Именно с культурой в значительной степени связываются механизмы разрешения множества проблем современного общества. Решить такие социальные задачи, которые связаны с общим развитием человека, его сознания, представляется исключительно сложным делом. Это обусловливает значимость изучения процессов в области культуры.
Одним из таких процессов является интеграция в сфере культуры. Развивать свою культуру и достойно представлять ее на самом высоком уровне невозможно только на основе собственной культуры [1].
Под интеграцией же в сфере культуры здесь понимается объективная закономерность в развитии культуры, которая заключается в приобщении социальных субъектов к достижениям культуры всего общества, что осуществляется путем обмена материальными и духовными ценностями и ведет к культурному единству общества.
Интеграция в сфере культуры у данных народов проходит два этапа: на первом из них осуществляется главным образом одностороннее заимствование, на втором — полноценный обмен между культурами этих социальных субъектов [2].
В результате взаимодействия культурных комплексов, осуществляемого путем материального и информационного обмена между ними, происходит формирование общих черт в элементах культурной среды, развитие разнообразных культурных потребностей субъекта, расширение видов культурной деятельности, что ведет к единству культур различных социальных субъектов [3].
Социологическое исследование структуры и содержания свободного времени, социальных механизмов их формирование необходимо для того, чтобы привести в движение эти механизмы с целью сокращения нерациональных затрат свободного времени, формирование культурных запросов в системе потребностей различных групп населения.
Предоставляемое обществом человеку свободное время сейчас еще не всегда разумно используется. Кроме того, существует реальное противоречие в распределении свободного времени в современных условиях, и суть его состоит в неравномерности этого распределения между жителями различных территорий, мужчинами и женщинами, работниками различных профессий.
В данном исследовании предпринимается попытка рассмотреть некоторые аспекты использования свободного времени населением Тувы: распространенность и регулярность тех или иных занятий, видов культурной деятельности в зависимости от двух признаков — пола и профессиональной принадлежности.
Изучение данных (табл. 1.) позволяет обнаружить следующую закономерность: у мужчин распространенность занятий, требующих большой активности или предполагающих определенную предварительную подготовку (учеба, общественная работа, чтение литературы, работа на компьютере), больше в группе работников высококвалифицированного умственного труда, чем в группе неквалифицированных рабочих. Иными словами, характер труда и уровень квалификации накладывают отпечаток на отношение каждой профессиональной группы к тем видам деятельности в свободное время, которые имеют значительное интеллектуальное содержание, общественную ценность и свидетельствуют о высоком культурном уровне. Особенно заметна разница в распространенности этих видов культурной деятельности у мужчин, занимающихся физическим, низкоквалифицированным трудом, по отношению ко всем остальным. У женщин столь значительной разницы не отмечено.
Таблица 1
Распространенность различных занятий в свободное время (распределение ответов в %)
Вид занятий |
Рабочие высокой квалификации |
Низкоквалифицированные рабочие |
||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
|
Общественная работа |
10 |
47 |
7 |
29 |
Участие в художественной самодеятельности |
40 |
30 |
27 |
23 |
Занятие спортом |
56 |
44 |
45 |
29 |
Посещение кино |
9 |
16 |
10 |
15 |
Посещение концертов |
14 |
18 |
13 |
15 |
Просмотр телепередач |
78 |
56 |
79 |
67 |
Прием гостей |
72 |
80 |
78 |
83 |
Чтение литературы (художественной, специальной) |
22 |
30 |
15 |
24 |
Охота |
28 |
- |
33 |
2 |
Рыбная ловля |
43 |
7 |
49 |
12 |
Работа в подсобном хозяйстве |
29 |
44 |
32 |
49 |
Выполнение учебных заданий |
15 |
32 |
19 |
22 |
Что касается распространенности тех занятий, которым регулярно (не менее раза в неделю) посвящают свободное время разные профессиональные группы (табл. 2), то у мужчин более сходные иерархии регулярных занятий наблюдаются в группах служащих и работников умственного труда высокой квалификации, наиболее отличающиеся — в группе низкоквалифицированных рабочих (самые низкие показатели распространенности многих регулярных занятий в свободное время). У женщин наблюдаются аналогичные закономерности: наибольшая распространенность тех же регулярных занятий, сходство иерархий занятий в свободное время в группах работников умственного труда, наибольшие различия — в группе рабочих малоквалифицированного труда.
Таблица 2
Регулярность (не менее раза в неделю) занятий в свободное время (распределение ответов в %)
Вид занятий |
Рабочие высокой квалификации |
Низкоквалифицированные рабочие |
||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
|
Общественная работа |
6 |
7 |
4 |
9 |
Участие в художественной самодеятельности |
14 |
18 |
17 |
13 |
Занятие спортом |
61 |
50 |
50 |
49 |
Посещение кино |
6 |
10 |
9 |
9 |
Посещение концертов |
5 |
7 |
3 |
5 |
Просмотр телепередач |
79 |
87 |
76 |
80 |
Прием гостей |
22 |
38 |
28 |
32 |
Чтение литературы (художественной, специальной) |
36 |
46 |
19 |
14 |
Охота |
8 |
- |
10 |
- |
Рыбная ловля |
13 |
1 |
19 |
5 |
Работа в подсобном хозяйстве |
29 |
38 |
37 |
49 |
Выполнение учебных заданий |
28 |
32 |
20 |
31 |
Важным аспектом исследования свободного времени населения является анализ поведения профессиональных групп в отношении конкретных занятий. Все занятия, представленные в анкете, мы условно разбили на четыре группы, объединив в каждой из них по четыре занятия, которые можно охарактеризовать наличием одного преобладающего признака, выявляющего отношение к культурной деятельности или потреблению культурных ценностей. Так, например, в одну группу попали следующие занятия: выполнение учебных заданий, общественная работа, участие в художественной самодеятельности и занятие спортом. Все эти занятия можно определить как наиболее активные, деятельные формы досуга. Занятия, вошедшие в другую группу — посещение кино, концертов и лекций, просмотр телепередач, прием гостей — можно назвать более пассивными, где культурные ориентации суть главным образом ориентации на отдых, развлечения, а также на потребление готовой информации, поступающей через средства массовой коммуникации. Затем, что чтение — активная форма досуга, предполагающая наличие интереса, готовности к усвоению культурных ценностей, но это и отсутствие собственно культурной деятельности. И наконец, охота, рыбалка, работа в подсобном хозяйстве — традиционные виды занятий жителей.
Анализ данных выявил, что в активно-культурных формах досуга приоритет принадлежит группам работников умственного труда. Это относится и к показателям распространенности занятий, и к показателям распространенности занятий, и к показателям их регулярности. Причем нужно отметить, что данная тенденция характерна как для мужчин, так и для женщин, занимающихся умственным трудом.
Что касается двух следующих видов занятий, где реализация культурных интересов осуществляется преимущественно через потребление ценностей культуры, то здесь достаточно высокие показатели распространенности и регулярности наблюдаются и в группе служащих (у мужчин и женщин).
В отношении последнего вида занятий не прослеживается какой-либо закономерности, фиксирующей четкие различия в поведении. Специфика образа жизни предопределяет доступность и объективно обусловленную необходимость посвящать свободное время традиционным видам занятий независимо от профессиональной принадлежности или уровня квалификации.
В сфере свободного времени наблюдается дифференциация поведения различных социальных групп. Так, например, среди мужчин в большей мере, чем среди женщин, распространены разные формы досуга, в том числе активные. Работники умственного труда характеризуются более разнообразными интересами и активным поведением в сфере свободного времени в сравнении с работниками физического труда. В свою очередь рабочие высокой квалификации, связанные с работой механизмов по распространенности большинства представленных здесь культурных занятий и их регулярности превосходят группу малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих, которая по данным показателям среди других групп стоит преимущественно на последнем месте.
Таким образом, можно констатировать зависимость поведения в сфере свободного времени от социальных характеристик той или иной группы, и прежде всего от мета в системе общественного разделения труда. Общество предоставляет возможности для использования свободного времени. Но эти возможности разными категориями населения, а также мужчинами и женщинами реализуются по-разному. Но общество предъявляет и требования, которые имеют тенденцию к усложнению. А это стимулирует расширение кругозора, подьем же культурного уровня (личности, группы) должен соответствовать требованиям общественного производства. Поэтому свободное время должно быть использовано для всестороннего развития личности, что ускорит в свою очередь культурную интеграцию общества [4].
Литература:
- Анайбан З. В. Современная этноязыковая ситуация в регионах южной Сибири // Русский язык в странах СНГ и Балтии. — М.: Наука, 2007. — С. 269.
- Балакина Г. Ф. Стратегии развития депрессивного региона / Науч. ред. С. В. Парамонова. — Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2009. С.
- История Тувы: В 2 т. — Т. 1. — 2-е изд. Перераб. и доп. / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Манай-оола. — Новосибирск: Наука, 2001.
- Очерки социального развития Тувинской АССР / Бойко В. И. и др. Новосибирск., 1983. С. 157.