Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркеева, М. В. Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии / М. В. Маркеева, И. Г. Кораблева, К. А. Кораблева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 885-888. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23285/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

This article discusses characteristics of the processes of social adaptation and rehabilitation of juvenile offenders by the example of PKU Arzamasskaya VC. Particular attention is paid to the description of career guidance, the implementing agency.

Keywords: social rehabilitation, adaptation, career guidance work, juvenile offenders

 

Социальная реабилитация воспитанника это мероприятия по восстановлению утраченных его социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения. Социальная работа в ВК начинается с момента прибытия воспитанника и нахождения его в карантине. С первых дней пребывания с каждым осужденным специалист по социальной работе, изучив его личное дело, проводит личную беседу, в ходе которой выявляет индивидуальные потребности и способности каждого, его душевное состояние и близость с родными. В ходе ознакомительной беседы устанавливаются мотивы совершенного преступления, отношение к содеянному, степень признания вины и раскаяния, оценка справедливости вынесенного приговора. По воспитанникам, относящимся к категории сирот, социальные работники в обязательном порядке связываются с комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, выясняются нужные сведения по закрепленной жилплощади и по назначению пенсии по случаю потери кормильца или инвалидности. [1]

В адаптационный период предусматриваются и проводятся еженедельные беседы с каждым осужденным. Для чего предоставляется им возможность обращения к специалисту по социальной работе по мере поступления вопросов, встречается с новичком и решаются все интересующие его проблемы, устанавливаются социально-полезные связи и круг лиц, способных оказать осужденному моральную и психологическую поддержку. При наличии родственников приоритетной является работа по установлению контактов осужденного с ними. В рамках работы с новичком выясняется, имеет ли он право на получение пенсии или иного социального пособия, при положительных результатах ему оказывается помощь в сборе пакета документов на назначение и перевода пенсии по случаю потери кормильца и инвалидности. Осуществляется контроль за своевременным перечислением денежных средств осужденного. Также выявляются категории осужденных, нуждающиеся в социальной помощи. К ним относятся сироты и лица, оставшиеся без попечения.

Осуществляется тесное взаимодействие с органами опеки и попечительства. По мере поступления сирот в ВК, в органы опеки предоставляются сведения о каждом воспитаннике, оставшемся без попечения родителей и сирот, а именно делаются запросы в органы опеки и попечительства по месту жительства воспитанников, запрашиваются распоряжения о закреплении жилплощади, о подтверждении статуса сироты или оставшегося без попечения и все необходимые документы для назначения пенсии (свидетельство о рождении, о смерти родителей, копии паспортов и др.). При угрозе потери жилплощади или обмена с ухудшением жилищных условий, также принимаются меры по защите прав несовершеннолетних и сохранению их жилплощади. После получения всех документов на каждого воспитанника заводится папка — досье, которая используется в дальнейшей работе на всем пребывании воспитанника в колонии. Вся полученная информация передается в органы опеки для занесения в региональный банк данных. [2]

Проводится работа по подготовке лиц к освобождению, отбывающих наказание в ВК, которая включает в себя проведение беседы с каждым воспитанником, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе.

За шесть месяцев до освобождения воспитанника, группа социальной защиты направляет запросы в:

        Федеральные службы занятости населения о трудоустройстве подростка после освобождения с указанием имеющихся у воспитанника специальностей и его уровень образования;

        в органы местного самоуправления, в ОВД — о возможности проживания после освобождения;

        главам администрации, где указывается социальный статус подростка и проблемы, связанные с освобождением социально незащищенных категорий воспитанников.

В ФКУ Арзамасская ВК работает «Школа подготовки к освобождению», в работе которой принимают участие наиболее подготовленные сотрудники учреждения. На занятиях разъясняются положения действующего законодательства, касающиеся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, оформления документов и получения регистрации и другие вопросы. Проводятся плановые занятия по утвержденному плану. Кроме плановых, проводятся групповые и индивидуальные беседы, непосредственно, перед заседаниями суда по рассмотрению дел на УДО и освобождением по отбытии срока.

Цель исправительного воздействия на осужденных состоит в том, чтобы к моменту освобождения каждый осужденный получил ответы на все интересующие его вопросы, знал свои права и обязанности. Способствовать формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать и помогать им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения.

При освобождении из мест лишения свободы воспитаннику разъясняется:

        необходимость соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации,

        недопустимость совершения новых преступлений,

        обязанность прибыть к избранному месту жительства в семидневный срок в органы внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу.

Перед освобождением родители, родственники воспитанников заблаговременно ставятся в известность о дате освобождения (в ходе беседы сообщается точная дата освобождения и вопрос встречи воспитанника в день освобождения). В случае невозможности приезда родственников все подростки, не достигшие 16 летнего возраста, доставляются сотрудниками ФКУ Арзамасская ВК до места жительства.

В течение трех лет сотрудниками ГСЗ осуществляются контроль за жизнеустройством их воспитанников, поддерживают информационный обмен с комиссией по делам несовершеннолетних и управлением внутренних дел. Подросток находится под контролем комиссии до 18 лет. При освобождении из колонии воспитанника не достигшим совершеннолетия, информация о его освобождении и просьба оказать содействие и помощь в дальнейшем жизнеустройстве направляется в УВД, КДН. Полученная информация регистрируется в журнале учета освобождаемых, приобщается в наблюдательные дела, а также используется для анализа состояния рецидивной преступности в воспитательной работе с осужденными. Таким образом, взаимодействие Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ФКУ Арзамасская ВК ГУФСИН по Нижегородской области положительно сказывается на совместной работе и результатах по решению вопросов воспитанников, повышает социальную активность осужденных и помогает их социальной адаптации после освобождения.

Большое внимание уделяется профоринтационной работе с категорией освобождающихся воспитанников из ВК. С 2008г. в целях профориентации в выборе сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения к этому виду работы подключились работники Центра занятости населения г. Арзамаса. Это новый вид сотрудничества с ЦЗН, в результате которого на высоком профессиональном уровне организуются групповые консультации с лицами, готовящимися к освобождению по отдельно-составленному графику 1 раз в месяц по самым разнообразным вопросам, включая игры, тесты, тренинги. Социальная группа совместно с работниками ЦЗН для воспитанников подготовили стенд «В помощь освобождающему» с информацией о том, как выбрать профессию, какие сведения нужны работодателю, как вести себя на собеседовании и другие нужные советы. Ежегодно составляется договор между Центром занятости населения и ФКУ Арзамасская ВК о совместной деятельности в работе с несовершеннолетними гражданами, готовящимися к освобождению, который предполагает систему в работе с воспитанниками по подготовке к освобождению и включает в себя обязанности и ответственность сторон.

По прибытию в колонию воспитанники направляются в ПУ, где они проходят обучение по специальностям: штамповщик, слесарь механосборочных работ, каменщик, оператор швейного оборудования. После приобретения профессии, воспитанники трудоустраиваются в учебно-производственные мастерские, которые функционируют на базе основного производства колонии.

Организован информационно-правовой пункт помощи осужденным, который содержит информацию о вакансиях, которые в настоящее время востребованы на рынке труда. Информация обновляется еженедельно. Составлен график посещения «Мобильного пункта вакансий» приём, по которому ведут сотрудники ГСЗ. Посещая информационно-правовой пункт, с воспитанниками проводится профориентационная работа, где доходчиво объясняется в какой центр занятости и к кому следует обратиться. Предлагаются буклеты содержащие информацию об услугах, предоставляемых службой занятости, дается информация о точном адресе, номере телефона работодателя. Воспитанники получают в колонии профессию слесарь механосборочных работ, автослесарь, штамповщик, каменщик, оператор швейного оборудования. Но, даже имея профессию, они могут столкнуться с трудностями, чтобы найти соответствующую вакансию и быть принятыми на работу, даже не осознавая этого. Столкнувшись с такими трудностями, они могут вернуться к привычному криминальному образу жизни. В связи с этим с подростками в колонии необходимо осуществлять работу по созданию ими желаемого образа будущего и составления плана для его воплощения, а также давать им дополнительные навыки, необходимые для достижения этой цели.

Ежегодно в ФКУ Арзамасская ВК празднично по-особому проходит первый день лета — 1июня. Этот день полностью посвящается Международному «Дню защиты детей». Также в этот день проходят «Веселые старты» совместно со студентами АФ ННГУ психолого-педагогического факультета.

Многолетние дружеские отношения связывают Арзамасскую колонию для несовершеннолетних с АФ ННГУ, а раннее Арзамасский педагогический институт. Многие сотрудники, в своё время окончили данный ВУЗ, связи с ним не утратили, а работая в колонии ещё больше упрочили их. Взаимодействие помогает развивать у осужденных социально-разумное мировоззрение, формировать активную жизненную позицию, вырабатывать умение противостоять негативному влиянию окружающий среды после освобождения, прививать практические навыки к условиям жизни на свободе.

Отдел воспитательной работы Арзамасской ВК в течении нескольких лет участвовал в выполнении совместного проекта (в рамках конкурса «Студенческая инициатива») озаглавленного: «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных — воспитанников Арзамасской воспитательной колонии». Новизна проекта состояла в участии студентов волонтеров в оказании помощи условно-досрочно освобождающимся несовершеннолетним посредством тренинговой работы, организации совместного досуга, консультаций в подготовке к освобождению. На базе Арзамасской ВК для несовершеннолетних осужденных силами студентов — социальных педагогов и психологов проводились, согласно имеющихся научно — обоснованных методик, занятия с подростками, направленные на поддержание социальных связей осужденных, адаптацию к условиям жизни на свободе. Группа подготовленных студентов-волонтёров психолого-педагогического факультета (по отдельно составленному, утвержденному АФ ННГУ и ВК плану) проводили занятия с несовершеннолетними осужденными Арзамасской ВК по следующим направлениям: психологические тренинги (индивидуальные и групповые), направленные на развитие эмоциональной сферы, навыков общения несовершеннолетних подростков; разыгрывание жизненных ситуаций (создание драматического караван-театра); выполнение парных и групповых психологических упражнений; разыгрывание социодрам, психодрам; ситуационно-ролевой тренинг; формирование установок на отказ от употребления алкоголя, табака, наркотиков; формирование установок на создание собственной семьи, улучшение взаимоотношений между полами; терапия кризисных ситуаций и т. д.

Подростки с нетерпением ждут встреч, концертов студентов, простого общения с ними. Они добиваются возможности вновь встретиться с ними. Это поднимает состояние дисциплины среди осужденных, снижает количество нарушений, улучшает психологический климат в учреждении. Даже состояние самых замкнутых воспитанников улучшается на фоне данного взаимодействия. В результате такого взаимодействия студенты, преподаватели, сотрудники колонии видят в воспитанниках не только лиц преступивших закон, но ещё и личности, которые требуют к себе человеческого отношения.

С целью пропаганды здорового образа жизни и правопослушного поведения проводится работа с молодёжной общественной некоммерческой организацией «Позитив». Основной её целью является первичная профилактика наркомании и домашнего насилия, защита интересов молодёжи. С воспитанниками проводятся мероприятия по книге «Дорога к счастью», показываются фильмы, проводятся индивидуальные и групповые беседы, диспуты и викторины.

Каждый год 3 декабря проходит мероприятие, посвященное Всемирному Дню инвалидов. В этот день организовывается и проводится значительное и важное мероприятие для воспитанников-инвалидов всей колонии. После конкурсов и викторины каждому воспитаннику-инвалиду вручаются подарки.

Социальная адаптация и реабилитация осужденных носит многоплановый характер. В нее влечены как государственные, так и общественные структуры, которым в ФКУ Арзамасская ВК социальные работники отводят определенное значение.

 

Литература:

 

  1. Журавлев, В. Л. Основы, принципы и организация процесса воспитательно-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных / В. Л. Журалев // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних: сб. науч. ст. — М.: Права человека, 2000. — С. 65–86.
  2. Михайлов, А. П. Некоторые особенности процесса социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях / А. П. Михайлов // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2005. — № 3. — С. 156–158.
Основные термины (генерируются автоматически): освобождение, воспитанник, орган опеки, осужденный, работа, социальная работа, воспитательная работа, местное самоуправление, социальная адаптация, швейное оборудование.


Похожие статьи

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к ус...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных центрах

В данной статье рассмотрены особенности работы в коррекционном центре по трудовому воспитанию и профориентации. Обозначены проблемы получения профессионального образования выпускниками коррекционных центров.

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных

В статье исследуется проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных в рамках деятельности психологической службы ВК. Результаты проведенных исследований позволили создать обобщенный портрет для ка...

Похожие статьи

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к ус...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных центрах

В данной статье рассмотрены особенности работы в коррекционном центре по трудовому воспитанию и профориентации. Обозначены проблемы получения профессионального образования выпускниками коррекционных центров.

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных

В статье исследуется проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных в рамках деятельности психологической службы ВК. Результаты проведенных исследований позволили создать обобщенный портрет для ка...

Задать вопрос