Библиографическое описание:

Лещёва Е. А. Функции лабиринта в романе Джеймса Дэшнера «Бегущий по лабиринту» // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 25-27.



 

Одним из популярных жанров среди подростков становится антиутопия. Это «Голодные игры», «Дивергент» и «Бегущий по лабиринту», отличающиеся схожей тематикой, героями и запутанным сюжетом с неожиданной концовкой и уже нашедшие свое воплощении в искусстве кино [2;3;4]. Однако в произведении Джеймса Дэшнера «Бегущий по лабиринту» есть одно существенное отличие: главный герой не девушка, молодой человек, что, несомненно, притягивает женскую аудиторию.

В романе речь идет о Томасе, который однажды просыпается в темном лифте и ничего не помнит о своей прошлой жизни. Когда герой вылезает из лифта, он видит перед собой группу юношей, примерно одного возраста, которые принимают его в свои ряды. Они называют себя «глэйдерами», то есть бегущими по Лабиринту. Никто из них не помнит своей жизни до Лабиринта. Пространство их обитания – это огромный квадрат, окруженный высокими стенами, за которыми находится Лабиринт, мняющийся каждую ночь. Из Глэйда существует четыре выход, но и все они ведут в Лабиринт, из которого за два года его существования еще никто не смог выбраться. «Ничего не понимая, Томас смотрел то на подростков, то на ландшафт необычного места, в котором очутился. Они находились в центре огромной площади размером с несколько футбольных полей, окруженной четырьмя циклопическими стенами из серого камня, местами густо увитыми плющом. Стены, высота которых, вероятно, была не меньше нескольких сотен футов, образовывали идеальный квадрат. В центре каждой из его сторон зиял проход высотой во всю стену, ведущий, как отсюда показалось Томасу, в длинные ходы и коридоры» [1, c. 4].

Гриверы – киборги, полуживотные-полуроботы, которые убивают каждого, кто рискнет остаться на ночь в стенах Лабиринта. Все выходы закрываются каждую ночь для того, чтобы защитить глэйдеров от гриверов. «Нечто – какое-то существо – размером с корову, но без каких-либо четких очертаний, проворачиваясь и пульсируя, поползло по коридору<…>Темнота мешала рассмотреть существо подробно, однако оно излучало странное свечение, позволявшее видеть блестящую скользкую шкуру с торчащими из нее серебристыми шипами. Из тела чудовища, словно руки, выступали жутковатого вида странные механические приспособления со всякими инструментами на концах: дисковая пила, ножницы, какие-то длинные штыри, о назначении которых можно было лишь догадываться. Тварь оказалась жуткой помесью животного и машины. Скорее всего, она понимала, что за ней наблюдают, знала, что находится за стенами Глэйда, и ей, видимо, очень хотелось проникнуть внутрь и полакомиться человеческим мясом» [1, с. 20].

На первый взгляд, кажется, что пятьдесят парней в возрасте 12-16 лет не смогут выжить сами по себе. Однако они, во-первых, сформировали свои устои, обеспечивающие стабильность существования, его неизменность и безопасность. Во-вторых, разделились на несколько групп в зависимости от рода деятельности. У них есть садоводы, которые выращивают плоды и следят за питанием животных; повара, которые следят за провиантом и готовят еду для остальных глэйдеров; строители, которые строят здания и занимаются ремонтом; бегуны, которые каждое утро отправляются в Лабиринт на поиски выхода и составляют примерную карту. Во главе каждой группы стоит куратор, следящий за выполнением обязанностей. Есть у них общий лидер, к которому все прислушиваются. И хотя все решения и приговоры выносятся с учетом голосов всех глэйдеров (демократически), окончательное решение принадлежит лидеру.

В глэйде есть собственное кладбище и стена, на которой зачеркиваются имена погибших. Конечно, глэйдеры умирают не от старости, а от так называемой метаморфозы – болезненное возвращение памяти на короткое время вследствие укуса гривера. «Конечности и обнаженная грудь мальчика были покрыты густой сетью вздутых вен необычно зеленого цвета, выпирающих из-под кожи, словно веревки. Тело дергалось и корчилось – все в багровых синяках, красных язвах и кровавых порезах. Налитые кровью глаза вылезали из орбит» [1, с. 11]. Не все выживают после таких изменений, а некоторые выжившие становятся агрессивными, и глэйдеры отправляют их в Лабиринт на ночь, то есть на смерть.

Главный герой сначала не ладит с глэйдерами, так как люди, прошедшие подобную трансформацию, утверждают, что видели его, но потом он вспоминает свое имя и находит общий язык с некоторыми ребятами. Но его все равно не покидает желание стать бегуном, которые каждый день рискует своей жизнью и пытается найти выход.

Привычный расклад жизни глэйдеров меняется, когда в лифте вместе с провиантом появляется первая девушка по имени Тереза. Девушка без сознания, а в руке у нее записка, в которой говорится, что она последняя и что скоро все закончится.

Глэйдеры впервые видят девушку и смущены содержанием записки, поэтому они помещают ее в медпункт и занимаются своими привычными делами. Но однажды куратор бегунов возвращается из Лабиринта раньше, чем обычно и сообщает, что нашел труп гривера. Глэйдеры снаряжают экспедицию в Лабиринт, в которой главаря лагеря жалит гривер. Минхо решает донести главаря на себе, явно не успевает к закрытию и рискует провести ночь в Лабиринте. Томас, нарушая существующее правило о том, что в Лабиринт могут входить только бегуны, бросается на помощь. Когда за Томасом закрываются двери, три глэйдера оказываются запертыми в Лабиринте. Минхо, испугавшись гривера, убегает и оставляет Томаса и раненного главаря наедине. Томас решает спасти лидера и привязывает его к плющу, поднимает и закрепляет его наверху. Далее, убегая от гриверов, Томас догоняет Минхо, и они вместе бегут к «обрыву». «Куда бы ни глядел Томас, – вверх, вниз, влево или вправо, – он видел только небо и мерцающие звезды, как будто стоял на краю Вселенной. Картина была одновременно и пугающей, и прекрасной. На мгновение у него закружилась голова, и он почувствовал слабость в коленях. На горизонте занимался рассвет, небо светлело буквально на глазах. Томас смотрел как завороженный, не понимая, как такое возможно. Казалось, будто кто-то сначала построил Лабиринт, а затем отправил его высоко в небо парить в пустоте до скончания веков» [1, с. 65]. Минхо и Томас увлекают гриверов за собой, и те падают в пропасть. Утром глэйдеры не верят своим глазам, так как никто еще не выживал в Лабиринте ночью. Жители Глэйда устраивают совет, на котором происходит стычка между Галли и Томасом, после чего Галли исчезает в Лабиринте. В этот же день в себя приходит Тереза и говорит, что скоро все закончится, и уже вечером Лабиринт не закрывается на ночь. В Глэйд проникают гриверы и с ними же приходит Галли, который говорит, что они будут забирать по одному человеку, пока все не умрут. Тогда Томас решает пройти через Метаморфозу и вспоминает, что он сам был причастен к тому, что эти дети закрыты в Лабиринте, так как он работал на организацию называемую «ПОРОК».

Глэйдеры находят секретный код и узнают, как выйти из Лабиринта. Но спасаются лишь 20 человек. И спасение ли ли? После выхода из Лабиринта начинаются новые испытания, которые обусловлены ситуацией на Земле. «Солнечные вспышки невозможно было предсказать. Вспышки – явление нормальное, но эти выбросы оказались небывалой силы. Они поднимались все выше и выше, а когда, в конце концов, их заметили, было уже поздно – до того момента, как они обожгли Землю, оставались считаные минуты. Сначала сгорели все спутники и погибли тысячи людей, а в течение последующих нескольких дней жертвами выбросов стали многие миллионы. Гигантские территории превратились в выжженные пустыни. А потом разразилась эпидемия. Так как вся экосистема рухнула, сдерживать болезнь стало невозможно – даже локализовать ее в Южной Америке. Джунгли исчезли, но насекомые-то остались. Сейчас люди называют болезнь Вспышкой. Страшная зараза… Очень и очень страшная. Лечение доступно только самым богатым, но полностью излечиться все равно нельзя. Что касается вас – всех вас, – то вы всего лишь немногие из миллионов сирот. Через их тесты прошли тысячи, и в итоге для самого серьезного испытания они выбрали вас. Для финального теста. Все, что с вами происходило, было тщательно спланировано и просчитано. Тесты – это вроде катализатора, который позволяет изучить реакции, мозговые волны и мысли с целью найти людей, способных помочь в борьбе со Вспышкой» [1, с. 174].

Первые изображения Лабиринта были обнаружены в верхнем палеолите. Неизвестно, какой народ придумал его сооружение первым, поэтому он считается интернациональным.

Можно выделить несколько функций Лабиринта:

  1. - ограничительная функция;
  2. - защитная функция;
  3. - научно-исследовательская функция;
  4. - функция развития социальной сознательности.

Ограничительная функция не позволяет глэйдерам узнать, что такое свобода. Данная функция как бы символизирует то, что прежняя их жизнь навсегда забыта и уже никогда не вернется. Но глэйдеры все равно не теряют надежды когда-нибудь выбраться из Лабиринта, иначе у них не было бы пытающихся убежать. Лабиринт ограничивает и их желания, мечты, социальные контакты, знания, умения и многое другое. Глэйдерам пришлось самим придумывать технологии построения зданий, приготовления еды. Они создали даже свой алкоголь. Конечно, многие знания были уже заложены в них до прибытия и сохранились в сознании. На основе таких «ограничений» у глэйдеров развивалась экзистенциальная депривация и полная зависимость от группы.

Защитная функция является одной из главных, поскольку позволяет им жить, ибо двигающиеся ночью стены не пропускают внутрь гриверов. И как бы плохо не влияла первая функция на глэйдеров, защитная функция оберегает их от воздействия внешнего мира: не у всех глэйдеров имеется иммунитет к вирусной эпидемии, царящей во внешнем мире.

Научно-исследовательская функция лабиринта позволяет «ПОРОКу» собирать данные о работе мозга подопытных, то есть глэйдеров, для того, чтобы найти лекарство от эпидемии.

Функция развития социальной сознательности необходима в Глэйде для того, чтобы дети смогли мирно сосуществовать друг с другом. Это помогает им лучше узнать друг друга, стать ближе и иметь устройство жизни, которое всем по душе.

Таким образом, функции Лабиринта в произведении Джеймса Дэшнера «Бегущий по лабиринту» довольно обширны и взаимосвязаны. Каждая функция важна как в отдельности, так и в совокупности и имеет значение для подростка. При нарушении одной из функций другие перестают действовать. Примером служит нарушение защитной функции, после чего перестали играть роль и остальные.

Так что же такое этот Лабиринт? Исследовательский объект или все же крепость, спасающая от внешнего мира? Так как эксперимент продолжился и за стенами Лабиринта, можно утверждать, что это все-таки крепость, скрывающая подростка от ужасов внешнего мира, но сковывающая свободу действий. Лабиринт - это своеобразная проекция современного мира для ребенка.

 

Литература:

  1.                Дэшнер Д. Бегущий по Лабиринту. - М.: АСТ, 2013 – 448 с.
  2.                Фандо Р.А., Валеева Е.В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологии.2014. № 3. - С. 98-102.
  3.                Фортунатов А.Н., Фортунатов Н.М. Искусство как сверхсложная система // Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях 2015. Труды IV Всероссийской конференции. Нижний Новгород: ИПФ РАН. 2015. – С.241-243.
  4.                Фортунатова В.А. Антропология образных состояний как нравственно-дидактическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-1. - С. 355-358.
Основные термины (генерируются автоматически): произведении Джеймса Дэшнера, внешнего мира, стенах Лабиринта, стенами Лабиринта, Лабиринта раньше, функций Лабиринта, изображения Лабиринта, функции Лабиринта, Похожая статья, окруженный высокими стенами, вечером Лабиринт, Научно-исследовательская функция лабиринта, Лабиринте ночью, расклад жизни глэйдеров, раненного главаря наедине, блестящую скользкую шкуру, вследствие укуса гривера, стенами Глэйда, ландшафт необычного места, прошедшие подобную трансформацию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос