Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.11.2015

Статья просмотрена: 4265 раз

Библиографическое описание:

Уварова, И. А. Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых / И. А. Уварова, В. В. Сорочан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 631-633. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23440/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

В статье анализируются особенности назначения и проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых; рассматриваются последствия, которые могут возникнуть в случае необходимого ее проведения.

Ключевые слова: судебная экспертиза, несовершеннолетний, подозреваемый, эксперт-психолог, заключение эксперта.

 

Судебно-психологическая экспертиза как один из основных видов судебных экспертиз, применяется в следственно-судебной практике для проведения исследований с привлечением специалистов в области психологии и психиатрии, с целью составления заключения, которое будет выступать в качестве доказательств по уголовному делу с участием несовершеннолетних подозреваемых.

Производство судебно-психологической экспертизы осуществляется в пределах ее научной компетенции и в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства.

Статистический анализ преступности за 2014 г. показывает, что из 2190578 зарегистрированных преступлений 59549 совершено несовершеннолетними или с их участием [1], а в январе — сентябре 2015 г. из общего числа совершенных преступлений 1777938, несовершеннолетними совершено — 41236 преступлений [2].

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить «… психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве».

Основная задача судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых состоит в исследовании способности подростков, имеющих признаки умственной отсталости, не связанной с душевными заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

Поэтому проблема возрастной специфики психических заболеваний актуальна как для общей, так и для судебной психиатрии [3, c. 3, 9].

Основным принципом судебно-психологической экспертизы является направленность исследования на анализ содержания и структуры конкретных поступков несовершеннолетних подозреваемых или отражения явлений действительности. Всестороннее и полное расследование и судебное разбирательство уголовных дел включает в себя изучение и анализ психологических механизмов поведения людей, в частности, степени его осознанности. Если же психологические вопросы не могут быть решены на основе профессионального и жизненного опыта следователя, то возникает потребность в проведении судебно-психологической экспертизы.

Изучение особенностей психических расстройств в детском возрасте, начавшееся в конце прошлого столетия, привело к оформлению детской психиатрии в самостоятельную научную дисциплину, способствовало разрешению ряда основных клинических, организационных и лечебно-профилактических вопросов.

Одной из таких проблем на сегодня является психиатрия подростково-юношеского возраста, которой до недавнего времени уделялось незаслуженно мало внимания.

Для экспертной оценки способности несовершеннолетних подозреваемых полностью сознавать значение своих действий и руководить ими, необходимо исследовать состояния их интеллектуального (умственного) развития. Задержка в развитии психиатрии подростково-юношеского возраста, остро ощутимая в настоящее время в связи с потребностями практики, связана с рядом обстоятельств, основное место среди которых занимают чрезвычайная сложность, психопатология, чистота поведенческих нарушений и трудности работы с этим контингентом.

Для следственной, судебной и экспертной практики важно, что в основе отставания подростка в психическом развитии лежат различные причины, ни одна из которых не определяет отставание как обязательный результат, но и не должна оставаться без внимания при оценке процесса и состояния психического развития несовершеннолетнего.

В тех случаях, когда в распоряжении следователя имеются данные о том, что подросток перестал учиться в школе или вообще не посещал ее, неоднократно оставался на второй год, можно предположить, что он отстает от сверстников в психическом развитии. В этом случае рекомендуется назначить судебно-психологическую экспертизу и проведенная ранее судебно-психиатрическая экспертиза признала подростка психически здоровым [4, c. 152].

Самый первый опыт проведения судебно-психологической экспертизы в России был в 1883 году и назывался экспертизой чувств и впечатлений, автором, которого был известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони [5].

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические проявления несовершеннолетнего подозреваемого, которые выходят за пределы нормального поведения. С помощью указанной экспертизы можно получить данные, которые позволяют понять и оценить особенности психической деятельности и проявления подростка, которые имеют значение для выводов правового характера и способствуют правильной оценке показаний подозреваемых и обвиняемых в случаях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности.

В качестве предмета судебно-психологической экспертизы рассматриваются возможности допрашиваемого несовершеннолетнего лица воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, которые подлежат доказыванию.

На практике следователь часто сталкивается с тем, что несовершеннолетние искажают или изменяют показания, что приводит к определенным трудностям в процессе расследования преступлений. В таких случаях заключения экспертов-психологов используются для оценки показаний.

Отказ от проведения подобной экспертизы может привести к утрате доказательств и к тому, что преступление будет не раскрыто, а виновные лица не будут наказаны.

Не редко следователь сталкивается с личностной незрелостью несовершеннолетних, что затрудняет решение вопроса о способности несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

При этом поводами для назначения судебно-психологической экспертизы могут служить данные о неблагоприятных условиях воспитания несовершеннолетнего или сомнения в его достаточной личностной зрелости, основанное на анализе целей, мотивов, обстоятельств совершения преступления.

Так, например, при расследовании наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде, подлежат установлению уровень психического развития несовершеннолетнего, наличие либо отсутствие у него отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, а также способность подростка в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими [6, c. 146; 7, с. 24]

При расследовании преступлений, участниками которых являются несовершеннолетние, следователь ставит на разрешение судебно-психологической экспертизы следующие вопросы:

1)   имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, и если да, то в чем они выражаются?

2)   учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

3)   учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Проведение судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего подозреваемого направлено не на установление общей способности или неспособности сознавать значение своих действий и руководить ими, а на установление конкретных действий, совершаемых в конкретных условиях [8, c. 7; 9, с. 169].

Обязательной составляющей экспертного исследования является сопоставление данных о состоянии и особенностях психического развития подростка с результатами анализа ситуации и поведения испытуемого подростка.

Проводя исследование, эксперт должен сформулировать окончательные выводы по каждому вопросу, точно придерживаясь их содержания. Ответ на вопрос «Имеются ли у несовершеннолетних признаки отставания в психическом развитии, и если да, то в чем они выражаются?» должен содержать утверждение или отрицание наличия признаков отставания в психическом развитии у несовершеннолетнего. При ответе на второй вопрос тоже должен быть только положительный или отрицательный ответ. Эксперт-психолог должен сделать вывод о том, мог ли подросток полностью сознавать значение своих действий. При ответе на третий вопрос, эксперт должен установить, в какой мере несовершеннолетний мог руководить своими действиями:

        мог руководить своими действиями в полной мере;

        мог руководить своими действиями не в полной мере;

        не мог руководить своими действиями.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего подозреваемого представляет собой один из наиболее сложных видов экспертного исследования, для стандартизации и выработки единых общепринятых критериев которого необходима серьезная работа. Вместе с тем, развитие правовой политики по отношению к несовершеннолетним позволяет надеяться на введение в России, системы ювенальной юстиции, которая предусматривает использование не только принципа разумения, но и принципа воспитуемости. А это повлечет за собой постановку новых вопросов к экспертам-психологам и необходимость новых методологических разработок.

 

Литература:

 

  1. Состояние преступности в России за 2014 г. // https://mvd.ru/upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf (дата обращения: 09.11.2015).
  2. Состояние преступности в России за январь-сентябрь 2015 г. // https://mvd.ru/upload/site1/document_file/ 54smsjtH8L.pdf (дата обращения: 09.11.2015).
  3. Гурьева В. А. Актуальные вопросы экспертизы несовершеннолетних. М., 2003. С. 3, 9.
  4. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Юридическая литература, 1988. С. 152.
  5. Габидуллова Э. Р., Камалиева Л. А. Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Вопросы современной юриспруденции: сборник статей по материалам XXXVI международной научно-практической конференции. (21 апреля 2014 г.) // http://sibac.info/14476 (дата обращения: 09.11.2015).
  6. Уварова И. А. Выявление и расследование наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде / И. А. Уварова; под общ. ред. П. П. Сергуна; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации», Поволжский (г. Саратов) юридический ин-т (фил.). Москва, 2011. С. 146
  7. Уварова И. А.Выявление и расследование наркопреступлений, совершаемых в молодёжной и подростковой среде. Автореф. дис… канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 24.
  8. Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977. С. 117.
  9. Уварова И. А. Методика расследования преступлений против жизни и здоровья: проблемы теории и практики. М., 2015. С. 169.
Основные термины (генерируются автоматически): судебно-психологическая экспертиза, психическое развитие, действие, подозреваемый, полная мера, какая мера, подростково-юношеский возраст, проведение, Россия, судебная экспертиза.


Ключевые слова

несовершеннолетний, подозреваемый, судебная экспертиза, эксперт-психолог, заключение эксперта., заключение эксперта

Похожие статьи

История развития судебной экспертизы и судебно-экспертных...

Основные термины (генерируются автоматически): судебная экспертиза, Россия, Российская Федерация, судебная медицина, Российская Империя, Петербург

Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых.

Особенности назначения и производства судебно-медицинской...

Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых. История развития судебной экспертизы и судебно-экспертных учреждений России.

Некоторые проблемы организации и проведения судебных...

В статье рассматриваются некоторые проблемы организации и проведения судебно-психиатрических экспертиз, при расследовании уголовных дел. Ключевые слова: обвиняемый, судебная экспертиза, принудительные меры медицинского характера.

О целесообразности участия эксперта-психиатра на этапе...

Так, судебно-психиатрическая экспертиза (далее — СПЭ) проводится в случае, если есть необходимость определить: психическое состояние подозреваемого, обвиняемого...

Особенности допроса несовершеннолетнего | Статья в журнале...

Специальность 12.00.09 — Уголовный процесс; Криминалистика и судебные экспертиза; Оперативно-розыскная деятельность / И. С. Кошелева; Науч

Основные термины (генерируются автоматически): законный представитель, психическое состояние, подозреваемый, психолог.

Криминалистические и психологические аспекты деятельности...

Криминалистические и психологические аспекты деятельности судебного эксперта. Автор: Тхакохов Аслан Альбертович.

Уровневый принцип не в полной мере отражает внутреннюю, содержательную структуру мыслительного процесса и является лишь усложненным вариантом...

Структура заключений судебно-психиатрической экспертизы лиц...

Библиографическое описание: Сартин К. А. Структура заключений судебно-психиатрической экспертизы лиц пенсионного возраста по

Егоров Д. Б., Санников А. Г. Технология автоматизированного мониторинга общественно опасных действий психически больных лиц и...

Специфика производства отдельных следственных действий по...

Их участие признается обязательным и в том случае, если подозреваемый (обвиняемый) достиг шестнадцатилетнего возраста, но отстает в психическом развитии либо у него имеет психическое

Отменяя данный судебный акт, суд апелляционной инстанции учел, что на...

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого...

Ключевые слова: допрос, подозреваемый, несовершеннолетний, личность, следственное действие.

несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия. В результате выполнения всех требований и рекомендаций, получается полная картина о...

Похожие статьи

История развития судебной экспертизы и судебно-экспертных...

Основные термины (генерируются автоматически): судебная экспертиза, Россия, Российская Федерация, судебная медицина, Российская Империя, Петербург

Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых.

Особенности назначения и производства судебно-медицинской...

Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых. История развития судебной экспертизы и судебно-экспертных учреждений России.

Некоторые проблемы организации и проведения судебных...

В статье рассматриваются некоторые проблемы организации и проведения судебно-психиатрических экспертиз, при расследовании уголовных дел. Ключевые слова: обвиняемый, судебная экспертиза, принудительные меры медицинского характера.

О целесообразности участия эксперта-психиатра на этапе...

Так, судебно-психиатрическая экспертиза (далее — СПЭ) проводится в случае, если есть необходимость определить: психическое состояние подозреваемого, обвиняемого...

Особенности допроса несовершеннолетнего | Статья в журнале...

Специальность 12.00.09 — Уголовный процесс; Криминалистика и судебные экспертиза; Оперативно-розыскная деятельность / И. С. Кошелева; Науч

Основные термины (генерируются автоматически): законный представитель, психическое состояние, подозреваемый, психолог.

Криминалистические и психологические аспекты деятельности...

Криминалистические и психологические аспекты деятельности судебного эксперта. Автор: Тхакохов Аслан Альбертович.

Уровневый принцип не в полной мере отражает внутреннюю, содержательную структуру мыслительного процесса и является лишь усложненным вариантом...

Структура заключений судебно-психиатрической экспертизы лиц...

Библиографическое описание: Сартин К. А. Структура заключений судебно-психиатрической экспертизы лиц пенсионного возраста по

Егоров Д. Б., Санников А. Г. Технология автоматизированного мониторинга общественно опасных действий психически больных лиц и...

Специфика производства отдельных следственных действий по...

Их участие признается обязательным и в том случае, если подозреваемый (обвиняемый) достиг шестнадцатилетнего возраста, но отстает в психическом развитии либо у него имеет психическое

Отменяя данный судебный акт, суд апелляционной инстанции учел, что на...

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого...

Ключевые слова: допрос, подозреваемый, несовершеннолетний, личность, следственное действие.

несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия. В результате выполнения всех требований и рекомендаций, получается полная картина о...

Задать вопрос