Методическая разработка урока на тему: «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Седова, О. В. Методическая разработка урока на тему: «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления» / О. В. Седова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23551/ (дата обращения: 18.04.2024).



 

Цель урока:показать на практике методы работы с начинающими маленькими учениками на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального мышления ребёнка.

Задачи:

                 обучающие: изучение нотной грамоты, постановка рук, приобретение исполнительских навыков;

                 развивающие: развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, эмоциональной и волевой сфер личности, создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели;

                 воспитательные: воспитание устойчивого интереса к занятиям, любви к искусству во всех формах, укрепление связи ребенка с педагогом, формирование художественно-эстетического вкуса.

Дидактический материал:иллюстрации к «Детскому альбому» П. Чайковского.

Используемый музыкальный материал:П. И. Чайковский: «Болезнь куклы», «Новая кукла», Старинная французская песенка», «В церкви», «Итальянская песенка», «Сладкая грёза». М. И. Красев: «Дождик». Т. И. Смирнова: «Едет, едет паровоз».

Ход урока

Вступительное слово учителя: Сегодня на нашем открытом уроке мы будем говорить о важном элементе человеческой психики — образном мышлении, и о том, как способствуют его развитию у ребёнка занятия на музыкальном инструменте.

Логическая цепочка проста: реальность, которую мы воспринимаем как «образы»; наполнение этих образов смыслом, содержанием — наше образное мышление, а эмоциональное восприятие этих, наполненных смыслом образов и есть духовность, — то чего в нашей жизни сейчас так не хватает.

Образное мышление доступно человеку, у которого развито художественное восприятие мира, развита фантазия и способность к творчеству. На занятиях по фортепиано ребёнок имеет прекрасную возможность развивать при помощи педагога свои творческие способности. И здесь очень важно сделать эти занятия для малыша радостью.

Постановка руки, приобретение навыков и закрепление знания клавиатуры требуют неоднократных повторов, необходимо подключать фантазию ребенка, чтобы из урока в урок не повторяться.

Хочу пригласить Вас в наш мир творчества, в музыкальный театр, где мы сочиняем сказки, весёлые и грустные истории, и посредством звука воплощаем их в жизнь.

Главным режиссёром истории «Первые подснежники», является ученица подготовительного класса. Девочка занимается два месяца, до этого не имела подготовки. Актёры, исполняющие роли — это наши пальчики (ученица делает «пальчиковую гимнастику» для кончиков пальцев). Роль помощника достаётся педагогу. Итак…Первые подснежники (история в звуках).

Учитель: Расставим «декорации» (ученик 3-ми пальцами каждой руки «ставит» названные звуки): «дом на поляне» — до-ми второй октавы, «лес» — октава: до первой октавы — до малой октавы, «бугорок» — соль малой октавы. Действующие лица: роль мамы исполняет левая рука, роль дочки — правая (ученица показывает). Начинаем…

Первый день. Пришла весна, пригрело солнышко, и в лесу из-под снега стали появляться первые подснежники (ученица несколько раз каждой рукой показывает, как поднимают голову подснежники; кисть мягко опущена — упражнение для кисти). На поляне, рядом с лесом, стоит дом лесника (ученица ставит обе руки в «дом на поляне»). Утром мама собралась в лес за подснежниками. Дочка попросила взять её с собой. Они стали разговаривать (пропеваем слова и играем их «разговор» 3-м пальцем на двух клавишах по очереди — упражнение для постановки руки на третий палец):

Дочка: «Завтра к нам приедет Юля».

Мама: «Будет жить у нас пять дней».

Дочка: «За подснежниками сходим?»

Мама: «Одевайся потеплей».

Они достают с антресоли корзинки (ученица мягко поднимает руки вверх, как бы пытаясь достать сверху что-то, движение от плеча вверх и плавно вниз, обе руки вместе — упражнение для плечевого пояса) и отправляются в путь. Мама идёт медленно (ученица показывает мамины шаги — обозначаем «пульс» в тетради, получаем понятие «пульса»). А маленькая дочка не может ещё так широко шагать, и на каждый мамин шаг делает два шажка (ученица показывает шаги мамы и дочки вместе — прописываем в тетради под «пульсом» ритм, получаем понятие ритма; позже можно ритмически варьировать шаги дочки). И вот они вместе отправились в лес (ученица играет их «шаги» к «лесу» — гамма до мажор вниз на одну или две октавы, 3-ми пальцами обеих рук). Идут они очень аккуратно, чтобы не промочить ноги (ученица играет ещё раз, стараясь сформировать ладонь — совершенствуем постановку рук). Они — в лесу. Чтобы осмотреться, мама и дочка поднимаются на «бугорок» (ученица играет их «топтание» на одном месте — постановка на разные пальцы, понятие игры на месте, начальный вариант репетиций).

Кто первый увидел цветок? Мама и дочка начинают собирать подснежники и дают им имена: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си (педагог называет цветы от лица мамы, а ученица делает то же самое от лица дочки и берет последовательно все названные ноты; движения дугообразные, постановка поочередно на 2-й, 3-й, 4-й пальцы — постановка рук на разные пальцы, закрепление знания клавиатуры; позже можно собирать сразу по два цветка, терциями — подготовка аккорда). Корзина для Юли собрана. На обратном пути мама с дочкой поменялись местами (дорога домой — гамма до-мажор вверх, теперь «пульс» в другой руке, позже используем аппликатуру гаммы). Вот и добрались до дома. Теперь можно отдохнуть.

Второй день. На следующее утро мама встала рано, взяла санки и пошла в лес за хворостом. Сегодня будет праздничный обед к приезду гостьи, и понадобится много дров. Она идет быстро, так как через час на опушке леса её должна встретить дочка (мама «идёт в лес» быстро — ученица играет гамму до-мажор вниз на октаву, используя с 1-го по 4-й пальцы). Вот и лес. Дальше мама идет, наклоняясь за каждой веточкой (ученица «ходит по лесу», по две ноты legato вниз от до первой октавы — до до малой октавы). Собрав целую охапку хвороста, мама укладывает ее на санки (ученица показывает вязанку дров — 1-м и 5-м пальцами берет квинту «до-соль»). Ну вот, можно ехать домой. Санки тяжёлые, и мама медленно тащит их по снегу (ученица «везёт санки» — играет одну октаву legato 1–4 пальцами). На опушке леса маму ждет дочка. Они вместе берут санки и везут домой (ученица играет гамму в терцию, сохраняя соотношение шагов; штрихи: мама — legato, дочка — non legato). Вот они и добрались до дома. Теперь можно немного отдохнуть, а после они вместе будут готовиться к приезду Юли. На сегодня рассказ окончен.

Озвучивание сказки включило: упражнения для кисти и плечевого пояса; гимнастику для пальцев; постановку руки на 1,2,3,4 пальцы; изучение движения вверх, вниз, на одном месте; ориентацию на клавиатуре; теоретический материал — «пульс», ритм, соотношение четверти и восьмых; совершенствование координации рук; штрихи non legato и legato; движение в терцию.

В дальнейшем появится много нового для ученицы, но всё будет связываться с ее образным восприятием действительности и соотноситься с возрастом.

Учитель: А сейчас творческое задание. Ученица задаёт музыкальную загадку: К нам в зоопарк едут слоны и медведи, зайцы и белки, змеи и больные зверушки.

«Паровоз, паровоз,

Слышен стук его колёс.

Ты кого, паровоз,

В зоопарк к нам привёз?»

Педагог показывает ученице поочередно четыре картинки, изображающих вагончик с разными зверями, так, чтобы зал их не видел. Ребёнок играет пьесу четыре раза, каждый раз стараясь передать образы животных на картинке. Затем зрители отгадывают, какие зверушки сейчас едут в вагончике. «Зоопарк в вагонах»: слоны и медведи — медленно, громко, штрих non legato; зайцы и белки — подвижно, легко, подпрыгивая; больные зверюшки — эта же пьеса исполняется в миноре; змеи — медленно, штрих legato.

На этом примере хорошо видно, что активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки, сказывается на творческом процессе исполнения. Только тогда, когда дети научатся по-настоящему слушать музыку и размышлять о ней, она сможет играть в их жизни роль эстетическую, познавательную и воспитательную. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

Еще одно творческое задание для ученицы. Педагог показывает иллюстрации из «Детского альбома» П.И. Чайковского и предлагает к ним музыкальные отрывки в своем исполнении. Ребёнок рассуждает вслух, о чём рассказывают картины. Какое настроение у каждой из них? Какие преобладают краски? Есть ли движение на картине и как оно изображено? Затем педагог играет пьесу («Болезнь куклы», «Новая кукла», «Старинная французская песенка») и предлагает подобрать картину, отражающую настроение музыки. Картина подбирается совершенно точно.

В заключение хочу сказать, что ребенок может и не посвятить свою жизнь искусству, но внимание к его внутреннему миру и эмоционально-образному развитию со стороны родителей и преподавателей, обязательно приведёт к духовности, к внутренним культуре и интеллекту, творческому мышлению. Вырастет разносторонне развитой человек, потенциально — творческий. Будет ли он композитором, исполнителем или просто слушателем, — все его действия будут отмечены творческим началом. А грамотное музыкальное образование — один из кирпичиков воспитания чувств.

Основные термины (генерируются автоматически): ученица, мама, дочка, лес, малая октава, образное мышление, палец, постановка рук, постановка руки, Чайковский.


Похожие статьи

Образ П. И. Чайковского в воспоминаниях его учеников

Объясняя правила гармонии, Петр Ильич не переставал прохаживаться по классу, характерно заложив руки за спиной, слегка наклонившись вперед» [5].

Вообще Петр Ильич, как известно, высоко ценил Киевскую оперу, считал, что ее постановки мало в чем уступают столичным, а...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимает, когда она трогает его ладошку, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития

(показать большой палец). — С этим братцем в лес ходил

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению

Поставить руки на локти, выпрямить кисти рук, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони.

Для развития у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного мышления, сосредоточенности, мелкой моторики пальцев рук и речи в...

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

Начальные упражнения для правой руки не предполагают исполнения мелодических

Конечно, постановка инструмента корректируется в процессе роста ученика.

¾ определяем группы, как «2ч первая октава», «2ч вторая октава», «2ч третья октава», «3ч малая октава».

Пальчиковая гимнастика «Швы» | Статья в журнале...

Комплекс упражнений разработан специально для применения на уроках швейного дела для активного формирования двигательных и профессиональных навыков; для развития абстрактного и образного мышления, коррекции мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Но к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование.

По мнению В. А. Сухомлинского, «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

Похожие статьи

Образ П. И. Чайковского в воспоминаниях его учеников

Объясняя правила гармонии, Петр Ильич не переставал прохаживаться по классу, характерно заложив руки за спиной, слегка наклонившись вперед» [5].

Вообще Петр Ильич, как известно, высоко ценил Киевскую оперу, считал, что ее постановки мало в чем уступают столичным, а...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимает, когда она трогает его ладошку, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития

(показать большой палец). — С этим братцем в лес ходил

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному обучению

Поставить руки на локти, выпрямить кисти рук, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони.

Для развития у детей внимания, глазомера, аккуратности, фантазии, образного мышления, сосредоточенности, мелкой моторики пальцев рук и речи в...

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

Начальные упражнения для правой руки не предполагают исполнения мелодических

Конечно, постановка инструмента корректируется в процессе роста ученика.

¾ определяем группы, как «2ч первая октава», «2ч вторая октава», «2ч третья октава», «3ч малая октава».

Пальчиковая гимнастика «Швы» | Статья в журнале...

Комплекс упражнений разработан специально для применения на уроках швейного дела для активного формирования двигательных и профессиональных навыков; для развития абстрактного и образного мышления, коррекции мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Но к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование.

По мнению В. А. Сухомлинского, «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.

Задать вопрос