Библиографическое описание:

Киндря Н. А. Принцип индивидуализации в отечественной методике // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 810-813.



 

В статье рассматриваются вопросы методики индивидуализированного обучения студентов-иностранцев. Использование индивидуализации помогает студентам приобрести навыки самостоятельной работы, а также получить более прочные знания.

Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, самостоятельная работа, методика преподавания русского языка как иностранного, вводно-фонетический курс, индивидуализированный комплекс.

 

В 18–19вв. в отечественной методике уже признавался принцип индивидуального подхода к учащемуся, однако сам принцип индивидуализации как методическая категория не был сформулирован в то время с достаточно четких обоснованных позиций. На необходимость использования индивидуального подхода в процессе обучения неоднократно указывали К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский.

В настоящее время принцип индивидуализации признается одним из самых перспективных, вместе с тем само понятие трактуется неоднозначно.

Мы исходим из положения МАПРЯЛ (Москва 1990, Пленарное заседание) в котором индивидуализация трактуется как «адаптация преподавателем учебных материалов к возможностям учащегося, уровню его общего развития, возрастным характеристикам», а также специальных обучаемых действий преподавателя и самообучающих действий студента, которые могут обеспечивать эффективное функционирование всей системы индивидуализации. [6] Пассов Е. И. отмечает, что индивидуализация является одним из главных средств создания мотивации и активности в обучении. [9] Индивидуальная реакция, как указывает Погодин А. И., при обучении иноязычной речевой деятельности возможна лишь тогда, когда речевая задача, стоящая перед учащимися, будет отвечать их потребностям и интересам. [10]

Индивидуализация обучения — организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению. Также под индивидуализацией понимается система управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого ученика.

Таким образом, индивидуализация обучения — это особым способом организованный учебный процесс или особая система управления учебно-познавательной деятельности учащихся, где выбор способов и приемов обучения зависит как от индивидуально-психологический особенностей учащихся, так и от национально-языковых различий учащихся, учет которых подразумевает индивидуальный подход к каждому из них. [10]

Индивидуализация тесно связана с дифференциацией. Дифференциация является средством индивидуализации обучения, и ее задача стоит не в приведении всех обучаемых к концу курса к единому показателю, а в создании условий для максимального развития каждого. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении проявляется в следующем: в организации дополнительных занятий для отстающих студентов, в организации самостоятельных занятий в лаборатории технических средств, в учете родного языка студентов или языка посредника, то есть в использовании национально ориентированной методики, которая позволяет студентам с меньшими усилиями преодолеть трудности, создаваемые межъязыковой интерференцией; наконец, в учете отрицательного речевого опыта студентов, то есть в работе над ошибками студентов.

Преподаватели изучают материал учебной программы со студентами, часто не задумываясь о трудоемкости для них учебного процесса, хотя и сознают, что программа очень насыщенная. Физиологи же вполне справедливо ставят вопрос о физиологически обоснованном ритме учебной работы. Следовательно, вопросы отбора материала и его организации должны решаться не только путем сокращения или увеличения учебной программы, но и с учетом динамики работоспособности учащихся.

В условиях полиэтнической группы индивидуализированная и дифференцированная методика призвана обеспечить процесс усвоения изучаемого материала всеми, даже отстающими учениками.

В условиях дифференцированного обучения русскому языку возможна реализация следующих типов индивидуализации:

Индивидуализация в зависимости от уровня обученности. Она активизируется на занятиях, например, путем снабжения особыми опорами слабо подготовленных учащихся, с предоставлением дополнительных упражнений ученикам с невысоким уровнем обученности.

Индивидуализация, призванная служить развитию способностей к речевой деятельности. Обучение строится с учетом слуховой, зрительной, речевой памяти, речевого слуха и речевого внимания.

Индивидуализация, реализующаяся в методических рекомендациях каждому учащемуся или подгруппе учеников в наиболее рациональном сочетании способов и приемов выполнения заданий.

Как указал А. И. Погодин, дифференциация обучения — это учебный материал, который можно использовать в процессе индивидуализированного обучения, а индивидуализированное обучение поставило в центр системы самого учащегося, его мотивационно-потребностную речевую и профессиональную деятельность, целостность его личности, уровень развития психических процессов и свойств личности.

Индивидуальный подход, трактуемый как подход к обучаемому с учетом его особенностей, понимается тоже как принцип педагогики и методики. Его реализация означает действенное внимание к каждому учащемуся, предполагает постоянное варьирование методов и организационных форм обучения, гибкость методики.

Необходимо различать понятия «индивидуализация» и «индивидуальный подход». Индивидуализация обучения — это один из основных принципов обучения в общей системе организации учебного процесса, а индивидуальный подход, хотя и признается тоже как принцип обучения, имеет направленность на конкретного учащегося и предполагает значение и учет интересов, склонностей и уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика. На уроке — это внимание учителя к каждому учащемуся, помощь индивидуального характера, вопросы и задания, учитывающие индивидуальные возможности и недочеты в знаниях, то есть является одной из составляющих принципа индивидуализации. [10]

В условиях коллективных форм обучения индивидуальный подход при обучении базируется на учете особенностей родных языков учащихся, на взаимодействии учителя и учащегося, приобретает особую значимость. Следует отталкиваться от понятия, что индивидуальное обучение — это форма организации учебных занятий с отдельным учеником, вне классного коллектива (используется в домашнем обучении, в условиях репетиторства, а в современной школе — в системе занятий с отстающими). Такая индивидуализация обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в заданиях и методических указаниях к самостоятельной работе с книгой, в совместном с учителем выполнении упражнений и т. п.

Реализация принципа индивидуализации в аудитории также предполагает самостоятельную работу учащихся. В таком случае индивидуализированную форму обучения в аудиторных условиях можно рассматривать как самостоятельную работу учащихся в присутствии преподавателя, и эта работа будет иметь свои особенности: при возникновении каких-либо вопросов и неясностей учащийся, скорее всего, обратится за помощью к своему преподавателю.

Некоторые исследователи предлагают для каждого студента в начале семестра или учебного года составлять график самостоятельной работы, а выполнение контролировать в дальнейшем преподавании данной дисциплины. График помогает в случае необходимости индивидуализировать задания для наиболее слабых и наиболее сильных учащихся, что отражается в отдельной графе «индивидуальное задание». Таким образом, самостоятельная работа может быть интегрирована с другими формами работы, с индивидуализацией обучения.

В литературе по общей методике обучения, предлагаемые формы индивидуальной работы могут быть объединены в три группы:

Дополнительные занятия во внеаудиторное время с учетом того, что трудно усваивается или пропущено учащимися, или с учетом того, что интересует данного учащегося, но выходит за рамки планируемого материала;

Дополнительные индивидуальные задания, которые даются учащемуся в зависимости от его индивидуальных ошибок;

Работа во время аудиторных занятий, когда преподаватель, зная ошибку каждого учащегося, специально обращает его внимание на неусвоенное.

В связи с этим необходимо, чтобы преподаватель, кроме выработки стратегии и тактики индивидуализированного обучения, научил студентов соотносить на каждом этапе обучения уровень владения тем или иным видом речевой деятельности с требованиями программы, учитывал, каковы результаты работы, ее перспективы, трудности и пути их преодоления. Правильная самооценка, которая, как правило, совершенно не сформирована у учащихся, очень важна для реализации индивидуализированной модели обучения.

В. Г. Костомаров и О. Д. Митрофанова указывают, что идея индивидуализации обучения приобретает в настоящее время все большее значение. «При этом в центре внимания оказывается сам субъект деятельности — учащийся с его потребностями и интересами…» [5]

В первое время исследователи, занимающиеся проблемами индивидуализации обучения, основной своей целью ставили необходимость повышения успеваемости. В этом присутствовала большая степень в ориентации на слабых и среднеуспевающих учащихся, усиление их интереса к изучению иностранного языка. Но в дальнейшем, наряду с положением о повышении успеваемости, важность которого, естественно, не подлежала сомнению, получило развитие новое направление исследований, уделяющее в индивидуализации обучения особое место развитию, воспитанию познавательной активности и самостоятельности учащихся, стремление преобразовать и усовершенствовать структуру интеллекта обучаемых, развитию способностей, что в целом должно привести к интенсификации учебного процесса.

В ряде работ находим утверждение о том, что индивидуализация является составной частью процесса оптимизации, что это близкие понятия, хотя и не тождественные. Так Ю. К. Бабанский указывает: раньше считали, что оптимизация индентична индивидуализации обучения, так как только обучение, учитывающее индивидуальные особенности учеников, может за кротчайшее время привести к максимально возможным результатам. Таким образом, в связи с возросшей необходимостью оптимизировать обучение РКИ на подготовительных курсах возникают новые педагогические технологии, среди которых и находится индивидуализация. [2]

Итак, индивидуализация обучения приводит к увеличению количества прорабатываемого на занятиях материала и обеспечению прочности его усвоения за единицу времени за счет разработки новых приёмов и способов обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых, а также специальным образом организованного учебного материала.

 

Литература:

 

  1.                Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка англо-говорящим и франко-говорящим. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 384 с.
  2.                Бабанский Ю. К. Педагогика М.: Просвещение, 1983.560с.
  3.                Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
  4.                Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. М.: Высшая школа, 1991. 383 с.
  5.                Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 270 с.
  6.                Мотина Е. И. Фонетика — аспект преподавания русского языка как иностранного.// Фонетика в системе языка тезисы ll международного симпозиума МАПРЯЛ М.: РУДН. 1996. 334 с.
  7.                Николаева А. М. Дис.канд. пед наук Индивидуальный подход в обучении неродным языкам. М.1999. 191 с.
  8.                Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Высш. школа, 1979. 256 с.
  9.                Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
  10.            Погодин А. И. Индивидуализация при обучении иностранных студентов лексике русского языка: Дис. … канд. пед наук.М.1996. 195 с.
  11.            Совсун Г. В. Методика преподавания русского языка иностранцам: обучение произношению. М.: Издательство Университета дружбы народов им. П.Лумумбы, 1976. 81 с.
  12.            Сорокина Е. В. Коррекция Слухопроизносительных навыков у иностранных учащихся //Теория и практика преподавания русского языка иностранным учащимся в вузе. Тезисы докладов на межвузовском научно-практическом семинаре. М: МГИМО, 1997. с.77.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуализации обучения, принцип индивидуализации, Понятие индивидуализации обучения, учебного процесса, принципа индивидуализации, средством индивидуализации обучения, преподавания русского языка, индивидуализации процесса обучения, идея индивидуализации обучения, проблемами индивидуализации обучения, индентична индивидуализации обучения, индивидуализированного обучения, форм обучения, самостоятельную работу учащихся, Похожая статья, Индивидуализация обучения —, системы индивидуализации, принципа индивидуализации в аудитории, индивидуализация обучения, Принцип индивидуализации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос