Особенности литературных предпочтений студентов с разными копинг-стратегиями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Щелина С. О., Кравцова Е. Е. Особенности литературных предпочтений студентов с разными копинг-стратегиями // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 163-167. — URL https://moluch.ru/archive/102/23249/ (дата обращения: 25.06.2018).

 

Человек на протяжении жизни подвергается различным стрессовым факторам, начиная с самого раннего возраста, когда любое изменение становится причиной для стресса (новые люди, новые условия жизни и т.д.). В связи с тем, как человек учится адаптироваться в новой среде, наблюдая за родственниками, значимыми взрослыми и прочими окружающими его людьми, у него вырабатываются свои способы преодоления стресса, которые ему помогают продуктивно адаптироваться к сложившейся ситуации или же нет. В юношеском возрасте, когда человек погружается в бурю разнообразных кризисов, особенно важно то, как он будет справляться в ситуации стресса, т.к. неадаптивные способы совладания со стрессом могут привести к не очень приятным последствиям, а закрепившись, негативно повлиять на него в будущей взрослой жизни.

Одним из довольно интересных способов борьбы со стрессом является чтение книг. Ведь именно книги позволяют человеку отключиться от всех своих злободневных переживаний и погрузиться в пучину другой истории, жизни где мир, как говорится, «интересней, чем вам кажется».

На сегодняшний день прилавки магазинов и интернет-сайты забиты различными видами литературы: от детской до 18+, относящейся к разным жанрам: от сказок для малышей до постапокалиптических драм и популярных любовных романов, эдаких сказок для взрослых. Это говорит о том, что люди, не смотря на засилие отупляющих пабликов в социальных сетях и большого места телевидения в нашей жизни, по-прежнему любят читать, и это позволяет развиваться литературе.

Как показывают наблюдения, люди читают везде: в учебных заведениях на перемене (а некоторые и во время занятий), по дороге на работу в общественном транспорте, в поездах и самолетах, на природе на отдыхе и, конечно же, дома. Все чаще среди читающих людей мы можем заметить много молодых людей, школьников или студентов. Интересно, что же им сегодня интересно читать? И может ли то, как молодой человек обычно борется со стрессом, влиять на его литературные предпочтения? Этому и будет посвящено данное исследование.

Участие в данном исследовании приняли 68 студентов 3 курса очной формы обучения психолого-педагогического факультета АФ ННГУ им. Лобачевского в составе 7 юношей и 61 девушки. Студентам было предложено пройти методику для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хейма и ответить на ряд вопросов, посвященных их литературным предпочтениям.

Первым этапом данного исследования было изучение стратегий совладания со стрессом у студентов третьего курса.

Рис. 1. Показатели копинг-стратегий студентов 3 курса

 

Рис. 2. Показатели копинг-стратегий студентов 3 курса (детальный анализ)

 

В результате проведения методики Э. Хейма были получены следующие результаты: 49 % студентов в стрессовых ситуациях пользуются адаптивными копинг-стратегиями, 22 % студентов — неадаптивными и 29 % — относительно адаптивными копинг-стратегиями, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. В целом, это говорит о том, что большинство студентов третьего курса в стрессе ведут себя достаточно конструктивно и адекватно ситуации, а также стараются как можно лучше и продуктивнее решить проблемы, с которыми им предстояло или предстоит столкнуться. Об этом также говорят, при детальном рассмотрении, большой показатель копинг-стратегий оптимизм (59 %), а также сотрудничество (18 %), придача смысла (18 %) и отвлечение (19 %). Это значит, что студенты готовы при любых обстоятельствах искать положительные моменты, идти на сотрудничество с теми же преподавателями, если дело касается учебы, а также находить смысл в том, что они делают и не забыть отвлечься, чтобы передохнуть, в том числе и с книгой.

Еще необходимо отметить, что третий курс является одним из сложных при прохождении обучения в ВУЗе, который является экватором, неким рубежом, который нужно пройти каждому. В данный период у третьекурсников появляются новые заботы в качестве более углубленных профессиональных предметов, новых требований к ним, как к старшим, а также на этом курсе студенты чаще всего задумываются о том, правильно ли он выбрал направление, которым он хочет заниматься и хватит ли у него сил продолжить далее обучение. Большая часть студентов с этим успешно справляется, а некоторые из оставшихся находятся в смятении. Поэтому они чаще всего либо отступают от дел и пускают все на самотек (отступление — 21 %), либо берут себя в руки, не позволяя себе лишних эмоций (подавление эмоций — 16 %) и обесценивают значимость и сложность ситуации, говоря себе, что «на все так плохо, в основном все хорошо» (диссимуляция — 16 %).

Однако, в целом, третьекурсники вполне успешно справляются с кризисными состояниями, на что указывает преобладание именно адаптивных копинг-стратегий.

Следующий вопрос был посвящен изучению литературных предпочтений студентов. Третьекурсникам было задано два вопроса: «Назовите свой любимый литературный жанр» и «Назовите Ваше любимое литературное произведение».

Анализ ответов на первый вопрос показал следующее.

Рис. 3. Предпочтение литературных жанров студентов 3 курса

 

Во-первых, было представлено большое разнообразие жанров литературы, любимых студентами — здесь встречается и фэнтези, и классическая литература, и эзотерика и многое другое. Однако самыми любимыми жанрами у студентов являются романы (19 %), фантастика (13 %), любовные романы (7 %), детектив (6 %) и антиутопия (6 %). На такое распределение данных, несомненно, может влиять тот факт, что большинство опрошенных были девушки. Также данный результат нам говорит о том, что данные студенты предпочитают достаточно интеллектуальную литературу, которая может погрузить и в обыденную жизнь человека, приближенную к современности или к событиям минувшей давности, и порассуждать о будущем, какое оно будет — как в фантастических произведениях или романах-антиутопиях. А также данная литература позволяет студентам-читателям «поразмять мозги» в решении детективных загадок и добавить новых ярких ощущений от прочитанного в любовных романах. Помимо отвлечения от своих текущих проблем и получения ярких эмоций от чтения студентам-психологам чтение книг подобной тематики позволяет проследить различные типы поведения в тех же кризисных ситуациях, будь то классический детектив ХХ века или роман-антиутопия, события которого проходят в далеком будущем.

Что касается любимых произведений студентов, то их представлено еще больше, чем жанров литературных произведений. Всего книг, которые столь любимы студентами, было 53, среди которых встречались и детские сказки, и детективы, и психологическая литература, стихи Сергея Есенина и даже «50 оттенков серого». Однако самыми любимыми книгами на сегодняшний день у студентов являются те, большинство из которых можно отнести к классической литературе: «Мастер и Маргарита», «Тихий Дон», «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Три товарища». Отдельно хочется отметить книги современных писателей, которые также являются любимыми у многих молодых людей — серии книг о Гарри Поттере и «Голодных играх». Таким образом, мы видим, что студентам, не смотря на их разнообразные предпочтения литературных жанров, больше нравится читать книги классической литературы. Возможно, любовь к данным произведениям была привита еще в школе, а может, после окончания школы и с высоты имеющегося опыта в рамках изучения психологии в данных произведениях открываются новые грани для прочтения и изучения характера и поведения героев.

Последним этапом данного исследования было сравнение предпочтения литературных жанров у студентов с разными копинг-стратегиями.

Рис. 4. Предпочтение литературных жанров студентами с разными уровнями копинг-стратегий

 

 

Прежде всего, хочется отметить, что большим разнообразием любимых жанров обладают студенты с преобладанием адаптивных копинг-стратегий, что говорит о том, что они могут себе позволить не только почитать книги незнакомых или новых для себя жанров, но и готовы также к разным способам разрешения стрессовых ситуаций, т.к. обычно люди привыкают к одному, любимому жанру, а эти испытуемые показывают свою готовность к новому. Что касается студентов с относительно адаптивными и неадаптивными копинг-стратегиями, то у них, как раз, наоборот, демонстрация стабильной принадлежности к нескольким своим любимым жанрам, что может нам говорить о слабой способности выхода из «зоны комфорта» в стрессе, если в чтении они не позволяют или не хотят открывать для себя новые жанры и новые произведения.

При детальном анализе литературных предпочтений выяснилось, что любимыми жанрами у всех трех категорий студентов являются роман и фантастика, которые, как ранее было сказано, позволяют студентам погрузиться от своих проблем в другую реальность (годами раньше или годами позже) и проанализировать жизнь и различные ситуации других людей. У студентов с преобладанием адаптивных копинг-стратегий, как ранее было сказано, представлены практически все отмеченные студентами литературные жанры, кроме эзотерики, трагедии и драмы, что опять же вычеркиванием данных жанров из списка «годных к прочтению» подтверждает их стремление находить в себе силы оптимистично смотреть на жизнь, а также быть чуть более реалистичными. У студентов с относительно адаптивными копинг-стратегиями среди любимых встречаются такие жанры, как фэнтези, любовные романы, фантастика, роман, детектив, антиутопия. Как мы можем отметить, у данной группы испытуемых есть большая потребность уйти несколько подальше от реальности и испытать ярких ощущений от разгадывания детективных загадок, в большей степени. Что касается студентов с неадаптивными копинг-стратегиями, то здесь, среди любимых студентами жанров, мы видим следующие: любовные романы, фантастика, роман, детектив, эзотерика, классика, антиутопия, трагедия, драма. Как и в предыдущем случае, мы наблюдаем потребность в уходе от реальности в мир книг, однако наличие не слишком «веселых» жанров среди списка любимых (антиутопия, трагедия, драма) позволяет нам предположить, что чтение подобных произведений может помочь им по-своему взглянуть не только на события, развивающиеся в книге, но и на ситуацию, творящуюся вокруг него. Вот, читаем мы антиутопическую книгу. Там, в будущем, идет война. Возможно даже в постапокалиптическое время. А тут, в реальности, здесь и сейчас все тихо, солнце светит. Вроде бы даже и хорошо. И проблемы мои не такие уж и страшные. Проведя статистическую обработку данных с помощью критерия Н Крускала-Уоллиса, мы можем констатировать что с точки зрения статистического анализа различий по литературным предпочтениям у студентов третьего курса с разными видами копинг-стратегий не наблюдается (Н эмп. = 5,377, где Н кр. = 5,991 при р = 0,05), однако с точки зрения качественного анализа различия видны.

Таким образом, мы можем сказать, что студентам третьего курса, преимущественно адаптивно переживающего свои кризисные ситуации в этот нелегкий период, нравится большое разнообразие жанров литературы, однако для большинства являются любимыми классические произведения в жанрах романа и фантастики. Это помогает им отдохнуть от окружающей суеты и проанализировать поведение героев в сходных или несходных с ними стрессовых ситуациях. И также данные студенты при своей большой и разнообразной любви к литературным произведениям все еще подтверждают статус Российской Федерации как одной из самых читающих стран мира.

 

Литература:

  1.               Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.
  2.               Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. М., 1996.
  3. Хейм Э. Методика для психологической диагностики копинг-стратегий. Режим доступа http://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2  (дата обращения 28.09.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): студент, жанр, студент третьего курса, ситуация, роман, произведение, любимый, книга, поведение героев, детальный анализ.


Похожие статьи

Влияние российской и зарубежной литературы на воспитание...

Рассмотрено влияние прочтенных литературных произведений на воспитание и становления психолого-личностного портрета студентов и подростков.

Главный герой романа Евгений Онегин — настоящий эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствии, не...

Литературный анализ художественного произведения как один из...

Методике анализа художественного произведения на филологических факультетах вузов студенты приобщаются с 1-го курса.

Одним из новейших теоретических трудов является книга Есина А. В. «Принципы и приёмы анализа литературного произведения».

Детская литература как средство изучения...

Издание книг.

В ходе занятий у студентов развивается форма научного познания, поскольку осуществляется сравнительный анализ художественной литературы с другими источниками

3) ярко прописанные личностные особенности главных героев литературного произведения.

Особенности литературных предпочтений и читательской...

Любимый жанр произведений (легенды, сказки, исторические повести и романы, военные

При этом книги и произведения о сверстниках оказались интересны каждой третьей из

Это сложные произведения, при чтении которых нужно анализировать характеры героев, их...

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль...

Поскольку у большей части опрошенных нами студентов, существует произведение, повлиявшее на них, целесообразно, было конкретизировать данную книгу.

На третьем месте располагается «Фантастика, фэнтези», данному литературному жанру предпочтение отдают 12...

Особенности поведения студентов педагогического вуза...

Тематические журналы. Издание книг.

Специфика выбора ответов на вопрос о модели поведения в ситуации, когда вы по неопытности повредили чужую машину, заключается в том, что среди студентов второго курса совсем немногие имеют водительские права и личный...

Стереотипные женские образы в романах Джейн Остен...

Издание книг.

7) Черты характера, оценка героя другими персонажами. В результате анализа образа героини романа «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннет мы видим

3. Волков, И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И. Ф. Волков.

Отношение современной молодёжи к творчеству А. Гайдара...

На полках домашних библиотек студентов V курса больше книг писателя, чем у первокурсников.

Похожие статьи. Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние российской и зарубежной литературы на воспитание...

Рассмотрено влияние прочтенных литературных произведений на воспитание и становления психолого-личностного портрета студентов и подростков.

Главный герой романа Евгений Онегин — настоящий эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствии, не...

Литературный анализ художественного произведения как один из...

Методике анализа художественного произведения на филологических факультетах вузов студенты приобщаются с 1-го курса.

Одним из новейших теоретических трудов является книга Есина А. В. «Принципы и приёмы анализа литературного произведения».

Детская литература как средство изучения...

Издание книг.

В ходе занятий у студентов развивается форма научного познания, поскольку осуществляется сравнительный анализ художественной литературы с другими источниками

3) ярко прописанные личностные особенности главных героев литературного произведения.

Особенности литературных предпочтений и читательской...

Любимый жанр произведений (легенды, сказки, исторические повести и романы, военные

При этом книги и произведения о сверстниках оказались интересны каждой третьей из

Это сложные произведения, при чтении которых нужно анализировать характеры героев, их...

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль...

Поскольку у большей части опрошенных нами студентов, существует произведение, повлиявшее на них, целесообразно, было конкретизировать данную книгу.

На третьем месте располагается «Фантастика, фэнтези», данному литературному жанру предпочтение отдают 12...

Особенности поведения студентов педагогического вуза...

Тематические журналы. Издание книг.

Специфика выбора ответов на вопрос о модели поведения в ситуации, когда вы по неопытности повредили чужую машину, заключается в том, что среди студентов второго курса совсем немногие имеют водительские права и личный...

Стереотипные женские образы в романах Джейн Остен...

Издание книг.

7) Черты характера, оценка героя другими персонажами. В результате анализа образа героини романа «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннет мы видим

3. Волков, И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И. Ф. Волков.

Отношение современной молодёжи к творчеству А. Гайдара...

На полках домашних библиотек студентов V курса больше книг писателя, чем у первокурсников.

Похожие статьи. Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора.

Задать вопрос