Об использовании продуктивных образовательных технологий в ходе обучения иностранному языку в неязыковом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 826 раз

Библиографическое описание:

Зыбина, Н. Е. Об использовании продуктивных образовательных технологий в ходе обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Н. Е. Зыбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 795-798. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23675/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В современном мире владение иностранным языком становится необходимой составляющей профессиональной подготовки специалиста и является значимым фактором социальной и профессиональной адаптации человека. В неязыковых вузах акцент делается на обучение иностранному языку (ИЯ) с учетом будущей профессии. В соответствии с ФГОС ВПО результатом изучения ИЯ должно стать владение им в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников, умение использовать знание ИЯ в профессиональной деятельности, владение основами деловых коммуникаций и речевого этикета изучаемого языка, знание культуры и традиций страны изучаемого ИЯ. Таким образом, выпускники вуза должны владеть способностью к устной и письменной коммуникации на иностранных языках, готовностью к работе в иноязычной среде и осуществлению межкультурной коммуникации на ИЯ в рамках своей профессиональной деятельности.

Основной задачей неязыкового вуза в области обучения ИЯ является развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, предполагающей способность обучающегося организовывать свою иноязычную деятельность адекватно ситуациям межличностного и профессионального общения. Акцент также делается на развитие автономности и креативности учащегося в процессе освоения языка, готовности изучать язык и культуру в различных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни, т. е. готовности личности к непрерывному языковому образованию и самообразованию в целях межкультурного взаимодействия в различных сферах деятельности [1].

Обучение ИЯ предполагает повышение мотивации и личной заинтересованности учащихся в процессе обучения, передачу значительной части функций целеполагания и управления процессом учебной деятельности студентам как субъектам образовательного процесса. Таким образом, в процессе обучения целесообразно использовать продуктивные образовательные технологии, создающие условия для самоопределения, реализации креативных способностей учащихся, развития творческого мышления.

Использование продуктивных образовательных технологий, а также построение учебного процесса на основе диалоговых взаимодействий его участников открывает новые перспективы, так как опирается на актуализацию мотивационно-смысловой сферы обучающихся и обучающих. Применение продуктивных личностно-ориентированных образовательных технологий обеспечивает овладение содержанием обучения на основе обмена интенциональными смыслами, развитие индивидуальных способностей, становление адекватных личностным особенностям способов учения и личностного саморазвития.

Представим панорамный обзор наиболее эффективных, с нашей точки зрения, образовательных технологий, применяемых для обучения ИЯ, способствующих достижению поставленных целей в обучении ИЯ.

Технология интерактивного обучения (от англ. interaction — взаимодействие) предполагает активное взаимодействие всех участников учебного процесса с целью достижения личностно-значимого для них результата. Использование технологии интерактивного обучения предполагает организацию диалогового взаимодействия преподавателя и учащихся, учащихся в группах, микрогруппах, парах, что происходит посредством моделирования ситуаций реального общения, при этом главной целью является решение коммуникативных задач. К основным видам работы относятся разыгрывание коммуникативных ситуаций, обсуждения, дискуссии.

Игровая технология является разновидностью интерактивного обучения, включает методические приемы, которые используют элементы игры. Это могут быть драматизации, ролевые игры, деловые игры, интервью. Основной задачей является повышение мотивации учащихся, уровня их коммуникативной компетентности, развитие практических умений общения, взаимодействия. В ролевых играх учащимся, как правило, придается определенный социально-ролевой статус, что должно активизировать личностную вовлеченность учащихся, их личностно-мотивационную сферу. Следует отметить, что интерактивные технологии предполагают мобилизацию интеллектуального и творческого потенциала студентов, способствуют генерированию идей, а также видению новых, творческих подходов к решению проблем. Применение интерактивных технологий развивает способности студентов самостоятельно переносить ранее приобретенные знания в новую ситуацию, находить варианты решения поставленной проблемы, применять ранее усвоенные способы деятельности для решения проблемы.

Для применения технологии интерактивного обучения необходимо позаботиться о создании соответствующей обстановки в аудитории, возможности беспрепятственно передвигаться по аудитории, менять положение столов в зависимости от предполагаемых видов работы, что будет способствовать более точному моделированию ситуаций реального общения и заинтересованности учащихся в выполнении заданий. Важной задачей преподавателя является создание ситуаций общения, приближенных к реальным и значимых для учащихся, вовлечение студентов в активную деятельность, представляющую для них интерес. В процессе работы в микрогруппах следует обращать внимание на стимулирование проявления активности каждого студента.

Проблемно-поисковая технология предполагает создание в процессе обучения иностранным языкам речевых ситуаций, требующих от студентов решения проблемно-поисковых задач (с целью интерпретации содержания текстов, создания собственных произведений творческого характера). При этом происходит освоение и целенаправленное использование изучаемого иностранного языка. Задания проблемно-поискового характера направлены на активизацию внимания и поисковой деятельности учащихся. Они развивают способности самостоятельного поиска способов решения проблемы (при этом студенты руководствуются ранее приобретенными знаниями и личным опытом), а также умения устанавливать причинно-следственные связи, выявлять причины тех или иных явлений. Проблемно-поисковые задания используются с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, призваны способствовать более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Технология развития критического мышления нацелена на развитие мыслительных навыков учащихся, умений работать с информацией, анализировать, систематизировать ее, соотносить новое с уже известным (отслеживая собственное понимание ситуации), самостоятельно принимать решения, определять личное отношение к проблеме или ситуации, вырабатывать критические суждения.

Для практического использования проблемно-поисковой технологии и технологии развития критического мышления преподавателю необходимо провести подготовительную работу по подбору аутентичных текстов, проблемных ситуаций, имеющих значимость для учащихся и стимулирующих их интеллектуальную активность.

Технология развития рефлексии (рефлексивной самооценки) обеспечивает целенаправленное формирование учебной компетенции (навыков целеполагания и управления своей учебной деятельностью, умений анализировать потребности в изучении иностранного языка, определять рациональные способы учебной деятельности, стратегии и приемы достижения поставленных целей, оценивать эффективность используемых стратегий и приемов, успешность коммуникативной деятельности, оценивать трудности овладения языком, анализировать личные достижения).

Развитие рефлексивной самооценки предполагает вовлечение учащихся в процесс критического осмысления того, что происходит на занятии. Они получают возможность отстраниться от ситуации обучения и задуматься над вопросами: «Для чего я это изучаю?», «Каким образом изучаемый материал соотносится с моими жизненными целями и задачами?», «Какие приемы я использую при овладении языком и насколько они результативны?», «Что нужно изменить, чтобы процесс обучения стал для меня более интересным и значимым?» и т. д. В этом случае обучающиеся перестают чувствовать себя объектом манипуляции и начинают ощущать себя партнерами по диалогу, где преподаватель выступает в роли помощника в получении нужных студенту знаний и коммуникативных умений.

Рефлексивная практика сложна, ее организация и эффективное применение требуют от преподавателя значительных усилий и творческого подхода. Необходимо представлять себе цели ее применения, желаемые результаты, искать подходящие в каждом конкретном случае способы ее внедрения в учебный процесс по ИЯ. У студентов она может вызывать неуверенность и сомнения, так как не дает готовых ответов. Кроме того, в процессе обсуждений в группе учащиеся могут испытывать страх допустить ошибку, выглядеть смешными, обнародовать глубоко внутренние переживания, что может явиться причиной усиления психологической напряженности, тревожности и оказывать дезорганизующее влияние на ход занятий. В этом случае необходимым условием является постановка вопросов, которые не имеют однозначных ответов, в которых невозможно ошибиться.

В качестве основных составляющих данной технологии в области обучения ИЯ используются анкеты, листы самооценки, таблицы, графики прогресса, дневники изучающего ИЯ (reflection pages; learners’ journals). Формы самооценки содержат, как правило, вопросы, обращенные к учащимся, либо фразы, сформулированные от их лица. Учащимся предлагается оценить, например, свои коммуникативные умения, либо эффективность определенных способов овладения ИЯ, организации аудиторной работы по ИЯ и др., используя определенную шкалу оценки.

Анкеты и опросники могут быть направлены на выявление потребностей и личностных целей изучения ИЯ, ожиданий от учебного процесса. Содержание анкет, вопросов может быть различным. Опросы могут проводиться также в форме игры, диалога, группового обсуждения, где участникам будет предложено ответить, к примеру, на следующие вопросы: Do you want to be able to introduce someone/ make a phone call/ explain your ideas/ write business letters/ guide tourists/ write an email message etc. in English? (Хотите ли Вы научиться … по-английски?). Таким образом, можно получить представление о потребностях и степени заинтересованности учащихся в изучении ИЯ, а у студентов появляется возможность увидеть сферы использования ИЯ.

Вопросы могут касаться способов организации учебной деятельности, организации самостоятельной работы по изучению ИЯ, наиболее рациональных способов работы с иноязычным текстом, овладения словарным запасом, грамматическим материалом и т. д.

В листах самооценки студентам может быть предложено оценить свои достижения по следующей форме: «Я умею …», «Мне легко …», «У меня получается лучше всего …», «Мои трудности …», «Я еще не умею …», «Мне необходимо …», «Для этого я собираюсь …» и т. д. Преподаватель может выбрать любую из предлагаемых в учебных пособиях форм самооценки или составить анкеты и опросники самостоятельно.

Элементы технологии развития рефлексивной самооценки целесообразно применять в конце блока занятий по определенной теме. Студентам можно предложить проанализировать результаты проделанной работы, поставив следующие вопросы: чему они научились; удалось ли достичь целей, поставленных перед изучением данного раздела; какие виды учебной деятельности, формы организации работы в аудитории представляли для них наибольший интерес, являются, с их точки зрения, наиболее эффективными и т. д. Таким образом, использование технологии развития рефлексивной самооценки развивает способности учащихся принимать активное участие в управлении своей учебной деятельностью и критически оценивать достигнутые результаты.

Использованию технологии развития рефлексии часто не уделяют должного внимания в силу ряда причин (недостаток времени, отведенного для аудиторных занятий, отсутствие соответствующих анкет и опросников, нежелание изменять уже привычные формы организации занятий и подбирать новые учебные задания). Но, если целью является повышение эффективности обучения и развитие личности учащихся, то регулярное применение данной технологии необходимо. Преподаватель получает возможность оценивать эффективность своей работы и, учитывая пожелания студентов относительно форм и видов учебной деятельности и учебных заданий, вносить соответствующие корректировки.

Проектная технология основана на идее взаимодействия учащихся в группе в процессе обучения, идее взаимного обучения, в ходе которого учащиеся берут на себя индивидуальную и коллективную ответственность в решении учебных задач. Выполнение учащимися проектных заданий различного характера связано с изучением языка и культуры и функциональным использованием изучаемого языка. Применение проектной технологии создает условия для взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студентов, студентов между собой, позволяет «активизировать учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал» [2, с 124]. Проектная технология предполагает решение какой-либо проблемы, ее детальную разработку и направлена на получение и презентацию результата, который можно применить в реальной практической деятельности. В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [3, с 66–67]. Для достижения желаемых результатов в ходе проектной деятельности студентам необходимо самостоятельно мыслить, привлекая для этого знания из разных областей, свой личный опыт, необходимо умение прогнозировать результаты различных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Следует отметить, что при использовании проектной технологии изучаемый иностранный язык выступает, с одной стороны, в качестве средства образовательной, информационной, конструктивно-творческой деятельности учащихся, а с другой — в процессе создания проекта и одновременно с этим происходит освоение изучаемого языка в различных аспектах его непосредственного использования [2].

Очень важной составляющей проектной технологии является включение в самостоятельную работу материалов и видов заданий, которые помогают осуществлять рефлексивную самооценку (индивидуально и в процессе группового обсуждения) всех этапов учебно-исследовательской проектной деятельности. В ходе применения данной технологии основная задача преподавателя состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся проектным заданием, создать возможности для организации работы. Темы проектных заданий должны представлять личностный интерес для студентов, в совместном обсуждении можно определить, какой практический смысл может иметь проект и какое направление проекта является наиболее значимым. Из разнообразных видов проектов целесообразным представляется выполнение проектных заданий, имеющих профессиональную направленность и представляющих для студентов профессиональный интерес. Так, например, для студентов направления «Сервис» наиболее эффективными проектными заданиями являются следующие: подготовка и презентация проектов фирм и компаний, разработка рекламных проектов фирм и компаний сфер сервиса, рекламирование продукции компаний, организация и проведение экскурсий и др. Очень важно определить точное место проектной технологии в ходе учебных занятий, ее практическую значимость для студентов и соответствие поставленным целям обучения, а также предусмотреть возможные трудности, связанные с организационной стороной выполнения проекта.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии предполагают организацию учебного процесса, основанную на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией. Использование информационно-коммуникационных образовательных технологий в обучении ИЯ способствует повышению мотивации, совершенствованию языковых навыков, навыков самостоятельной работы. Компьютерная технология в рамках неязыкового вуза имеет характер «проникающей», то есть применяется для обучения отдельным темам, разделам. Один из основных способов использования возможностей компьютерных технологий — использование готовых мультимедийных обучающих программ по иностранным языкам. Такие программы создают возможность работать самостоятельно, в подходящем для каждого студента темпе, в соответствии с уровнем языковой подготовки. Очень важным является наличие обратной связи, возможность контроля результатов и получение разъяснений. Основная задача преподавателя — из множества предлагаемых обучающих программ выбрать наиболее подходящие, способствующие достижению цели обучения и отвечающие интересам учащихся. Использование сети Интернет создает возможность применения новейших аутентичных материалов в обучении иностранным языкам. Студенты получают доступ к зарубежным аутентичным образовательным ресурсам и образовательным центрам. Интернет создает естественную языковую среду, условия для практического применения языковых знаний, совершенствования умений общения на иностранном языке. Студентам предоставляется возможность реального общения в режиме online с носителями языка, а также с изучающими английский язык в других странах.

При использовании информационно-коммуникацинных технологий преподавателю необходимо провести большую подготовительную работу, которая поможет экономить время в процессе учебных занятий. Она заключается в выборе нужных интернет-сайтов, отборе разнообразных аутентичных заданий, соответствующих уровню языковой подготовки студентов и обеспечивающих его повышение. Позднее к выбору материалов для занятий (или самостоятельной работы) можно привлекать студентов.

Итак, использование каждой из рассмотренных образовательных технологий способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, умений целенаправленно, активно и осознанно участвовать в учебной деятельности и в управлении учебным процессом, создает условия для повышения внутренней мотивации учащихся. Однако следует иметь в виду, что образовательные технологии сами по себе еще не являются гарантией успеха. В выборе образовательных технологий преподавателю нужно основываться на главных принципах, характеризующих данную технологию, а также принимать во внимание соответствие технологии целям обучения, учитывать условия конкретной учебной ситуации, ожидания учащихся от процесса обучения, уровень их подготовки по учебной дисциплине. При интегрировании образовательных технологий в учебный процесс необходимо четко определять роль каждой технологии в достижении поставленных учебных задач и ее место в конкретных условиях процесса обучения. Кроме того, определяющее значение играет отбор содержания обучения, которое должно быть личностно-значимым для учащихся. Очень важную роль играет желание и готовность преподавателя регулярно выполнять подготовительную работу по отбору учебных материалов и организации учебной деятельности студентов. При выполнении таких условий наиболее целесообразным представляется синтез различных образовательных технологий, что будет способствовать достижению основной цели обучения ИЯ.

 

Литература:

 

  1.                Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
  2.                Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. — М.:АРКТИ, 2002. — 176 с.
  3.                Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, учебный процесс, иностранный язык, проектная технология, процесс обучения, студент, рефлексивная самооценка, интерактивное обучение, учащийся, критическое мышление.


Похожие статьи

Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе

Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Использование лирического текста в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

Обучение иностранному языку в техническом вузе с использованием новых информационных технологий

Роль инновационных технологий в обучении иностранных языку в вузе

Роль культуры и национальности в процессе обучения студентов неязыковых специальностей вуза английскому языку

Стили мышления в освоении технологий программирования в среднем образовательном учреждении

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения иностранному языку в вузе

Характеристика инновационных технологий при обучении русскому языку в начальной школе

Интерактивные средства обучения иностранному языку

В данной статье рассматривается применение средств информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Похожие статьи

Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе

Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Использование лирического текста в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

Обучение иностранному языку в техническом вузе с использованием новых информационных технологий

Роль инновационных технологий в обучении иностранных языку в вузе

Роль культуры и национальности в процессе обучения студентов неязыковых специальностей вуза английскому языку

Стили мышления в освоении технологий программирования в среднем образовательном учреждении

Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения иностранному языку в вузе

Характеристика инновационных технологий при обучении русскому языку в начальной школе

Интерактивные средства обучения иностранному языку

В данной статье рассматривается применение средств информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Задать вопрос