Библиографическое описание:

Бобырева Е. В., Родионова А. Д., Сычева Н. А. О некоторых аспектах политики импортозамещения в России // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 483-485.

 

В статье анализируется товарная структура экспорта и импорта РФ. В заключительной части статьи формулируются основные направления программы импортозамещения.

Ключевые слова: импортозамещение, санкции, экспорт, импорт.

 

Одной из наиболее важных проблем России всегда было импортозамещение, т. к. для самой большой по территории и запасам ресурсов страны слишком много товаров и услуг поступает из других стран. После введения странами ЕС и США санкций эта проблема ещё более усугубилась, вопросы импортозамещения являются стратегически важными, а от их решения зависит уровень роста, развития и обороноспособности национальной экономики [1].

Проблема технологического отставания России формировалась на протяжении последних десятилетий. Одним из свидетельств технологической зависимости от стран Запада является то обстоятельство, что в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования приходится более 50 % (январь-март 2014 г. — 49,2 %). По результатам анализа, проведенного Минпромторгом, доля импорта в станкостроении, по разным оценкам, превышает 90 %, в тяжелом машиностроении — 60–80 %, в легкой промышленности — 70- 90 %, в электронной промышленности — 80–90 %, в фармацевтической, медицинской промышленности — 70–80 %, в машиностроении для пищевой промышленности — 60–80 % [2].

Анализ данных табл. 1 позволяет сделать вывод, что Россия является сырьевым придатком экономически развитых стран (в экспорте преобладают сырьевая продукция — топливно-энергетические товары (42,92 %), минеральные продукты (43,41 %); в импорте — высокотехнологичная продукция с высокой добавленной стоимостью — машины, оборудование и транспортные средства (49,2 %), продукция химической промышленности, каучук (16,0 %)).

Таблица 1

Товарная структура импорта и экспорта со странами дальнего зарубежья за период январь-март 2014 г. (тысяч долл. США)

Код ТНВЭД

Наименование товарной отрасли

Объем импорта

Структура импорта, %

Объем экспорта

Структура экспорта, %

 

ВСЕГО:

59064809,5

 

106229567,6

 

01–24

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

8 764 399,0

14,8

2 950 884,9

1,59

25–27

Минеральные продукты

426 438,9

0,7

80 785 016,9

43,41

27

Топливно-энергетические товары

270 111,0

0,5

79 861 741,9

42,92

28–40

Продукция химической промышленности,каучук

9 477 847,3

16,0

5 280 136,5

2,84

41–43

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

315 519,5

0,5

100 754,9

0,05

44–49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

1 089 422,1

1,8

2 221 983,9

1,19

50–67

Текстиль, текстильные изделия и обувь

3 963 792,3

6,7

54 660,3

0,03

71

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них

144432,4

0,2

3493154,6

1,88

72–83

Металлы и изделия из них

3131319,5

5,3

7 804 974,7

4,19

84–90

Машины, оборудование и транспортные средства

29190046,8

49,2

2833336,3

1,52

68–70,

91–97

Другие товары

2 561 591,6

4,3

704 664,5

0,38

 

При этом, объем экспорта превышает импорт на 80 % (47164758,10 тыс. долл. США), что вызвано высокой долей сырьевой продукции, которая практически всегда пользуется спросом на мировых рынках. Однако данная ситуация негативно сказывается на социально-экономическом развитии страны и представляет угрозу национальной безопасности.

В сложившейся ситуации программа импортозамещения, особенно в высокотехнологичных отраслях экономики, представляется необходимым условием перехода страны к устойчивому развитию.

На наш взгляд, ее целесообразно проводить по ряду направлений (рис. 1), реализация которых может осуществляться как последовательно, так и одновременно в зависимости от политической и экономической обстановки в стране и мире, а также наличия ресурсной базы.

Рис. 1. Основные направления реализации программы импортозамещения

 

Первое направление должно быть представлено подпрограммой импортозамещения импортных товаров, аналоги которых производятся в России в недостаточном количестве или недостаточного качества. С этой целью необходимо четкое планирование модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличитьвыпуск требуемой продукции.

Второе направление предусматривает рассмотрение (и составление подпрограммы) импортных товаров, которые не производятся в России, но выпуск которых можно освоить в кратчайшие сроки. В данном случае целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств.

Третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин.

Подобное формирование направлений программы импортозамещения и разделение ее на подпрограммы позволит целенаправленно воздействовать на сложившиеся подсистемы и повысить эффективность освоения ресурсов.

 

Литература:

 

  1.                Коварда В. В. Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой и внутренней политики России [Текст] / В. В. Коварда // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 431–437.
  2.                Неёлов Ю. В. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации [Текст] / Ю. В. Неёлов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2014. — № 27– С. 4–6.
Основные термины (генерируются автоматически): аспектах введения страховых, программы импортозамещения, введения страховых взносов, Государственные Внебюджетные фонды, дальнего зарубежья, аспектах политики импортозамещения, импортных товаров, стран дальнего зарубежья, импортозамещения импортных товаров, странами дальнего зарубежья, направления программы импортозамещения, экспорта и импорта РФ, технологического отставания России, импортозамещения в Российской Федерации, Товарная структура импорта, период январь-март 2014 г, направлений программы импортозамещения, важных проблем России, доля импорта в станкостроении, ситуации программа импортозамещения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос