Культурная деятельность населения Республики Тува в свободное время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.12.2015

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Хольшина, М. А. Культурная деятельность населения Республики Тува в свободное время / М. А. Хольшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 857-860. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23517/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Именно с культурой в значительной степени связываются механизмы разрешения множества проблем современного общества. Решить такие социальные задачи, которые связаны с общим развитием человека, его сознания, представляется исключительно сложным делом. Это обусловливает значимость изучения процессов в области культуры.

Одним из таких процессов является интеграция в сфере культуры. Развивать свою культуру и достойно представлять ее на самом высоком уровне невозможно только на основе собственной культуры [1].

Под интеграцией же в сфере культуры здесь понимается объективная закономерность в развитии культуры, которая заключается в приобщении социальных субъектов к достижениям культуры всего общества, что осуществляется путем обмена материальными и духовными ценностями и ведет к культурному единству общества.

Интеграция в сфере культуры у данных народов проходит два этапа: на первом из них осуществляется главным образом одностороннее заимствование, на втором — полноценный обмен между культурами этих социальных субъектов [2].

В результате взаимодействия культурных комплексов, осуществляемого путем материального и информационного обмена между ними, происходит формирование общих черт в элементах культурной среды, развитие разнообразных культурных потребностей субъекта, расширение видов культурной деятельности, что ведет к единству культур различных социальных субъектов [3].

Социологическое исследование структуры и содержания свободного времени, социальных механизмов их формирование необходимо для того, чтобы привести в движение эти механизмы с целью сокращения нерациональных затрат свободного времени, формирование культурных запросов в системе потребностей различных групп населения.

Предоставляемое обществом человеку свободное время сейчас еще не всегда разумно используется. Кроме того, существует реальное противоречие в распределении свободного времени в современных условиях, и суть его состоит в неравномерности этого распределения между жителями различных территорий, мужчинами и женщинами, работниками различных профессий.

В данном исследовании предпринимается попытка рассмотреть некоторые аспекты использования свободного времени населением Тувы: распространенность и регулярность тех или иных занятий, видов культурной деятельности в зависимости от двух признаков — пола и профессиональной принадлежности.

Изучение данных (табл. 1.) позволяет обнаружить следующую закономерность: у мужчин распространенность занятий, требующих большой активности или предполагающих определенную предварительную подготовку (учеба, общественная работа, чтение литературы, работа на компьютере), больше в группе работников высококвалифицированного умственного труда, чем в группе неквалифицированных рабочих. Иными словами, характер труда и уровень квалификации накладывают отпечаток на отношение каждой профессиональной группы к тем видам деятельности в свободное время, которые имеют значительное интеллектуальное содержание, общественную ценность и свидетельствуют о высоком культурном уровне. Особенно заметна разница в распространенности этих видов культурной деятельности у мужчин, занимающихся физическим, низкоквалифицированным трудом, по отношению ко всем остальным. У женщин столь значительной разницы не отмечено.

Таблица 1

Распространенность различных занятий в свободное время (распределение ответов в %)

Вид занятий

Рабочие высокой квалификации

Низкоквалифицированные

рабочие

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Общественная работа

10

47

7

29

Участие в художественной самодеятельности

40

30

27

23

Занятие спортом

56

44

45

29

Посещение кино

9

16

10

15

Посещение концертов

14

18

13

15

Просмотр телепередач

78

56

79

67

Прием гостей

72

80

78

83

Чтение литературы (художественной, специальной)

22

30

15

24

Охота

28

-

33

2

Рыбная ловля

43

7

49

12

Работа в подсобном хозяйстве

29

44

32

49

Выполнение учебных заданий

15

32

19

22

 

Что касается распространенности тех занятий, которым регулярно (не менее раза в неделю) посвящают свободное время разные профессиональные группы (табл. 2), то у мужчин более сходные иерархии регулярных занятий наблюдаются в группах служащих и работников умственного труда высокой квалификации, наиболее отличающиеся — в группе низкоквалифицированных рабочих (самые низкие показатели распространенности многих регулярных занятий в свободное время). У женщин наблюдаются аналогичные закономерности: наибольшая распространенность тех же регулярных занятий, сходство иерархий занятий в свободное время в группах работников умственного труда, наибольшие различия — в группе рабочих малоквалифицированного труда.

Таблица 2

Регулярность (не менее раза в неделю) занятий в свободное время (распределение ответов в %)

Вид занятий

Рабочие высокой квалификации

Низкоквалифицированные

рабочие

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Общественная работа

6

7

4

9

Участие в художественной самодеятельности

14

18

17

13

Занятие спортом

61

50

50

49

Посещение кино

6

10

9

9

Посещение концертов

5

7

3

5

Просмотр телепередач

79

87

76

80

Прием гостей

22

38

28

32

Чтение литературы (художественной, специальной)

36

46

19

14

Охота

8

-

10

-

Рыбная ловля

13

1

19

5

Работа в подсобном хозяйстве

29

38

37

49

Выполнение учебных заданий

28

32

20

31

 

Важным аспектом исследования свободного времени населения является анализ поведения профессиональных групп в отношении конкретных занятий. Все занятия, представленные в анкете, мы условно разбили на четыре группы, объединив в каждой из них по четыре занятия, которые можно охарактеризовать наличием одного преобладающего признака, выявляющего отношение к культурной деятельности или потреблению культурных ценностей. Так, например, в одну группу попали следующие занятия: выполнение учебных заданий, общественная работа, участие в художественной самодеятельности и занятие спортом. Все эти занятия можно определить как наиболее активные, деятельные формы досуга. Занятия, вошедшие в другую группу — посещение кино, концертов и лекций, просмотр телепередач, прием гостей — можно назвать более пассивными, где культурные ориентации суть главным образом ориентации на отдых, развлечения, а также на потребление готовой информации, поступающей через средства массовой коммуникации. Затем, что чтение — активная форма досуга, предполагающая наличие интереса, готовности к усвоению культурных ценностей, но это и отсутствие собственно культурной деятельности. И наконец, охота, рыбалка, работа в подсобном хозяйстве — традиционные виды занятий жителей.

Анализ данных выявил, что в активно-культурных формах досуга приоритет принадлежит группам работников умственного труда. Это относится и к показателям распространенности занятий, и к показателям распространенности занятий, и к показателям их регулярности. Причем нужно отметить, что данная тенденция характерна как для мужчин, так и для женщин, занимающихся умственным трудом.

Что касается двух следующих видов занятий, где реализация культурных интересов осуществляется преимущественно через потребление ценностей культуры, то здесь достаточно высокие показатели распространенности и регулярности наблюдаются и в группе служащих (у мужчин и женщин).

В отношении последнего вида занятий не прослеживается какой-либо закономерности, фиксирующей четкие различия в поведении. Специфика образа жизни предопределяет доступность и объективно обусловленную необходимость посвящать свободное время традиционным видам занятий независимо от профессиональной принадлежности или уровня квалификации.

В сфере свободного времени наблюдается дифференциация поведения различных социальных групп. Так, например, среди мужчин в большей мере, чем среди женщин, распространены разные формы досуга, в том числе активные. Работники умственного труда характеризуются более разнообразными интересами и активным поведением в сфере свободного времени в сравнении с работниками физического труда. В свою очередь рабочие высокой квалификации, связанные с работой механизмов по распространенности большинства представленных здесь культурных занятий и их регулярности превосходят группу малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих, которая по данным показателям среди других групп стоит преимущественно на последнем месте.

Таким образом, можно констатировать зависимость поведения в сфере свободного времени от социальных характеристик той или иной группы, и прежде всего от мета в системе общественного разделения труда. Общество предоставляет возможности для использования свободного времени. Но эти возможности разными категориями населения, а также мужчинами и женщинами реализуются по-разному. Но общество предъявляет и требования, которые имеют тенденцию к усложнению. А это стимулирует расширение кругозора, подьем же культурного уровня (личности, группы) должен соответствовать требованиям общественного производства. Поэтому свободное время должно быть использовано для всестороннего развития личности, что ускорит в свою очередь культурную интеграцию общества [4].

 

Литература:

 

  1.                Анайбан З. В. Современная этноязыковая ситуация в регионах южной Сибири // Русский язык в странах СНГ и Балтии. — М.: Наука, 2007. — С. 269.
  2.                Балакина Г. Ф. Стратегии развития депрессивного региона / Науч. ред. С. В. Парамонова. — Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2009. С.
  3.                История Тувы: В 2 т. — Т. 1. — 2-е изд. Перераб. и доп. / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Манай-оола. — Новосибирск: Наука, 2001.
  4.                Очерки социального развития Тувинской АССР / Бойко В. И. и др. Новосибирск., 1983. С. 157.
Основные термины (генерируются автоматически): свободное время, занятие, культурная деятельность, умственный труд, высокая квалификация, группа, женщина, мужчина, общественная работа, подсобное хозяйство.


Задать вопрос