In thisarticle thebasic approaches andviews onfingeringinpiano class.
Keywords:fingering, learning piano, fingeringprinciples.
Современная фортепианная педагогика обладает огромным запасом знаний и опыта, накопленного великими предшественниками такими как Г. Г. Нейгауз, Г. М. Коган, И.Гофман, и многими другими. Но нельзя думать, что все вопросы исчерпаны и проблемы решены. Современные требования к учащимся фортепианного класса ДШИ достаточно высоки, ребенок должен осваивать большое количество произведений программы, но зачастую не хватает времени и желания останавливаться на казалось бы мелочах, но очень важных и нужных таких как фортепианная аппликатура. Проблема многих исполнителей и педагогов в недостаточном внимании к правильному и осознанному выбору той или иной аппликатуры, не осознании важности вопроса, следовательно вопрос фортепианной аппликатуры- очень актуален.
Если обратиться к истории, то можно сказать, что не один труд не обошел вопрос аппликатуры, и все великие мастера понимали значимость вопроса. В разные времена подход и взгляд на аппликатуру существенно отличался. Ф.Куперен, пишет, что аппликатура, имеет «большое значение для хорошего исполнения», и от выбранной аппликатуры зависит и впечатление которое музыка произведет на слушателя: «…Каждая мелодия, каждый пассаж, сыгранный тем или иным способом, произведут на слушателя, обладающего вкусом, различное впечатление» [4]. Ж. Ф. Рамо пишет об экономности движений пальцев: «…следите за тем, чтобы после снятия пальца с клавиши он оставался от нее так близко, словно он ее касается» [5]. Можно сказать, что при быстром темпе лишних движений пальцев не должно быть. Долгое время велись споры об использовании 1-го пальца, но произведениями И. С. Баха была поставлена точка в этом вопросе, так как исполнение его произведений, было бы невозможным без его использования. Г. М. Коган в своем труде «Работа пианиста» отмечает: «Очень многое в увеличении темпа зависит от аппликатуры. Учащиеся не редко недооценивают ее значение, подчас они даже сами не знают, какими пальцами играют то или иное место» [2], «Аппликатура, не вызывавшая никаких затруднений в медленном темпе…, может становиться все большей помехой убыстрению игры»3. Практика подтверждает, что выбор аппликатуры сделанный в медленном темпе и отвечающий удобству, позиционной игре, не всегда будет целесообразен в быстром темпе, поэтому на начальном этапе желательно выбрать и поработать с несколькими вариантами аппликатуры, и при увеличении темпа выбрать оптимальный, не создающий препятствий быстрой игре. Г. Г. Нейгауз в своей книге: «Об искусстве фортепианной игры» в главе об аппликатуре пишет: «наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом» [1], тем самым принципы удобства уходят на второй план, физическое удобство должно быть подчинено художественному замыслу композитора и передаче музыкального образа. Можно сделать вывод, что выбор наиболее правильной аппликатуры должен отвечать нескольким требованиям: – и на первом месте принцип нахождения аппликатуры наиболее подходящей для передачи художественного замысла автора произведения, — а уж на втором удобство физическое. Еще одно очень полезное и важное выражение Г. Г. Нейгауза: «В искусстве ведь нет мелочей, все подчинено законам Красоты, вплоть до последней детали. Вот почему я так дорожу любой аппликатурой, указанной самим автором, даже если по свойствам своей руки я не могу ею воспользоваться» 4. Эти слова нам говорят о том, что важным принципом выбора аппликатуры, должно быть соответствие стилю конкретного композитора, чьё произведения мы взяли исполнять. В произведениях классиков наиболее распространенных в репертуаре пианистов ДШИ: (И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен), романтиков: (Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Шопен), и русских авторов (П.Чайковский, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов), требуется прочные навыки и уверенное владение типовыми техническими и аппликатурными формами, встречающимися в гаммах, арпеджио, аккордах. Следовательно, на начальной стадии обучения закладываются основы технических умений, и им необходимо усвоить аппликатурные схемы отраженные в гаммах и арпеджио, без которых невозможно профессиональное развитие и рост учащегося.
В эпоху романтизма композиторы тоже уделяли внимание вопросам аппликатуры, так Ф.Шопен: «Лучше не пытаться уничтожать специальной аппликатуры для каждого пальца, а напротив её совершенствовать…Столько же различных звуков, как и пальцев» [3]. Шопен предлагал использовать индивидуальность каждого пальца, а не сделать их равноправными и одинаковыми. То есть слабые пальцы как: пятый и четвертый будут исполнять звуки, которые требуется взять нежно, тихо, а кульминационные моменты доверить сильным пальцам. В таком случае нужно очень кропотливо находить нужную аппликатуру, соответствующую, мелодии, фразе. Если обратится к взглядам на аппликатуру Ф.Листа, то он открывает для нас, запретные приемы, но в то же самое время без них невозможно исполнение произведений романтиков: разрешает перекрещивание и перекладывание второго, третьего, четвертого и пятого пальцев, а так же позволяет исполнителям играть первым и пятым пальцами на черных клавишах. Композиторы романтики в угоду художественному замыслу и воплощению образа отказываются от общепринятых, классических принципов аппликатуры, тем самым расширяя возможности исполнителей выразить смысл произведений.
Таким образом, анализ накопленных музыкальной педагогикой данных показывает, что существует несколько подходов к выбору аппликатуры. Учащиеся фортепианного класса часто, если и задумываются какой аппликатурой играть, то основным принципом становится принцип психофизического удобства, и этот принцип для них решающий и единственный. Как показывает анализ трудов велики практиков: основной принцип подбора аппликатуры- это выявление художественного замысла композитора. Научить юного пианиста выбирать варианты аппликатуры, исходя из принципа художественной целесообразности, не допускать необдуманную случайную аппликатуру. Однако следует вовремя остановиться на одном самом подходящем варианте, что бы к моменту выступления у исполнителя был только один аппликатурный вариант, доведенный до автоматизма. В книге Г. М. Когана написано: выбор аппликатуры «должен предшествовать разучиванию в собственном смысле слова, дабы оно с самого начала прошло по разумно и четко проложенной аппликатурной дороге, не требующей ни ежечасного «ремонта», ни- тем более — капитальной перекладки пути»3. То есть выбор аппликатуры — важное и необходимое дело на начальном этапе знакомства с произведением и только когда аппликатура выбрана, можно приступать к разучиванию. Вопросы аппликатуры, её правильного выбора, основных принципов- остаются актуальными и в наше время и каждый педагог по своему решает этот вопрос.
Литература:
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. –М. 1958.
- Коган Г. М. Работа пианиста. –М. 1963.
- Шопен Ф. методические заметки. А.Корто. О фортепианном искусстве. Первод К. Х. Аджемова. –М. 2005.
- Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. Цит. по:А. Д. Алексеев. Из истории фортепианной педагогики: хрестоматия. -Киев, 1974. Цит. по: Д. С. Сапельников Формирование аппликатурной компетенции учащихся в процессе музыкальных занятий. М. 2009.
- Рамо Ж. Ф. Пьесы для клавесина с методой пальцевой механики в которой указаны средства для достижения совершенства исполнения на этом инструменте. Цит. По: А. Д. Алексеевв. Из истории фортепианной педагогики. Цит. по: Д. С. Сапельников Формирование аппликатурной компетенции учащихся в процессе музыкальных занятий. М. 2009.