующее определение: коррупция в общественно-социальном значении (в широком смысле) представляет собой сложное социальное явление дисфункции процессов социального управления, разложение власти на основе девиантного поведения, обусловленного корыстной мотивацией. Коррупция может пониматься (в узком смысле) и как противоправное использование субъектами власти и управления своего служебного положения вопреки интересам службы в корыстных целях, а также противоправное предоставление таким лицам материальных или иных преимуществ иными лицами за действия (бездействие), совершаемые в их пользу с использованием своего служебного положения. [2,с. 65]

Учитывая, что антикоррупционная правовая политика представляет собой многозначное понятие в зависимости от контекста, антикоррупционную правовую политику наиболее уместно трактовать как антикоррупционную политику государства в сфере действия права, как политику в правовом пространстве (в правовом поле) борьбы с коррупцией или как стратегию деятельности государства в сфере правового регулирования противодействия коррупции.

Процесс развития государственности в России сопровождался увеличением численности чиновников на протяжении периода конца XV–XVII вв., характеризовался их низким профессиональным уровнем, плохим материальным обеспечением, недостаточной организацией контроля и неэффективностью мер ответственности. Это являлось бесспорной предпосылкой наличия в его среде коррупционных правонарушений, на борьбу с которыми были направлены принимаемые антикоррупционные правовые акты. К ним относятся Судебники 1497 г. и 1550 г., с изданием которых сделан первый, но довольно решительный шаг на пути развития законодательства о коррупционных правонарушениях. Самым же значимым нормативным правовым актом, обобщившим весь предшествующий опыт борьбы с коррупционными правонарушениями, явилось Соборное Уложение 1649 г. В дальнейшем, Петром I были предприняты попытки системного подхода к борьбе с коррупцией, выразившиеся в установлении различных форм контроля за деятельностью государственного аппарата и законодательном оформлении идеи об охранении общества и государства от коррупционных злоупотреблений чиновников (Указы Петра I от 25 августа 1713 г., от 24 декабря 1714 г., 25 января 1715 г., 5 февраля 1724 г. и др.).

В XIX в., несмотря на проведенные реформы в области государственной власти и управления, в самом государственном механизме не произошло принципиальных изменений. При количественном росте чиновничье- бюрократического аппарата коррупционные злоупотребления должностных лиц продолжали существовать и в начале XX в. они достигли своей кульминации.

Вместе с тем история XIX в. показала, что использование только уголовно-правовых, административных, дисциплинарных мер воздействия на чиновно — бюрократический аппарат явно недостаточно для искоренения, или по меньшей мере, сдерживания роста коррупционных отношений в российском государстве. Необходимо признать, что ввиду не принятия решительных и эффективных мер для достаточного материального обеспечения государственных служащих, поднятия престижа государственной службы в обществе, восстановления доверия с его стороны, обеспечения, наконец, действенного контроля государственного аппарата, в начале XX в. Российская Империя пришла к социальному взрыву, новому витку глубочайшего экономического и политического кризиса. [3,с. 78]

История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, коррупция и как понятие, и как явление в официальных нормативных документах и практической деятельности не признавалась. Вместо этого определения в УК 1922 г., 1926 г., 1960 г. использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др. Во-вторых, причины возникновения этого явления связывались с пережитками буржуазного общества. При этом в советский период проблемы коррупции нельзя отрывать от проблем теневой экономики, которая является сложным, противоречивым, социально-экономическим процессом.

Проблема безудержного разрастания коррупции в органах власти и управления становится объектом более пристального внимания как в советском государстве, так и в других странах, прежде всего с конца 80-х — начала 90-х годов. К этому времени она приобрела характер, требующий особого отношения государственных, общественных, международных структур.

Проблема беспрецедентного разрастания масштабов коррупции в начале XXI в. представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии и правам человека, затрудняет экономическое развитие страны. Коррупция в современной России носит системный характер и оказывает влияние на практически все стороны жизни общества и тем самым превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности государства.

В целях стабилизации общественно-политической ситуации в стране, предупреждения угроз национальной безопасности России со стороны коррупции необходимо стало разработать и осуществить комплексную программу противодействия коррупции с включением политических, экономических, социальных и правоохранительных аспектов, принять меры для создания согласованной стратегии, отвечающей требованиям времени. Это обуславливает новый этап в развитии правовой политики в сфере противодействия коррупции.

Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании системы государственно-правовых механизмов противодействия коррупции, позволяющих уменьшить ее масштабы в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства.

Главным звеном в реализации антикоррупционной политики должна стать административная реформа, т. к. нереформированность государственного аппарата остается системным фактором, препятствующим модернизации страны.

 

Литература:

 

  1.                Максимов С. В., Мацкевич И. М., Эминов В. Е. Коррупционная преступность и борьба с ней: Учебное пособие. — М.: Юрист, 2001. — 128 c.
  2.                Нигматуллин Р. В. Борьба с преступностью в курсе современного международного права: Учебное пособие. — Уфа: УЮИ МВД России, 2012. — 92 c.
  3.                Максимов С. В., Эминов В. Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России: Монография. — М.: Норма, Инфра-М, 2015. — 80 c.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, служебное положение, государственный аппарат, российское общество, Российская Федерация, российская Империя, правовая политика, бюрократический аппарат, антикоррупционная правовая политика, антикоррупционная политика.


Похожие статьи

Правовые основы антикоррупционной политики России

антикоррупционная экспертиза, антикоррупционная политика, государственное управление, акт, гражданское общество, антикоррупционная правовая политика, Российская Федерация...

Антикоррупционная политика: проблемы формирования...

В настоящее время современное российское государство ставит перед собой важные стратегические задачи реформирования и качественного обновления ряда отраслей социальных отношений в целях формирования гражданского общества и развитого правового государства.

Коррупция в России: понятие, происхождение, эволюция

Ключевые слова: российское законодательство, коррупция, коррупционные преступления, взяточничество, хищение бюджетных средств.

В большинстве случаев термин коррупция применяется в отношении бюрократического аппарата и используется для обозначения...

Меры по профилактике коррупции на государственной службе...

коррупция, Россия, массовая информация, лицо, антикоррупционная программа, борьба, средство, государственный аппарат, государственная система, государственная власть.

Средства борьбы с коррупцией в системе государственной...

Средства борьбы с коррупцией: уголовно правовые аспекты. К вопросу о регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы. Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области.

Коррупция в системе государственной службы России и её...

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры. Коррупция в системе государственной службы России представляет серьёзную угрозу национальной безопасности...

Коррупция как фактор, снижающий эффективность российской...

Воспитание в обществе нетерпимости к взяткам — не единственный способ борьбы с коррупцией. Как рассматривалось ранее, к коррупционерам также применяются меры, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации [5, с. 24].

Основные направления антикоррупционной политики государства

Организационно-правовая сфера. В этой сфере деятельности основными задачами в рамках проведения единой антикоррупционной политики государства, являются следующие задачи. Повышение эффективности государственного управления и укрепление...

Некоторые вопросы правового обеспечения борьбы с коррупцией

Статья посвящена определению источников антикоррупционной деятельности, проблемам борьбы с коррупцией в РК. В работе рассмотрены некоторые уголовные дела, возбужденные Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Правовые основы антикоррупционной политики России

антикоррупционная экспертиза, антикоррупционная политика, государственное управление, акт, гражданское общество, антикоррупционная правовая политика, Российская Федерация...

Антикоррупционная политика: проблемы формирования...

В настоящее время современное российское государство ставит перед собой важные стратегические задачи реформирования и качественного обновления ряда отраслей социальных отношений в целях формирования гражданского общества и развитого правового государства.

Коррупция в России: понятие, происхождение, эволюция

Ключевые слова: российское законодательство, коррупция, коррупционные преступления, взяточничество, хищение бюджетных средств.

В большинстве случаев термин коррупция применяется в отношении бюрократического аппарата и используется для обозначения...

Меры по профилактике коррупции на государственной службе...

коррупция, Россия, массовая информация, лицо, антикоррупционная программа, борьба, средство, государственный аппарат, государственная система, государственная власть.

Средства борьбы с коррупцией в системе государственной...

Средства борьбы с коррупцией: уголовно правовые аспекты. К вопросу о регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы. Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области.

Коррупция в системе государственной службы России и её...

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры. Коррупция в системе государственной службы России представляет серьёзную угрозу национальной безопасности...

Коррупция как фактор, снижающий эффективность российской...

Воспитание в обществе нетерпимости к взяткам — не единственный способ борьбы с коррупцией. Как рассматривалось ранее, к коррупционерам также применяются меры, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации [5, с. 24].

Основные направления антикоррупционной политики государства

Организационно-правовая сфера. В этой сфере деятельности основными задачами в рамках проведения единой антикоррупционной политики государства, являются следующие задачи. Повышение эффективности государственного управления и укрепление...

Некоторые вопросы правового обеспечения борьбы с коррупцией

Статья посвящена определению источников антикоррупционной деятельности, проблемам борьбы с коррупцией в РК. В работе рассмотрены некоторые уголовные дела, возбужденные Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по...

Задать вопрос