ОБЖ как одно из направлений подготовки воспитанников с умеренной умственной отсталостью к туристической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 14.11.2015

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Кабанченко В. Б. ОБЖ как одно из направлений подготовки воспитанников с умеренной умственной отсталостью к туристической деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 798-800. — URL https://moluch.ru/archive/102/23337/ (дата обращения: 23.10.2018).



 

О том, что пешеходный туризм является весьма перспективной формой социализации, обучения и воспитания, коррекции для детей со сложной структурой дефекта сказано немало. Он решает ряд жизненно важных задач — это и активное взаимодействие с окружающей средой, и овладение детьми знаниями, умениями и навыками, достигнутыми ими, и коррекция потребностно-мотивационной сферы воспитанников, и обучение поведению в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. В других условиях быта, в другой атмосфере меняется поведение, а это необходимо видеть и знать педагогам, работающими с детьми. Очень обширную и значимую часть пешеходного туризма составляет ОБЖ и противопожарная безопасность, тем более, если речь идет о пешеходном туризме с детьми с ОВЗ. Во многих источниках по ОБЖ изложены различные правила, требования лишь для организаторов и сопровождающих детей лиц, но это крайне не достаточно для проведения туристических мероприятий с детьми с ОВЗ. Воспитанник сам должен знать и иметь определенные навыки безопасного пребывания в туристическом походе.

Одним весьма важным направлением подготовки к туристической деятельности является ОБЖ. Поэтому прежде чем заняться пешеходным туризмом воспитанники проходят необходимую подготовку.

Она состоит из нескольких этапов:

I этап — теоретический.

Он включает в себя проведение различных мастер-классов, целью которых являются приобретение воспитанниками теоретических знаний, связанных с безопасным поведением в походных условиях.

II этап представляет собой практическую деятельность на территории ДДИ, на нем воспитанники приобретают необходимые навыки и умения на основе полученных теоретических знаний на знакомой территории.

III этап — это сам поход, в котором воспитанники, непосредственно в лесу, используют свои знания и умения, происходит так называемый перенос навыков в другую среду обитания (лес).

IV заключительный этап — это туристический слет. На нем воспитанники уже в соревновательной форме показывают свои знания, умения и навыки. Что является очень мощным мотивационным компонентом.

В статье хочу подробно остановиться на проведении мастер-класса по теме «Правила разведение костра».

Цель занятия:

Способствовать формированию понятий и определенных знаний, необходимых для разведения костра в походных условиях и последующей работы с ним.

Задачи:

          ознакомить воспитанников с понятием костра, с требованиями выбора для размещения его на биваке;

          формировать умения и навыки для работы с костром;

          развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

          способствовать развитию логического мышления, памяти и внимания.

Используемое оборудование:

Плакаты с рисунками различных типов костров, плакаты о правилах пожарной безопасности в лесу, плакат с рисунком «Подготовка кострища, снятие дерна».

План занятия:

  1.                Подготовительная часть.
  2.                Основная часть.
  3.                Объяснение нового материала:

          понятие костра,

          правила выбора места под костер и оборудование кострища,

          правила разжигания костра,

          типы костров.

  1.      Закрепление нового материала
  2.      Заключительная часть.

В ходе занятия воспитанникам объяснялось, что костер — это приспособление для согревания туристов, приготовления еды и сушки промокшей одежды. Костер — это кухня, столовая, гостиная. Это сухая одежда и горячая вода, защита от гнуса. Это место общения, тепло и уют, ни один поход не обходится без костра. Костер — надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем; он может стать хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно. Костер потенциально опасен, и нельзя об этом забывать. (Воспитанники рассматривают плакаты с изображением костров).

С чего же начинается костер? С места. (Воспитанникам предлагается рассмотреть несколько рисунков с кострами и ответить на вопросы, правильно ли они расположены). По результатам ответов делается вывод, что костер должен быть расположен ни высоко — ни низко, ни далеко, но и ни близко. Он должен освещать по возможности все палатки, дым должен разгонять комаров на всей стоянке, а тепла должно быть достаточно на всех членов группы. Но плохо, если искры от костра, не успев «погаснуть на лету», достигнут палатки. Нехорошо, если дым будет душить не только комаров, но и людей. (Объяснение сопровождается показом на плакате).

Площадка под костер выбирается на открытом месте (нельзя разводить костер под деревьями, особенно высохшими, огонь может поджечь нижние сухие ветки. Нельзя разводить костер и на открытых корнях деревьев, а также ближе, чем в 5–6 метрах от кустарника. Не нужно разводить костер в молодых хвойных посадках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом или высокой травой. По ним огонь распространяется с большой скоростью; нельзя жечь костры на вырубках и торфяниках, даже основательно погашенный, залитый водой костер может незаметно тлеть длительное время в толще торфа и привести к большому пожару.

Площадку для костра выбирают на защищенном от ветра месте, например под склоном оврага или густого леса; в поле или на сухих почвах костер следует разводить в небольших ямках. Когда это, возможно, используют старое кострище, чтобы лишний раз не наносить вред природе выжигая траву и плодородный слой почвы.

Необходимо расчистить место под будущее кострище. Расчищают в радиусе 1,5 метров. Весной — от опавшей хвои, листвы, сухих веток, зимой — от снега. Иногда, перед разведением костра, необходимо снять дерн.

Далее воспитанникам объясняется алгоритм разведения костра, опираясь на плакаты, рассказывается, что костры делят по типу на дымовые (для сигнализации, отпугивания комаров и гнуса), жаровые (для приготовления пищи, просушивания вещей, обогрева людей), пламенные (для освещения бивака, приготовления пищи, просушивания вещей, обогрева людей).

Существует также несколько основных типов костров по их конструкции. (Обращается внимание воспитанников на плакаты с изображением различных типов костров по способу укладки:

        шалаш

        колодец

        звездный

        нодья

Для закрепления нового материала воспитанникам предлагаются ответить на вопросы

Что такое костер? Почему место под костер выбирают на защищенном от ветра месте? Как называется тип костра, предназначенный для ночевки в полевых условиях зимой?

При подведении итогов воспитанникам предлагается домашнее задание: нарисовать на альбомном листе, какой-либо один тип костра.

После проведения викторины на тему о кострах, их типах, порядке выбора места костра, воспитанникам предлагается перейти к практической деятельности. Для этого, на площадке ДДИ, заранее подготавливается все необходимое для имитации розжига. (Лопатка, хворост, береста, сухие ветки). Каждый из воспитанников должен самостоятельно подготовить кострище и заложить хворост для розжига. При выполнении этого задания воспитанник комментирует свои действия, основываясь на теоретические знания, полученные на предыдущем мастер-классе. После того, как все воспитанники выполнили задание, проводилась работа над ошибками. Каждому воспитаннику давались конкретные рекомендации.

Основные термины (генерируются автоматически): костер, воспитанник, пешеходный туризм, практическая деятельность, III, просушивание вещей, приготовление пищи, обогрев людей, закрепление нового материала, различный тип костров.


Похожие статьи

Туристско-краеведческие игры в школе и на местности как форма...

Путешествуя и изучая окружающий мир, школьники практически отрабатывают важнейшие умения и навыки по различным предметам

Костер объединяет и согревает людей.

Во время приготовления обеда и подведения итогов игры необходимо чем-то занять участников.

Кружковая деятельность как метод формирования умений...

организовать правильно лагерь, разбить костер, приготовить пищу, организовать ночлег, обсушиться и т.д.

Формировать детский коллектив и оздоровительную активную деятельность в природе. Нами уже отобраны материалы по автономному выживанию человека в природе и...

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации...

Включение «нового» знания в систему знаний. На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях (вариативно...

Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской...

людей). Процесс формирования умений и навыков безопасного поведения во многом зависит от личностных и возрастных особенностей учащихся.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения личной...

Общие требования технической эстетики к объектам...

Такова красота ювелирных изделий, тканей, декоративной керамики и других вещей, форму, материал, фактуру, цвет и другие свойства, которых художник

Деятельность художника-конструктора распространяется от изделий часто технических, до декоративно-прикладных.

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Основная цель создания рекламного тура — знакомство с новым туристическим пакетом, отличающим

Утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года в целях

 законодательная унификация требований к деятельности гидов, экскурсоводов...

Формирование цены туристического продукта | Статья в журнале...

Например, для групп в 15–20, 21–25 и 26–30 человек соответственно устанавливаются три

Виды комиссионного вознаграждения в туризме: - комиссия для туроператоров, которые

В практике деятельности российских фирм эти расходы относятся, как правило, на их счет и...

Применение активных методов обучения на занятиях по...

Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.

методы формирования новых знаний и способов деятельности.

Кейс-метод как инструмент соединения основного...

III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013).

Именно поэтому мы создали в школе различные объединения учащихся: «Клуб юных математиков»

межпредмедметных, требующих практической деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Туристско-краеведческие игры в школе и на местности как форма...

Путешествуя и изучая окружающий мир, школьники практически отрабатывают важнейшие умения и навыки по различным предметам

Костер объединяет и согревает людей.

Во время приготовления обеда и подведения итогов игры необходимо чем-то занять участников.

Кружковая деятельность как метод формирования умений...

организовать правильно лагерь, разбить костер, приготовить пищу, организовать ночлег, обсушиться и т.д.

Формировать детский коллектив и оздоровительную активную деятельность в природе. Нами уже отобраны материалы по автономному выживанию человека в природе и...

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации...

Включение «нового» знания в систему знаний. На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях (вариативно...

Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской...

людей). Процесс формирования умений и навыков безопасного поведения во многом зависит от личностных и возрастных особенностей учащихся.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения личной...

Общие требования технической эстетики к объектам...

Такова красота ювелирных изделий, тканей, декоративной керамики и других вещей, форму, материал, фактуру, цвет и другие свойства, которых художник

Деятельность художника-конструктора распространяется от изделий часто технических, до декоративно-прикладных.

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Основная цель создания рекламного тура — знакомство с новым туристическим пакетом, отличающим

Утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года в целях

 законодательная унификация требований к деятельности гидов, экскурсоводов...

Формирование цены туристического продукта | Статья в журнале...

Например, для групп в 15–20, 21–25 и 26–30 человек соответственно устанавливаются три

Виды комиссионного вознаграждения в туризме: - комиссия для туроператоров, которые

В практике деятельности российских фирм эти расходы относятся, как правило, на их счет и...

Применение активных методов обучения на занятиях по...

Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.

методы формирования новых знаний и способов деятельности.

Кейс-метод как инструмент соединения основного...

III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013).

Именно поэтому мы создали в школе различные объединения учащихся: «Клуб юных математиков»

межпредмедметных, требующих практической деятельности

Задать вопрос