Становление фортепианного творчества в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 429 раз

Библиографическое описание:

Манжула О. Н. Становление фортепианного творчества в Казахстане // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 12-13. — URL https://moluch.ru/archive/102/23546/ (дата обращения: 23.09.2018).



 

«Я знаю, что пианисты влюблены в свой инструмент.

Они считают его уникальным божественным творением и 

готовы проводить с ним в диалоге все свое время.

Рояль — это близкий друг, способный создать пространство,

в котором укрываешься от земной боли и грусти,

в котором испытываешь эмоции и чувства, возможно,

и не встречающиеся в жизни.

Он способен отражать свет человеческой любви,

пульс живого сердца, ожидание недостижимого счастья...

Музыка дарована нам во спасение!».

Аубакирова Ж. Я.

Ранний этап развития фортепианной музыки для детей Казахстана — период обработок — характеризовался накоплением музыкального материала, его осмыслением. Его зарождение в Казахстане неразрывно связано с именем А. Затаевича. Собранные и записанные им народные мелодии положили начало созданию огромного количества транскрипций, обработок для фортепиано, немало пьес, предназначенных для детей. Жанр фортепианной миниатюры занимает важное место в творчестве композиторов республики. Первые фортепианные произведения в Казахстане написаны в 20–30-е годы ХХ столетия именно в виде миниатюр. Это фортепианные обработки казахских народных мелодий, созданные А. В. Затаевичем. В 1925–1930 гг. были изданы пять сборников «Казахские песни в форме миниатюр на народные темы», в которые вошло 75 пьес. Для своих обработок А. В. Затаевич выбирает наиболее яркие в лирическом отношении казахские песни. Среди них: «Қараторғай», «Екі жирен», «Қызыл бидай», «Жайдарман», «Айнамкөз» и многие другие. Обработкам А. Затаевича присуща программность: они отражают содержание, образность казахских песен. Фортепианные переложения А. Затаевича относятся к раннему этапу развития казахской фортепианной музыки. Форма пьес основана на двухкратном повторении куплета песни, при этом мелодия не изменяется, но обновляются фактурные и гармонические приемы. В некоторых обработках А. Затаевич выходит за рамки прямого цитирования мелодии, творчески переосмысливает национальные традиции.

Вслед за А. Затаевичем к жанру детской фортепианной музыки обращались практически все композиторы Казахстана. Первоначально это была плеяда русских советских авторов, среди которых Е. Брусиловсккй, Д. Мацуцин, В. Великанов, Е. Зингер, Б. Ерзакович, А. Гуревич, а в 40-е и 50-е годы отдельные фортепианный произведения для детей создают и национальные композиторы — А. Жубанов, Б. Байкадамов, С. Мухамедьяров, К. Куатбаев, Б. Джуманиязов и другие [2, 42]. Вышеназванных композиторов, при всем различии авторского почерка, объединяет одно — стремление сохранить древний напев. Специфика национального материала подсказывала отношение к отбору средств фортепианного изложения. Выявляются и два типа обработок, обозначенные еще А. Затаевичем в его «Детском альбоме».

Характерным для последующего периода развития фортепианной музыки для детей стало усиление внимания композиторов Казахстана к европейским формам творчества. Мы почти не обнаруживаем в сочинениях цитат в качестве «элемента авторской речи». Композиторы нередко сочиняют мелодии в народном духе, используя фольклорную модель. В качестве примера можно назвать инвенции Е. Брусиловского, И. Дубовского, фугу Б. Ерзаковича. Композиторы пробуют свои силы в жанре сонатины — Б. Ерзокович, Н. Иендыгалиев, Л. Хамиди. Создаются инструктивные этюды Е. Ерусиловского, К. Куатбаева. Используются такие танцевальные европейские жанры — полька, мазурка, вальс, марш — Д. Мацуцян, И. Аубакиров, Н. Мендыгалиев, Е. Ерусиловский, Б. Джуманиязов.

Значительно возрос композиторский профессионализм, определились направления творческого поиска. В основном завершился и процесс становления казахской национальной композиторской школы. Процесс этот в республике включает и творчество композиторов Казахстана, так называемой европейской ориентации, представленной главным образом русскими авторами. Наиболее ярко выражена эта тенденция в сочинениях А. Исаковой, В. Новикова, Ж. Дастенова [4,23]. При рассмотрении творчества этих композиторов неизбежно встает проблема влияний, приверженности тому или иному стилистическому направлению русской и европейской фортепианной музыки для детей. Первостепенный интерес представляют произведения фольклорного стиля. Отнесем к ним сочинения Н. Мендыгалиева, К. Дуйсеекеева, Б. Кыдырбековой, Б. Баяхунова, Б. Аманжолова. В их творчестве происходит трансформация жанров европейской традиции [3,19]. Суть в том, что последние обретают новый звуковой облик, поскольку сочинения названных авторов основаны на музыкальном словаре родного народа. Характерным для этого направления в рассматриваемый период фортепианной музыки является углубленное проникновение и национальные традиции.

В начале XIX века в казахскую степь фортепиано как инструмент, прошедший все стадии своего развития и усовершенствования в Европе, пришел практически в нынешнем состоянии. Если в европейских условиях введение фортепиано в обиход проделало достаточно длительный эволюционный путь, то в реалиях казахской культурной среды данный процесс носил скачкообразный характер. Аристократические круги Казахского ханства, бывшего в ту пору колонией царской России, перенимали ценности своего «соседа». Известны факты, что в наиболее состоятельных семьях имелись европейские музыкальные инструменты [2, с.26]. Так, в семье знаменитого кюйши Даулеткерея было фортепиано: «В ханском дворце Даулеткерея могли поразить и роскошь обстановки, и незнакомый ему быт. Здесь вместо народных инструментов звучал рояль, на котором в присутствии знатных гостей играла ханша Фатима» [1, с.47]. Таким образом, фортепиано как информационный носитель новой системы музыкального мышления представил ранее не знакомое для казахского слушателя музыкальное восприятие. В данном случае этот инструмент стал своеобразным «двигателем» музыкального европейского образования, и в этом проявилась его ключевая роль в дальнейшем формировании музыкальной культуры страны.

Благодаря достигнутому на сегодняшний день фортепианная музыка звучит повсеместно: со сцен концертных залов нашей страны, на уроках специального фортепиано, на занятиях фортепиано среди учащихся различных специальностей в учебных заведениях искусства всех уровней.

 

Литература:

  1. Аравин П. Даулеткерей и казахская домбровая музыка XIX века. — Алматы: Өнер, 2008. — 240 с.
  2. Дюсенбаева А. Ж. Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане / А. Ж. Дюсенбаева // Культурология и искусствоведение: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 56–64.
  3. ЕрзаковичБ., «ИзвестияАНКазахскойССР. Серияфилологиии искусств», 1954, вып. 1–2.
  4. Сборник «Фортепианные пьесы композиторов Средней Азии и Казахстана». Вып. I. Алма-Ата: Онер, 1982. /Составление и редакция — 10,42 п.л.
  5. Сборник «Пьесы композиторов Казахстана». Для фортепиано Советский композитор, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): фортепианная музыка, инструмент, Казахстан, композитор, обработка, ранний этап развития.


Похожие статьи

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Во многом аналогичные этапы своего развития и распространения фортепианное искусство прошло и в Казахстане.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Россия, фортепиано, фортепианная музыка, инструмент, европейское композиторское...

Формирование профессионального музыкального стиля...

Очень важно изучение национального репертуара композиторов Казахстана.

Развитие камерно-инструментальной музыки в республике Казахстан демонстрирует последовательность в освоении различных жанров: от фортепианных обработок казахских народных мелодий в...

Становление народно-инструментального и профессионального...

В эти годы в периодической печати был опубликован ряд статей А. Жубанова по вопросам развития казахской музыки, в 1936 году —брошюра А. Жубанова «Казахский народный композитор Курмангазы».

Становление фортепианного творчества в Казахстане.

Школы Казахстана в контексте образования мировой музыкальной...

Взять хотя бы то, что за время развития отечественной фортепианной практики не исследован потенциал самобытности артистов, композиторов, не изучен

Музыка Казахстана: проблемы образования. Сборник научных трудов. Вып.3. Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, Каз НАМ, 2002.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

В репертуаре хора есть и народные обработки песен композиторов Казахстана, и музыка русских композиторов, и музыка зарубежных композиторов, и афро-американские спиричуэлсы, и джазовые обработки для хора.

Особенности становления профессионального музыкального...

Долгое время препятствуя внедрению музыки в жизнь молодежи и развитию музыки как

Специализированными предметами являлись фортепиано, струнные инструменты, духовые

В 20 — е годы происходит много публикаций обработок татарской народной музыки, как...

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного...

Важнейшим этапом является работа над техническими трудностями.

Становление фортепианного творчества в Казахстане.

Развитие самостоятельности музыкального мышления у начинающих в классе фортепиано.

О «фортепианной школе» (1913) венгерских...

Бела Барток (1881–1945) — выдающийся венгерский композитор, пианист педагог, автор “Фортепианной школы” (1913) и

Простейшие сочинения, помещенные в его сборниках — обработки фольклора или пьесы, опирающиеся на композиционные приемы народной музыки...

Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века...

Одна из них связана с изучением необычной области творчества композитора – инструментальной музыки для детей.

А. Санина, 1973; "Музыкальные игрушки" – 14 фортепианных пьес для детей. 1969), музыка к радиопередаче (для детей по сказке чешского...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Во многом аналогичные этапы своего развития и распространения фортепианное искусство прошло и в Казахстане.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Россия, фортепиано, фортепианная музыка, инструмент, европейское композиторское...

Формирование профессионального музыкального стиля...

Очень важно изучение национального репертуара композиторов Казахстана.

Развитие камерно-инструментальной музыки в республике Казахстан демонстрирует последовательность в освоении различных жанров: от фортепианных обработок казахских народных мелодий в...

Становление народно-инструментального и профессионального...

В эти годы в периодической печати был опубликован ряд статей А. Жубанова по вопросам развития казахской музыки, в 1936 году —брошюра А. Жубанова «Казахский народный композитор Курмангазы».

Становление фортепианного творчества в Казахстане.

Школы Казахстана в контексте образования мировой музыкальной...

Взять хотя бы то, что за время развития отечественной фортепианной практики не исследован потенциал самобытности артистов, композиторов, не изучен

Музыка Казахстана: проблемы образования. Сборник научных трудов. Вып.3. Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, Каз НАМ, 2002.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

В репертуаре хора есть и народные обработки песен композиторов Казахстана, и музыка русских композиторов, и музыка зарубежных композиторов, и афро-американские спиричуэлсы, и джазовые обработки для хора.

Особенности становления профессионального музыкального...

Долгое время препятствуя внедрению музыки в жизнь молодежи и развитию музыки как

Специализированными предметами являлись фортепиано, струнные инструменты, духовые

В 20 — е годы происходит много публикаций обработок татарской народной музыки, как...

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного...

Важнейшим этапом является работа над техническими трудностями.

Становление фортепианного творчества в Казахстане.

Развитие самостоятельности музыкального мышления у начинающих в классе фортепиано.

О «фортепианной школе» (1913) венгерских...

Бела Барток (1881–1945) — выдающийся венгерский композитор, пианист педагог, автор “Фортепианной школы” (1913) и

Простейшие сочинения, помещенные в его сборниках — обработки фольклора или пьесы, опирающиеся на композиционные приемы народной музыки...

Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века...

Одна из них связана с изучением необычной области творчества композитора – инструментальной музыки для детей.

А. Санина, 1973; "Музыкальные игрушки" – 14 фортепианных пьес для детей. 1969), музыка к радиопередаче (для детей по сказке чешского...

Задать вопрос