Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на территории Ненецкого автономного округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 19.11.2015

Статья просмотрена: 1002 раза

Библиографическое описание:

Дедкова, Л. С. Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на территории Ненецкого автономного округа / Л. С. Дедкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 336-341. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23591/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

Питание — один из важнейших факторов, определяющих развитие и состояние здоровья детей, а также адаптационные возможности организма. Для детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, организация правильного питания приобретает особое значение в связи со специфическими климатогеографическими условиями проживания в северных районах, которые обусловливают необходимость увеличения норм потребления некоторых пищевых веществ и энергии. На Крайнем Севере, по сравнению со средней полосой страны, отмечается более высокий риск развития алиментарно-дефицитных состояний. С другой стороны, повышенные нормы потребления северных районов страны в ряде случаев могут оказаться избыточными, в особенности для детей с невысоким темпом роста, способствуя развитию ожирения, хотя и в этом случае дети не гарантированы от недостатка в питании некоторых витаминов и минеральных солей.

Особую проблему представляет собой питание школьников, проживающих на Крайнем Севере, поскольку в школьном возрасте организм ребенка активно формируется, а физические, психоэмоциональные и умственные нагрузки постоянно возрастают.

Целью исследования был анализ организации питания детей младшего школьного возраста в Ненецкого автономного округа.

С целью оценки питания детей школьного возраста, был проведен анкетный опрос 55 человек. В результате анализа полученных данных было установлено, что всегда завтракают дома менее половины детей — 40,00 % (22). В то же время никогда не завтракал дома лишь 1 ребенок (1,82 %). Большинство же опрошенных не всегда завтракают дома перед посещением школы — на это указало 32 (58,18 %) школьников.

Этот неблагоприятный факт усугубляется тем, что в большинстве случаев дети не получают дома горячий завтрак. Как показывают данные анкетного опроса, лишь 38,18 % детей употребляют на завтрак кашу и примерно пятая часть (21,82 %) — мясо, либо рыбу с гарниром. В остальных случаях школьники ограничиваются бутербродом, либо просто булкой с чаем (или иным напитком). Реже всего школьники употребляют на завтрак овощи и фрукты (табл. 1).

Таблица 1

Частота употребления отдельных блюд и продуктов питания школьниками на завтрак (в домашних условиях)

Наименование блюда/продукта

Кол-во школьников

абс

%

Каша

21

38,18

Бутерброд с колбасой или сыром

11

20,00

Яйцо

14

25,45

Мясо, рыба, гарнир

12

21,82

Чай

32

58,18

Молоко, какао, кофе с молоком, МКН

23

41,82

Булка, хлеб

8

14,55

Овощи

9

16,36

Фрукты

6

10,91

Примечание: МКН — молочно-кислый напиток

 

Был проведен анализ фактического питания школьников в школах в течение недели. В результате было выявлено, что в группе младших школьников достоверно преобладали дети, получающие школьный завтрак ежедневно, и отсутствовали лица, не получающие завтрак в школе, либо завтракающие изредка. В то же время, обращает на себя внимание, что ежедневно получали питание в школе чуть более половины опрошенных (рис. 1).

Рис. 1. Распределение школьников в соответствии с частотой получения школьных завтраков

 

Вызывает интерес причина, по которой дети пропускают завтрак в школе. Анализ ответов на этот вопрос анкеты позволил установить, что в большинстве случаев дети считают школьный завтрак невкусным (17 чел. — 30,91 %), либо на завтрак преимущественно подаются нелюбимые ими блюда (16 чел. — 29,09 %). В числе остальных причин называлась необходимость соблюдать определенную диету (а школьные завтраки ей не соответствовали), отсутствие аппетита в утреннее время, а также отсутствие привычки завтракать. Однако, все эти причины назывались в единичных случаях.

Поскольку многие школьники в качестве причины отказа от школьных завтраков указали, что в их состав входят нелюбимые ими блюда, были проанализированы их пищевые предпочтения и семейные традиции питания. В результате было выявлено, что дома школьники любят есть преимущественно жареные мясо (26 чел. — 47,27 %) и картошку (21 чел. — 38,18 %), пирожки (28 чел. — 50,91 %). Интересно отметить, что дети в своих ответах практически не упоминали блюда из рыбы, овощей, молочных продуктов, злаков, фруктов и т. д. Что касается традиционных в семье блюд, то таковые имелись в большинстве случаев — у 80,00 % (44) школьников. При анализе названных блюд стало очевидным, что они сводятся к той же комбинации мяса и картофеля (либо приготовленного разными способами мяса), а также различной выпечке. Иными словами, школьники дома предпочитают употреблять пищу, не соответствующую рекомендациям по питанию детей школьного возраста, в том числе и в связи с семейными традициями.

Не соответствовало гигиеническим рекомендациям и количество приемов пищи в день (вместе с школьным питанием), о чем свидетельствуют результаты опроса, представленные на рисунке 2. Количество приемов пищи варьировало от 3 до 6 раз в день и более, однако, подавляющее большинство школьников (43,64 % — 24 чел.) принимали пищу 4 раза в день. Разумеется, подобный режим питания не соответствует гигиеническим нормативам. При этом 5 раз в день питалось лишь 17 (30,91 %) школьников из числа опрошенных.

Рис. 2. Распределение опрошенных школьников в зависимости от количества приемов пищи в день (вместе с школьным питанием)

 

При анализе данных диаграммы обращает на себя внимание, что в группе младших школьников регистрировались лица, принимающие пищу лишь 3 раза в день.

Редкие приемы пищи многие школьники, как показывают данные проведенного опроса, компенсируют употреблением снэков, энергетических и газированных напитков (табл. 2).

Таблица 2

Частота покупки снэков младшими школьниками

Наименование блюда/продукта

Кол-во школьников

абс

%

Несколько раз в неделю

1

1,82

Несколько раз в месяц

32

58,18*

Несколько раз в год

6

10,91

Изредка

12

21,82

Никогда

4

7,27

Всего

55

100,00

Примечание: * — достоверные различия внутри группы (р<0,05)

 

При анализе полученных данных было выявлено, что в группе достоверно преобладали школьники, покупающие снэки несколько раз в месяц. Разумеется, выявленный факт следует рассматривать как крайне неблагоприятный — частое употребление продуктов данной группы на фоне редких приемов пищи может привести в будущем к развитию патологии желудочно-кишечного тракта у детей.

Интересно отметить, что большинство опрошенных школьников не могли адекватно оценить ущерб их здоровью в связи с отсутствием правильно организованного питания. Так, не отмечают взаимосвязи между питанием и здоровьем более половины респондентов (52,73 % — 29 чел.). Еще 38,18 % (21) школьников затруднились ответить на это вопрос. В результате доля детей, которые осознают взаимосвязь между питанием и состоянием здоровья оказалась минимальной (рис. 3).

Рис. 3. Распределение мнений школьников о влиянии питания на состояние здоровья

 

Разумеется, подобная установка может негативно отразиться на организации питания младших школьников, поскольку в этом процессе немалая роль принадлежит самому ребенку.

С помощью следующего блока вопросов анкеты мы пытались выяснить пищевые паттерны детей и установить насколько они соответствуют рекомендуемым принципам питания детей школьного возраста. В результате было выявлено, что школьники в недостаточном количестве употребляют молоко и молочные продукты — в подавляющем большинстве случаев (78,18 % — 43 чел.) дети выпивали лишь 1 стакан в сутки, а в остальных случаях — 2 стакана. В то же время, употребление сахара школьниками было явно избыточным — среди ответов наиболее часто отмечались варианты 4–5 чайных ложек сахарного песка на чашку напитка, что значительно превышает рекомендуемое количество (рис. 4).

Рис. 4. Распределение опрошенных школьников в соответствии с употребляемым количеством сахарного песка в день

 

Употребление школьниками хлеба было небольшим — практически половина детей (54,55 % — 30 чел.) указала, что употребляет в день 2 кусочка хлеба, а 36,36 % (20) — только 1 кусочек. Оставшиеся 5 человек (9,09 %) употребляли 3 кусочка хлеба в день. Следовательно, большинство детей употребляет недостаточно хлеба. Столь же невысоко было и употребление школьниками яиц (рис. 5).

Рис. 5. Распределение опрошенных школьников в соответствии с употребляемым количеством яиц в неделю

 

Из данных, представленных на диаграмме, следует, что более половины опрошенных школьников (52,73 % — 29 чел.) употребляли лишь 1 яйцо в неделю, а еще 29,09 % (16) — 2 яйца. В целом в выборке не было зарегистрировано ни одного случая употребления более 4 яиц в неделю.

Совершенно противоположная ситуация складывалась при анализе частоты употребления колбасных изделий школьниками. При анализе ответов респондентов было выявлено, что практически половина опрошенных (40,00 % — 22 чел.) употребляли колбасные изделия ежедневно, а еще 30,91 % (17) — несколько раз в неделю. Несколько раз в месяц или редко употребляли колбасные изделия лишь 18,18 % (10) и 5,45 % (3) детей соответственно. Очевидно, столь высокая частота употребления данного вида продуктов объяснятся тем, что во многих семьях колбасными изделиями заменяется мясо в рационе детей. Разумеется, это совершенно недопустимо ввиду неравноценности такой замены. Кроме того, отчасти столь частое употребление колбасных изделий связано с тем, что как, показали данные проведенного опроса, многие школьники употребляют на завтрак дома преимущественно бутерброды с колбасой.

Что касается употребления школьниками соли, то оно было явно избыточным — большинство школьников (37 чел. — 67,27 %) указали, что любят соленую пищу. Умеренно соленую пищу предпочитают достоверно меньше детей школьного возраста — лишь 23,64 % (13, р<0,05), тогда как не любит соленую пищу значимое меньшинство школьников (5 чел.- 9,09 %). Этот факт усугубляется тем, что, как показали данные опроса, многие школьники часто употребляют в пищу снэки и колбасные изделия, большинство из которых содержат чрезмерное количество соли. В итоге, полученные данные выглядят крайне неблагоприятно — избыточное употребление соли уже в детском возрасте может в дальнейшем повлечь за собой развитие такого заболевания как гипертоническая болезнь.

Результаты анализа частоты употребления отдельных пищевых продуктов школьниками представлены в таблице 3. Из данных таблицы следует, что ежедневно большинство школьников употребляет хлеб и хлебопродукты, напитки (чай, кофе), сахар и кондитерские изделия, картофель, что указывает на преимущественно углеводную направленность их рациона.

Таблица 3

Частота употребления основных пищевых продуктов опрошенными детьми младшего школьного возраста

Пищевые продукты

Доля школьников, %

Ежедневно

Через день

Через 2 дня

1 раз в неделю

Реже 1 раза в неделю

Хлеб и хлебопродукты

70,91 %

16,36 %

9,09 %

1,82 %

1,82 %

Каши, крупяные блюда

30,91 %

14,55 %

21,82 %

23,64 %

9,09 %

Напитки (чай, кофе)

98,18 %

1,82 %

-

-

-

Сахар, кондитерские изделия

96,36 %

3,64 %

-

-

-

Картофель

74,55 %

14,55 %

9,09 %

1,82 %

-

Овощи

23,64 %

34,55 %

25,46 %

12,73 %

3,64 %

Фрукты

16,36 %

23,64 %

23,64 %

30,91 %

5,45 %

Мясо и мясопродукты

41,82 %

30,91 %

23,64 %

3,63 %

-

Молоко и молочные продукты

40,00 %

30,91 %

20,00 %

7,27 %

1,82 %

Рыба

12,73 %

10,91 %

20,00 %

40,00 %

16,36 %

Макаронные изделия

32,73 %

36,36 %

18,18 %

10,91 %

1,82 %

Масла, жиры

38,18 %

34,55 %

23,64 %

1,82 %

1,82 %

Яйца

21,82 %

25,45 %

36,36 %

7,27 %

9,09 %

 

При анализе данных таблицы обращает на себя внимание, что мясо и молочные продукты, каши и крупяные изделия употребляет ежедневно менее половины опрошенных школьников, рыбу — лишь в единичных случаях. Также следует отметить, что ежедневное употребление овощей и фруктов было характерно лишь для небольшой доли опрошенных, что совершенно не соответствует рекомендуемым стандартам питания детей школьного возраста.

Таким образом, проведенный анкетный опрос школьников позволил установить, что частота приемов пищи у большинства из них меньше рекомендуемой, причем преимущественно за счет отсутствия завтрака дома, а также редкого посещения школьной столовой. При этом следует подчеркнуть, что практически половина опрошенных школьников посещала школьную столовую лишь 3–4 раза в неделю, а еще 3,65 % — лишь 1–2 раза в неделю, т. е. практически не была обеспечена горячим питанием в течение дня. Кроме того, полученные данные позволили прийти к выводу, что качественная сторона питания школьников также не соответствует нормативам и рекомендациям — нередко дети предпочитают утолять голод с помощью снэков, а дома питаются преимущественно картофелем с мясом и выпечкой, в том числе и в силу домашних традиций. Ситуация усугубляется тем фактом, что большинство опрошенных детей младшего школьного возраста не осознавали возможны негативные последствия для их здоровья такого паттерна питания. Также проведенный опрос позволил установить, что большинство школьников употребляют недостаточно молока и молочных продуктов, хлеба и яиц при избыточном употреблении сахара, соли и колбасных изделий.

В целом полученные данные свидетельствуют о серьезных нарушениях организации питания школьников и требует разработки комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию их питания.

 Практические рекомендации

  1.                   Рекомендуется проведение регулярной гигиенической оценки рационов питания воспитанников образовательных учреждений. При выявлении отклонений рекомендуется проводить своевременную количественную и качественную коррекцию.
  2.                   Рекомендуется включать в рацион детей, посещающих образовательные учреждения Ненецкого автономного округа, традиционные продукты и блюда северных народов.
  3.                   Рекомендуется развитие и совершенствование гигиенического воспитания учащихся и их родителей в области здорового питания.
Основные термины (генерируются автоматически): школьник, ребенок, школьный возраст, раз, данные, день, продукт, большинство случаев, Крайний Север, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Статьи по ключевому слову "младший школьный возраст..."

Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста.

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения. Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г. — Шутова И. П., Попова Т. А.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности...

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Статья посвящена особенностям взаимоотношений учителя и младшего школьника.

Широко описаны случаи, когда ребенок в случае несовпадения требований или способов действий

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Серия «Мастера психологии».

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном...

ребенок, трудолюбие, учебная деятельность, самостоятельность, младший школьный возраст, Александров, опрос учащихся, начальная школа, дошкольный возраст, формирование самостоятельности.

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

Ключевые слова: самооценка, младший школьный возраст, диагностика, рекомендации.

Но по мере взросления младшие школьники в большинстве начинают правильно оценивать себя и свои возможности [2].

Психологические особенности развития личности в младшем...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия, возрастной этап, способность.

Анализ уровня здоровья учащихся общеобразовательных...

Важным периодом в развитии детского организма является школьный возраст, поскольку ребенок дополнительно начинает испытывать влияние целого комплекса факторов школьной среды [3]. Результаты сравнительного анализа показателей заболеваемости школьников в...

Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Статьи по ключевому слову "младший школьный возраст..."

Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста.

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения. Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г. — Шутова И. П., Попова Т. А.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности...

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Статья посвящена особенностям взаимоотношений учителя и младшего школьника.

Широко описаны случаи, когда ребенок в случае несовпадения требований или способов действий

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Серия «Мастера психологии».

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном...

ребенок, трудолюбие, учебная деятельность, самостоятельность, младший школьный возраст, Александров, опрос учащихся, начальная школа, дошкольный возраст, формирование самостоятельности.

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

Ключевые слова: самооценка, младший школьный возраст, диагностика, рекомендации.

Но по мере взросления младшие школьники в большинстве начинают правильно оценивать себя и свои возможности [2].

Психологические особенности развития личности в младшем...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия, возрастной этап, способность.

Анализ уровня здоровья учащихся общеобразовательных...

Важным периодом в развитии детского организма является школьный возраст, поскольку ребенок дополнительно начинает испытывать влияние целого комплекса факторов школьной среды [3]. Результаты сравнительного анализа показателей заболеваемости школьников в...

Задать вопрос