Автор: Абдураева Гулширин Ералиевна

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.11.2015

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Абдураева Г. Е. О задачах выбора вместимости и количества автобусов на городском маршруте // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 113-115.

 

В статье рассматривается задача выбора вместимости и количества подвижного состава на городском автобусном маршруте. От решения этой задачи зависят экономические результаты работы автотранспортных предприятий, так и показатели обслуживания пассажиров, такие как затраты времени на ожидания пассажирами посадки, наполнение автобусов пассажирами, вероятность отказа в поездке.Задача выбора вместимости и количества автобусов возникает при открытии новых маршрутов, при составлении заявок на пополнение парка, а также как вспомогательная при распределении автобусов по маршрутам.При решении задачи необходимо учитывать факторы влияюшие на них, а так же такие вопросы как возможность получения исходной информации; стохастическую природу перевозочного процесса; необходимость оптимизации двух взаимосвязанных параметров — количества и вместимости автобусов на маршруте; требование снижения трудоемкости подготовки исходных данных и получение решения; существующие технологические ограничения на эксплуатацию на маршруте автобусов.

Анализ и исследование перечисленных факторов дают возможность определит, место маршрутных микроавтобусов в транспортной системе городов, пути сокращения затрат времени на поездку пассажиров.

Ключевые слова: организация, городской, автобус, перевозока, маршрут, пассажир, задача, количество, микроавтобус, показатель, вместимость.

 

При организации городских автобусных перевозок, одной из основных задач является определение потребности маршрутов в подвижном составе. Эта задача состоит из двух подзадач: выбор вместимости и количества автобусов и распределение их по маршрутам. От решения основной задачи зависят как экономические результаты работы автотранспортных предприятий, так и показатели обслуживания пассажиров, такие как затраты времени на ожидания пассажирами посадки, наполнение автобусов пассажирами, вероятность отказа в поездке. При определении потребности городских маршрутов в подвижном составе исходят из имеющихся ресурсов. Методы определения потребностей в подвижном составе должны обеспечивать единство исходной и выходной информации и увязку критериев оптимальности данной задачи с другими задачами организации перевозок.

Задача выбора вместимости и количества автобусов возникает при открытии новых маршрутов, при составлении заявок на пополнение парка, а также как вспомогательная при распределении автобусов по маршрутам. В общем случае комплексная задача определения потребности в подвижном составе представлена на рис 1 [1, с. 51].

Рис. 1. Комплексная задача определения потребности городских автобусных маршрутов в подвижном составе

 

Задача распределения автобусов по, маршрутам решается при разработке более совершенных планов перевозок, изменении условий эксплуатации, уточнении данных о пассажиропотоках и изменениях в структуре автобусного парка, вызванных закупкой или списанием части подвижного состава. Кроме этого, данная задача решается при оперативном перераспределении автобусов между маршрутами в процессе диспетчерского управления перевозками.

Отличие задачи распределения автобусов по маршрутам от задачи выбора их вместимости и количества состоит в том, что при распределении автобусов исходят из фактического количества автобусов и их марочной структуры у перевозчиков. Класс автобусов для маршрутов выбирают исходя из выпускаемого промышленностью разных стран подвижного состава. В итоге в обеих задачах, в конечном счете, определяют для каждого маршрута вместимость и количество автобусов. При решении задач выбора и распределения автобусов по маршрутам, по мнению ряда ученых, необходимо учитывать следующее:

                   возможность получения исходной информации (данные пассажиропотоков);

                   стохастическую природу перевозочного процесса;

                   необходимость оптимизации двух взаимосвязанных параметров: количества и вместимости автобусов на маршруте;

                   требование снижения трудоемкости подготовки исходных данных и получение решения;

                   существующие технологические ограничения на эксплуатацию на маршруте автобусов (ограничения на эксплуатацию по дорогам в населенных пунктах, нагрузка на дорожное полотно, возможность разворота транспортнвых средств и т.п.).

Использование методов, отвечающих предъявленным требованиям, позволяет решать эти задачи научно-обоснованным инженерным расчетом.

На выбор вместимости и количества автобусов и на распределение их по маршрутам влияет большое количество факторов, которые условно можно разделить на пять групп (рис.2).

Рис. 2. Факторы влияния на выбор вместимости, количества и распределения автобусов по маршрутам

 

                    экономические (капитальные затраты на приобретение автобусов и на создание материально-технической базы для их ремонта, хранения, текущие эксплуатационные затраты, а также затраты времени пассажиров в стоимостном выражении);

                    социальные (стоимостная оценка потери пассажиро-часа, подвижность городского населения, наличие достаточного количества водителей);

                    технические (динамические показатели автобусов, техническое состояние дорог и дорожных сооружений, пропускная способность улиц и остановочных пунктов);

                    эксплуатационные (закономерности формирования пассажиропотоков, максимально допустимый интервал движения, наличие материальных ресурсов, климатические условия) [2, с. 52].

Параметры системы автобусных перевозок служат исходными предпосылками для расчетов, а характеристики этой системы позволяют оценить эффективность полученных результатов.

Проблема выбора населением способа передвижений (распределение по видам транспорта) считается в теории транспортного планирования одной из сложных задач, поскольку ее решение определяет достоверность транспортных расчетов, величину и эффективность вкладываемых капитальных вложений.

Уровень удовлетворения потребностей пассажиров в транспортном обслуживании характеризуется системой показателей качества перевозок, главными из которых являются: время, затрачиваемое пассажиром на передвижение; регулярность движения транспортных средств; наполнение подвижного состава; возможность прямой, беспересадочной поездки; безопасность движения; информирование пассажира (объявление остановочных пунктов, вывешивание схемы маршрута, наличие информационных расписаний на остановочных пунктах) и др. Базой для измерения качества транспортного обслуживания служит система установленных нормативов. С точки зрения пассажира качество обслуживания (особенно в крупных городах) во многом определяется общими затратами времени на поездку.

Особое место в транспортной системе городов занимает особо малый класс — маршрутные микроавтобусы, они перевозят меньшее число пассажиров по сравнению с другими видами городского транспорта, их роль определяется специфичностью сферы использования. Опыт ряда городов Казахстана, а также результаты изучения спроса населения, проведенного в середине 80-х годов, показывали, что .10 -; 20 % пассажиров в городах предпочитали бы другим видам транспорта микроавтобусы [2, с.28]. Считается, что этот класс подвижной состав на 10 — 15 % сокращает средние затраты времени на поездку и обеспечивает более комфортные условия для определенного числа пассажиров, так как скорость сообщения маршрутных микроавтобусов в 1,5-2 раза выше, чем у маршрутных автобусов. По данным опроса пассажиров в среднем по причине комфортабельности и скорости маршрутные микроавтобусы выбрали 74 % респондентов [4].

Особенностью маршрутов с применением микроавтобусов является то, что это не самостоятельная, а вспомогательная форма обслуживания, предназначенная, с одной стороны, разгрузить массовый пассажирский транспорт, а с другой — повысить качество транспортного обслуживания. В различных городах используют такие способы организации движения с применением микроавтобусов, как дублирующие маршруты, частично дублирующие и самостоятельные.

Исследования, проведенные в 70 — 80 гг., показали, что при использовании в системе городского пассажирского транспорта общего пользования микроавтобусов перспективными являются самостоятельные маршруты, предназначенные для освоения небольших, но стабильных в течение дня пассажиропотоков с малыми интервалами между транспортными средствами и перемещения на относительно короткие расстояния по направлениям, лишенным транспортных связей.

В настоящее время проведенный анализ показал, что этот вид транспорта, считавшийся в середине 80-гг. перспективным, получил огромное распространение. И теперь для органов местного самоуправления крупнейших городов нужно решать проблему пересмотра доли микроавтобусов в структуре городского пассажирского транспорта общего пользования и их оптимального соотношения на городских маршрутах. Одна из главных причин, позволившая микроавтобусам получить, большое, распространение, и популярность у населения Казахстана и стран СНГ, это доступная цена. Малым частным транспортным предприятиям выгоднее купить два — три автобуса особо малого и малого класса, которые быстро окупятся и в дальнейшем принесут им большую прибыль, чем один автобус большого класса. Кроме этого, иметь в активах автобусы только одного большого класса не всегда эффективно в связи с особенностью пассажиропотоков на разных маршрутах и их часовыми спадами.

 

Литература:

 

  1. Герами В.Д. Организация и управление городскими пассажирскими перевозками: Учеб.пособ./ В.Д.Герами, Г.В.Духаревич.-М.:МАДИ, 1994.-144с
  2. Мун Э.Е. Организация перевозок пассажиров маршрутными такси /Э.Е. Мун, А.Д.Рубец. — М.:Транспорт,1986.-136с.
  3. Отчет акимата г. Караганды «Изучение объемов пассажирских перевозок и расчет затрат перевозчиков города Караганды»
Основные термины (генерируются автоматически): количества автобусов, распределения автобусов, распределении автобусов, подвижном составе, выбора вместимости, наполнение автобусов пассажирами, маршруте автобусов, выбор вместимости, подвижного состава, вместимости автобусов, фактического количества автобусов, показатели обслуживания пассажиров, задачи распределения автобусов, ожидания пассажирами посадки, Задача распределения автобусов, задача выбора вместимости, отбор водителей автобусов, оперативном перераспределении автобусов, открытии новых маршрутов, задача определения потребности.

Ключевые слова

задача, организация, показатель, автобус, пассажир, маршрут, городской, перевозока, количество, микроавтобус, вместимость

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос