Особенности профессиональной компетентности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 12.11.2015

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Дубцова М. В. Особенности профессиональной компетентности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 779-780. — URL https://moluch.ru/archive/102/23250/ (дата обращения: 21.10.2018).



 

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

В чем же сущность понятия «профессиональная компетентность». Многие педагоги занимались изучением понятия «компетентность» (И. В. Гришина, Ю. В. Подзюбанова, О. М. Атласова, Т. Н. Гущина, Н. В. Кузьмина и др.). Они выявили, что «компетентность» включает в себя опыт педагога; наличие необходимых знаний, наличие педагогических умений, алгоритмов решения; способность к принятию решений; компетентность понимается также как «сплав знаний, умений и навыков», «показатель готовности к профессиональной деятельности».

Э. М. Никитин считает, что профессиональная компетентность это готовность специалиста выполнять свои профессиональные функции в соответствии с принятыми в мире стандартами и нормами.

А. И. Панарин рассматривает ее как систему конструктивных, организационных и коммуникативных умений и возможность применять эти умения в своей деятельности.

По мнению Т. И. Шамовой профессиональная компетентность — это наличие у специалиста профессиональных знаний и умений в его деятельности.

Г. Н. Сериков считает, что профессиональная компетентность является особой характеристикой квалификации специалиста включающие в себя знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицина под компетентностью понимают интегральную характеристику человека, определяющую его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Таким образом, сущность понятия профессиональная компетентность заключается в готовности и способности специалиста применять полученные знания и умения в условиях реальной профессиональной деятельности. Важной особенностью компетентности является ее тесная связь с личностными особенностями человека, его ценностями и возможностями. Выделяют несколько видов профессиональной компетентности.

Зарубежный исследователь Дж.С. Старк делит компетентности на ключевые (базовые) и специальные. Ключевые компетентности — это сформированность начального уровня способности к профессиональной деятельности, а специальные компетентности развиваются при помощи накопления профессионального опыта и с помощью самообразования специалиста.

Отечественные исследователи выделяют следующие виды компетентностей. Так, Г. Е. Поторочина — интеркультурную компетентность, А. А. Узденова информационно-компьютерную, Е. М. Алифанова коммуникативную компетентность, С. К. Багадирова методологическую, Т. М. Матвеева предпринимательскую, Л. Г. Бобкова профессиональную компетентность учителя, Н. А. Бессмертная, Г. М. Марченко профессиональную компетентность, С. Н. Рягин профильную компетентность и др.

Рассмотрим структуру профессиональной компетентности заместителя заведующего по ВМР дошкольного образовательного учреждения. Согласно исследованиям В. А. Козырева, А. П. Тряпициной, Н. Ф. Радионовой профессиональная компетентность рассматривается как совокупность базовой, ключевой и специальной компетентностей.

Базовые компетентности необходимы для построения профессиональной педагогической деятельности методиста в современном меняющемся мире.

Ключевые компетентности позволяют решать профессиональные задачи на основе коммуникации, информации, социальных основ поведения в обществе.

Специальные компетентности направленны на реализацию базовых и ключевых компетентностей заместителем заведующего по ВМР в дошкольном образовательном учреждении.

Проведенный анализ теоретических исследований по обозначенной проблеме позволил определить сущность профессиональной компетентности заместителя заведующего по ВМР, готового к организации методического сопровождения.

Профессиональную компетентность заместителя заведующего по ВМР можно повышать за счет самоанализа, как возможности изучения готовности методиста решать профессионально — методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя ДОУ и самоанализа, как возможности изучения обогащения профессиональной компетентности заместителя заведующего по ВМР.

Она может рассматриваться как интегральная характеристика специалиста, определяющая его способность решать профессионально-методические задачи оказания систематической целенаправленной дифференцированной помощи и поддержки каждому педагогу ДОО в реальных ситуациях его профессиональной деятельности, с использованием методистом своих знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Чем целостнее научно-методическая среда в ДОО, тем быстрее и эффективнее будет происходить процесс становления нововведений. Управленческая компетентность руководителя выражается в активной исследовательской позиции к сфере деятельности, которой он занимается, постоянно рефлексируя свое поведение и действия, их эффективность [3, с. 154].

Итак, в результате анализа было установлено, что существует множество определений профессиональной компетентности человека, однако в рамках данного исследования сущность понятия профессиональна компетентность понимается как интегральная характеристика человека, определяющая его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

 

Литература:

 

  1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / Красноярск: Красноярск ГУ. 1998. 309 с.
  2. Атласова О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: Автореф. Дисс...канд.пед.наук -СПб. 1995. 18 с.
  3. Дыбина О. В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя дошкольной образовательной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2–1 (32–1). С. 154–160.
  4. Шамова Г. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для Вузов. М.:Гумм. Издательский центр ВЛАДОС. 2001. 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность заместителя заведующего, компетентность, жизненный опыт, дошкольное образовательное учреждение, использование знаний, интегральная характеристика человека, знание, умение.


Похожие статьи

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Роль профессиональной компетентности педагога...

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности: функционально-деятельностный, аксиологический, универсальный, личностно-деятельностный, акмеологический.

О профессиональной компетентности учителя

профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, знание, умение, Профессиональная компетентность учителя, общекультурная компетентность, компетентность, форма исполнения...

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

На основании этого утверждения мы считаем необходимым использование понятие «жизненная компетентность», под которым понимается интегральная характеристика...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность, умение, педагогическая деятельность, знание, критерий компетентности...

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Функциональная или профессиональная компетентность. Характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать.

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, подход, профессиональная деятельность, исследовательская компетентность учителя, качество, знание, умение, будущий учитель...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Роль профессиональной компетентности педагога...

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности: функционально-деятельностный, аксиологический, универсальный, личностно-деятельностный, акмеологический.

О профессиональной компетентности учителя

профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, знание, умение, Профессиональная компетентность учителя, общекультурная компетентность, компетентность, форма исполнения...

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

На основании этого утверждения мы считаем необходимым использование понятие «жизненная компетентность», под которым понимается интегральная характеристика...

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность, умение, педагогическая деятельность, знание, критерий компетентности...

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Функциональная или профессиональная компетентность. Характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать.

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, подход, профессиональная деятельность, исследовательская компетентность учителя, качество, знание, умение, будущий учитель...

Задать вопрос