Функции лабиринта в романе Джеймса Дэшнера «Бегущий по лабиринту» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.11.2015

Статья просмотрена: 2246 раз

Библиографическое описание:

Лещёва, Е. А. Функции лабиринта в романе Джеймса Дэшнера «Бегущий по лабиринту» / Е. А. Лещёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23226/ (дата обращения: 23.04.2024).



 

Одним из популярных жанров среди подростков становится антиутопия. Это «Голодные игры», «Дивергент» и «Бегущий по лабиринту», отличающиеся схожей тематикой, героями и запутанным сюжетом с неожиданной концовкой и уже нашедшие свое воплощении в искусстве кино [2;3;4]. Однако в произведении Джеймса Дэшнера «Бегущий по лабиринту» есть одно существенное отличие: главный герой не девушка, молодой человек, что, несомненно, притягивает женскую аудиторию.

В романе речь идет о Томасе, который однажды просыпается в темном лифте и ничего не помнит о своей прошлой жизни. Когда герой вылезает из лифта, он видит перед собой группу юношей, примерно одного возраста, которые принимают его в свои ряды. Они называют себя «глэйдерами», то есть бегущими по Лабиринту. Никто из них не помнит своей жизни до Лабиринта. Пространство их обитания – это огромный квадрат, окруженный высокими стенами, за которыми находится Лабиринт, мняющийся каждую ночь. Из Глэйда существует четыре выход, но и все они ведут в Лабиринт, из которого за два года его существования еще никто не смог выбраться. «Ничего не понимая, Томас смотрел то на подростков, то на ландшафт необычного места, в котором очутился. Они находились в центре огромной площади размером с несколько футбольных полей, окруженной четырьмя циклопическими стенами из серого камня, местами густо увитыми плющом. Стены, высота которых, вероятно, была не меньше нескольких сотен футов, образовывали идеальный квадрат. В центре каждой из его сторон зиял проход высотой во всю стену, ведущий, как отсюда показалось Томасу, в длинные ходы и коридоры» [1, c. 4].

Гриверы – киборги, полуживотные-полуроботы, которые убивают каждого, кто рискнет остаться на ночь в стенах Лабиринта. Все выходы закрываются каждую ночь для того, чтобы защитить глэйдеров от гриверов. «Нечто – какое-то существо – размером с корову, но без каких-либо четких очертаний, проворачиваясь и пульсируя, поползло по коридору<…>Темнота мешала рассмотреть существо подробно, однако оно излучало странное свечение, позволявшее видеть блестящую скользкую шкуру с торчащими из нее серебристыми шипами. Из тела чудовища, словно руки, выступали жутковатого вида странные механические приспособления со всякими инструментами на концах: дисковая пила, ножницы, какие-то длинные штыри, о назначении которых можно было лишь догадываться. Тварь оказалась жуткой помесью животного и машины. Скорее всего, она понимала, что за ней наблюдают, знала, что находится за стенами Глэйда, и ей, видимо, очень хотелось проникнуть внутрь и полакомиться человеческим мясом» [1, с. 20].

На первый взгляд, кажется, что пятьдесят парней в возрасте 12-16 лет не смогут выжить сами по себе. Однако они, во-первых, сформировали свои устои, обеспечивающие стабильность существования, его неизменность и безопасность. Во-вторых, разделились на несколько групп в зависимости от рода деятельности. У них есть садоводы, которые выращивают плоды и следят за питанием животных; повара, которые следят за провиантом и готовят еду для остальных глэйдеров; строители, которые строят здания и занимаются ремонтом; бегуны, которые каждое утро отправляются в Лабиринт на поиски выхода и составляют примерную карту. Во главе каждой группы стоит куратор, следящий за выполнением обязанностей. Есть у них общий лидер, к которому все прислушиваются. И хотя все решения и приговоры выносятся с учетом голосов всех глэйдеров (демократически), окончательное решение принадлежит лидеру.

В глэйде есть собственное кладбище и стена, на которой зачеркиваются имена погибших. Конечно, глэйдеры умирают не от старости, а от так называемой метаморфозы – болезненное возвращение памяти на короткое время вследствие укуса гривера. «Конечности и обнаженная грудь мальчика были покрыты густой сетью вздутых вен необычно зеленого цвета, выпирающих из-под кожи, словно веревки. Тело дергалось и корчилось – все в багровых синяках, красных язвах и кровавых порезах. Налитые кровью глаза вылезали из орбит» [1, с. 11]. Не все выживают после таких изменений, а некоторые выжившие становятся агрессивными, и глэйдеры отправляют их в Лабиринт на ночь, то есть на смерть.

Главный герой сначала не ладит с глэйдерами, так как люди, прошедшие подобную трансформацию, утверждают, что видели его, но потом он вспоминает свое имя и находит общий язык с некоторыми ребятами. Но его все равно не покидает желание стать бегуном, которые каждый день рискует своей жизнью и пытается найти выход.

Привычный расклад жизни глэйдеров меняется, когда в лифте вместе с провиантом появляется первая девушка по имени Тереза. Девушка без сознания, а в руке у нее записка, в которой говорится, что она последняя и что скоро все закончится.

Глэйдеры впервые видят девушку и смущены содержанием записки, поэтому они помещают ее в медпункт и занимаются своими привычными делами. Но однажды куратор бегунов возвращается из Лабиринта раньше, чем обычно и сообщает, что нашел труп гривера. Глэйдеры снаряжают экспедицию в Лабиринт, в которой главаря лагеря жалит гривер. Минхо решает донести главаря на себе, явно не успевает к закрытию и рискует провести ночь в Лабиринте. Томас, нарушая существующее правило о том, что в Лабиринт могут входить только бегуны, бросается на помощь. Когда за Томасом закрываются двери, три глэйдера оказываются запертыми в Лабиринте. Минхо, испугавшись гривера, убегает и оставляет Томаса и раненного главаря наедине. Томас решает спасти лидера и привязывает его к плющу, поднимает и закрепляет его наверху. Далее, убегая от гриверов, Томас догоняет Минхо, и они вместе бегут к «обрыву». «Куда бы ни глядел Томас, – вверх, вниз, влево или вправо, – он видел только небо и мерцающие звезды, как будто стоял на краю Вселенной. Картина была одновременно и пугающей, и прекрасной. На мгновение у него закружилась голова, и он почувствовал слабость в коленях. На горизонте занимался рассвет, небо светлело буквально на глазах. Томас смотрел как завороженный, не понимая, как такое возможно. Казалось, будто кто-то сначала построил Лабиринт, а затем отправил его высоко в небо парить в пустоте до скончания веков» [1, с. 65]. Минхо и Томас увлекают гриверов за собой, и те падают в пропасть. Утром глэйдеры не верят своим глазам, так как никто еще не выживал в Лабиринте ночью. Жители Глэйда устраивают совет, на котором происходит стычка между Галли и Томасом, после чего Галли исчезает в Лабиринте. В этот же день в себя приходит Тереза и говорит, что скоро все закончится, и уже вечером Лабиринт не закрывается на ночь. В Глэйд проникают гриверы и с ними же приходит Галли, который говорит, что они будут забирать по одному человеку, пока все не умрут. Тогда Томас решает пройти через Метаморфозу и вспоминает, что он сам был причастен к тому, что эти дети закрыты в Лабиринте, так как он работал на организацию называемую «ПОРОК».

Глэйдеры находят секретный код и узнают, как выйти из Лабиринта. Но спасаются лишь 20 человек. И спасение ли ли? После выхода из Лабиринта начинаются новые испытания, которые обусловлены ситуацией на Земле. «Солнечные вспышки невозможно было предсказать. Вспышки – явление нормальное, но эти выбросы оказались небывалой силы. Они поднимались все выше и выше, а когда, в конце концов, их заметили, было уже поздно – до того момента, как они обожгли Землю, оставались считаные минуты. Сначала сгорели все спутники и погибли тысячи людей, а в течение последующих нескольких дней жертвами выбросов стали многие миллионы. Гигантские территории превратились в выжженные пустыни. А потом разразилась эпидемия. Так как вся экосистема рухнула, сдерживать болезнь стало невозможно – даже локализовать ее в Южной Америке. Джунгли исчезли, но насекомые-то остались. Сейчас люди называют болезнь Вспышкой. Страшная зараза… Очень и очень страшная. Лечение доступно только самым богатым, но полностью излечиться все равно нельзя. Что касается вас – всех вас, – то вы всего лишь немногие из миллионов сирот. Через их тесты прошли тысячи, и в итоге для самого серьезного испытания они выбрали вас. Для финального теста. Все, что с вами происходило, было тщательно спланировано и просчитано. Тесты – это вроде катализатора, который позволяет изучить реакции, мозговые волны и мысли с целью найти людей, способных помочь в борьбе со Вспышкой» [1, с. 174].

Первые изображения Лабиринта были обнаружены в верхнем палеолите. Неизвестно, какой народ придумал его сооружение первым, поэтому он считается интернациональным.

Можно выделить несколько функций Лабиринта:

  1. - ограничительная функция;
  2. - защитная функция;
  3. - научно-исследовательская функция;
  4. - функция развития социальной сознательности.

Ограничительная функция не позволяет глэйдерам узнать, что такое свобода. Данная функция как бы символизирует то, что прежняя их жизнь навсегда забыта и уже никогда не вернется. Но глэйдеры все равно не теряют надежды когда-нибудь выбраться из Лабиринта, иначе у них не было бы пытающихся убежать. Лабиринт ограничивает и их желания, мечты, социальные контакты, знания, умения и многое другое. Глэйдерам пришлось самим придумывать технологии построения зданий, приготовления еды. Они создали даже свой алкоголь. Конечно, многие знания были уже заложены в них до прибытия и сохранились в сознании. На основе таких «ограничений» у глэйдеров развивалась экзистенциальная депривация и полная зависимость от группы.

Защитная функция является одной из главных, поскольку позволяет им жить, ибо двигающиеся ночью стены не пропускают внутрь гриверов. И как бы плохо не влияла первая функция на глэйдеров, защитная функция оберегает их от воздействия внешнего мира: не у всех глэйдеров имеется иммунитет к вирусной эпидемии, царящей во внешнем мире.

Научно-исследовательская функция лабиринта позволяет «ПОРОКу» собирать данные о работе мозга подопытных, то есть глэйдеров, для того, чтобы найти лекарство от эпидемии.

Функция развития социальной сознательности необходима в Глэйде для того, чтобы дети смогли мирно сосуществовать друг с другом. Это помогает им лучше узнать друг друга, стать ближе и иметь устройство жизни, которое всем по душе.

Таким образом, функции Лабиринта в произведении Джеймса Дэшнера «Бегущий по лабиринту» довольно обширны и взаимосвязаны. Каждая функция важна как в отдельности, так и в совокупности и имеет значение для подростка. При нарушении одной из функций другие перестают действовать. Примером служит нарушение защитной функции, после чего перестали играть роль и остальные.

Так что же такое этот Лабиринт? Исследовательский объект или все же крепость, спасающая от внешнего мира? Так как эксперимент продолжился и за стенами Лабиринта, можно утверждать, что это все-таки крепость, скрывающая подростка от ужасов внешнего мира, но сковывающая свободу действий. Лабиринт - это своеобразная проекция современного мира для ребенка.

 

Литература:

  1.                Дэшнер Д. Бегущий по Лабиринту. - М.: АСТ, 2013 – 448 с.
  2.                Фандо Р.А., Валеева Е.В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологии.2014. № 3. - С. 98-102.
  3.                Фортунатов А.Н., Фортунатов Н.М. Искусство как сверхсложная система // Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях 2015. Труды IV Всероссийской конференции. Нижний Новгород: ИПФ РАН. 2015. – С.241-243.
  4.                Фортунатова В.А. Антропология образных состояний как нравственно-дидактическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-1. - С. 355-358.
Основные термины (генерируются автоматически): лабиринт, внешний мир, защитная функция, главный герой, ночь, ограничительная функция, социальная сознательность, стен Лабиринта, функция Лабиринта, функция развития.


Похожие статьи

Постмодернистская специфика образа города в «Нью-йоркской...»

Внутренняя опустошённость героя как бы «сливаются» с внешним пространством города-лабиринта.

Этому «слипанию» функций соответствует сама протеистичная природа постмодернистского города.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения на развитие глазодвигательных функций и расширение поля зрения: «Пройди по лабиринту»; «Назови предметы справа-слева, сверху-снизу, не поворачивая головы»

Сознание как способ культурно-творческого преобразования...

Со временем герой узнаваемого социального типа (раб, страж, инок) превращается в феномен героя – ситуации, героя – маски.

В именных масках имя несет главную информацию героя – маски, оно становится ярлыком жизненной схемы, из которых

Изд-во «Лабиринт»., 2005.

К вопросу о жанре произведения Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Например, только главный герой сказки может уничтожить злодея (антагониста), и пока один из них не умрет, борьба между ними не сможет

Не все эти функции обязательно присутствуют в одной сказке.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. С. 214.

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на...

Рассмотрим взаимосвязь функции мелкой моторики с функцией речи, начиная с рождения ребенка.

Л. С. Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие

5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.

Распознавание английского текста сверточной нейронной сетью

Основной функцией данного слоя являлось уменьшение размерности входного изображения и выбор пикселя с максимальным значением среди нескольких соседних.

Социальные комментарии Cackle.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

Ключевые слова: мультфильм, дошкольный возраст, социальное развитие.

Для психического развития ребенку необходимо получать впечатления из окружающего мира и очень важно эти впечатления перерабатывать, естественно, совместно с взрослыми.

Применение интеллектуальных технологий для анализа...

Номер нейросети. Функция активации нейронов 1 скрытого слоя/2 скрытого слоя/ выходного слоя.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Похожие статьи

Постмодернистская специфика образа города в «Нью-йоркской...»

Внутренняя опустошённость героя как бы «сливаются» с внешним пространством города-лабиринта.

Этому «слипанию» функций соответствует сама протеистичная природа постмодернистского города.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения на развитие глазодвигательных функций и расширение поля зрения: «Пройди по лабиринту»; «Назови предметы справа-слева, сверху-снизу, не поворачивая головы»

Сознание как способ культурно-творческого преобразования...

Со временем герой узнаваемого социального типа (раб, страж, инок) превращается в феномен героя – ситуации, героя – маски.

В именных масках имя несет главную информацию героя – маски, оно становится ярлыком жизненной схемы, из которых

Изд-во «Лабиринт»., 2005.

К вопросу о жанре произведения Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Например, только главный герой сказки может уничтожить злодея (антагониста), и пока один из них не умрет, борьба между ними не сможет

Не все эти функции обязательно присутствуют в одной сказке.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. С. 214.

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на...

Рассмотрим взаимосвязь функции мелкой моторики с функцией речи, начиная с рождения ребенка.

Л. С. Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие

5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.

Распознавание английского текста сверточной нейронной сетью

Основной функцией данного слоя являлось уменьшение размерности входного изображения и выбор пикселя с максимальным значением среди нескольких соседних.

Социальные комментарии Cackle.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

Ключевые слова: мультфильм, дошкольный возраст, социальное развитие.

Для психического развития ребенку необходимо получать впечатления из окружающего мира и очень важно эти впечатления перерабатывать, естественно, совместно с взрослыми.

Применение интеллектуальных технологий для анализа...

Номер нейросети. Функция активации нейронов 1 скрытого слоя/2 скрытого слоя/ выходного слоя.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Задать вопрос