«Феномен трансфигурации» в экранизациях романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.11.2015

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Кузьма, Т. И. «Феномен трансфигурации» в экранизациях романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер» / Т. И. Кузьма. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23225/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

Существует множество точек зрения по поводу вопроса соотношения души и тела. Известный философ Рене Декарт считал душу и тело двумя независимыми друг от друга субстанциями: душа отвечает за мышление, а тело - за протяжение. Он переформулировал отношение материального и идеального в соотношении души и тела с физиологической точки зрения и утверждал, что в теле человека находится орган, который и отвечает за посредничество между сознанием и телом, и говорил, что тело только движется, а вот душа только мыслит. Таким образом, Рене Декарт считал, что и душа, и тело существуют, но отдельно друг от друга, и отвечают за разные стороны нашего бытия.

Душа сама по себе есть нечто иное, идеальное, к ней относят субъективные переживания и чувства человека, а тело – это материальный объект, который имеет физическую форму. Здесь мы можем увидеть парадокс, заключающийся в отношении друг к другу материального и идеального, с одной стороны они составляют единый организм, но с другой трансформируются в разные формы бытия [4, с. 99].

В каждой культуре душе приписывались разные характеристики, например, восточные славяне упоминали о мифологических свойствах, т.е., по их мнению, душа могла существовать в автономном отрыве от тела, следовательно, могла перемещаться, так же был возможен обмен не только душой, но и телом. Сегодня так и не пришли к единому мнению о соотношении души и тела, но благодаря их изучению мы можем проследить, как эти два понятия участвуют в нашей жизни, в частности в кинематографе [1, с. 281; 5, с. 279].

Снято огромное количество фильмов и сериалов, в которых главной идеей выступает перевоплощение, то есть трансфигурация. Там происходит обмен телами, переход души из тела в одушевленный или неодушевленный предмет и т.д.

Чаще всего это происходит в фильмах, жанр которых - фантастика, связанная с волшебством [3, с. 112; 6, с. 644].

В качестве примера можно назвать, пожалуй, самую популярную серию романов, которую написала Джоан Роулинг – Гарри Поттер. Всего издано 7 частей, и каждая из них олицетворяет какой-то момент жизни мальчика - волшебника по имени Гарри. В этих книгах есть все: волшебный мир, магия, волшебные существа, перевоплощения, романтика, первая влюбленность, потери, смерть, расставания и многое другое.

Перевоплощение – это вхождение в совершенно новый образ, преображение во что-нибудь или в кого-нибудь. В этих фильмах все это происходило с помощью оборотного зелья или волшебной палочки.

Так же в этих фильмах есть еще одно понятие – это трансфигурация, так называемое преображение. Это одна из учебных дисциплин юных волшебников. С помощью трансфигурации происходили превращения из одних предметов в другие, живые предметы становились неживыми и наоборот, так же появилась возможность исчезновения предметов или создание их из ничего. Но, как в любой дисциплине в этой существуют определенные правила и законы:

  •                  нельзя создать еду из ничего
  •                  суть объекта неизменна, т.е. при трансфигурации человека в животное, его аура останется человеческой
  •                  стремление вернуться к изначальному образу, даже если это было на добровольной основе
  •                  невозможно расщепить объект для трансфигурации какой-то отдельной части, например, лишь хвост от мыши или руку от человека
  •                  действенна лишь на материальные объекты
  •                  запрещено превращать мертвое в живое и наоборот, т.к. это нарушает бытие и может привести к изменению субстанции миров.

Впервые упоминания о трансфигурации были в фильме «Гарри Поттер и Тайная комната» там превращали маленьких животных в сосуды, которые использовались для хранения жидкости, а в фильме «Гарри Поттер и Кубок огня» один из профессоров превратил Драко Малфоя в хорька из-за того, что Драко попытался напасть на Гарри.

Большинство перевоплощений происходили с помощью оборотного зелья или всеэссенции. Для результата помимо, специальных ингредиентов, требовалась частичка человека, в которого хотели превратиться. Выпив это зелье, происходило физическое преображение, изменялся цвет волос, цвет глаз и даже голос, им только требовалась одежда и обувь для полного образа. Зелье действовала в течение часа, но если на последних минутах они успевали делать глоток, то это могло длиться бесконечно. В книге «Гарри Поттер и Тайная комната» Гермиона, Гарри и Рон варили это зелье, чтобы с помощью друзей Драко добыть нужную информацию. Превращение Гарри и Рона прошли успешно, но, к сожалению, у Гермионы все пошло не так из-за добавленного волоса не человека, а животного, в ее случае кошки. Произошла частичная трансформация и Гермиона обрела хвост и голову кошку, покрытую шерстью. Оборотное зелье не потеряло свои свойства даже после часа и Гермионе пришлось пройти длительное лечение, чтобы вернуть облик человека. В фильме «Гарри Поттер и Кубок огня» профессор Бартемий Крауч использовал такое же зелье, чтобы превращаться в профессора Грозного Глаза Грюма и чтобы постоянно была возможность быть в этом образе, он держал настоящего Грозного Глаза Грюма в своем сундуке.

Но кроме оборотного зелья, существует еще увеличивающее и уменьшающее зелья, посредством которых живые объекты могут измениться. Так при помощи увеличивающего они изменяют свои размеры, а вот уменьшающее изменяет не только размер, но и возраст, делая из подростка ребенка.

В самой первой части говорится об анимаге. Анимаг – это волшебник, который по собственному желанию может превратиться в животное. Почти во всех случаем этому качеству учатся, оно не является врожденным. К сожалению, волшебники не могут выбирать себе животное или анимагическую форму, оно подбирается по их поведению и характеру. И если анимаг долгое время находится в облике своей анимагической формы, то вернуть прежний облик сможет только другой волшебник. Самыми известными анимагами были учитель Минерва Макгонагалл – кошка, отец и крестный Гарри Поттера – Джеймс Поттер – олень, Сириус Блэк- собака и Питер Петтигрю - крыса

Исходя, из этих примеров мы можем сказать, что в каждой части этого фильма происходят какие-либо видоизменения персонажей и на фоне возникает вопрос: А что же происходит с душой и телом при обмене или превращении? Как говорил Баир Цырендоржиев: «Наше тело – это сосуд, в котором находится энергия – душа» Но большинство ученых утверждают обратное, говоря, что душа не существует, так от чего, нам отталкиваться? Если все же души не существует, то чем обмениваются тела? В этом случае действеннее будет идти от мысли, что наш внутренний мир заполняет душа. Душа и жизнь соотносятся как цель и ее достижение, т.е. одно без другого не существует. Все идеи человеческого творения вытекают из связи души с внешним миром. [2, с. 523]. Во время трансфигурации душа остается на месте, изменяется лишь телесная оболочка под воздействием всеэссенции. Таким образом, происходит растворение собственной индивидуальности в облике другого человека, принимается не только его телесная оболочка, но и его жизнь. В этот момент самосознание должно принять новый облик и адаптироваться в нем, помимо внешнего вида изменяется и вариабельность голоса, чтобы все соответствовало тому человеку, в кого трансфигурировались. На протяжении всех фильмов «Гарри Поттер» мы можем наблюдать разные метаморфозы, это: изменения телесной оболочки, превращение из живого в неживое и наоборот, и т.д. При этом душа остается на месте, независимо в кого превратились. Но когда превращение происходит в неживое, мы не можем знать, наполнено ли оно душой, а наши предположения не всегда точны, возможно, даже камень что-то чувствует.

 

Литература:

  1. Визуальная антропология (эссе о культуре). Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Арзамасский гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара", Муниципальное авт. учреждение культуры г. Арзамаса "Кинотеатр "Искра" ; под ред. Е. В. Валеевой. Арзамас, 2011 – 362 с.
  2. Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: АСТ: АСТ Москва, 2007. - 736 с.
  3. Семиотика визуальности: коллективная монография / под общей редакцией Е. В. Валеевой; Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара", Муниципальное учреждение "Арзамасский детский специализированный кинотеатр "Искра", Молодежный центр изучения культуры. Арзамас, 2010. - 496 с.
  4. Фандо Р.А., Валеева Е.В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологии. 2014. № 3. - С. 98-102.
  5. Фандо Р.А. Трагическая судьба отечественной евгеники // Наука и техника в первые десятилетия советской власти: социокультурное измерение (1917-1940). М.: Academia, 2007. С. 279-305.
  6. Fando R.A., Valeeva E.V. Conflict harmonization between natural-science and art education. Scienceand Education: materials of the II international research and practice conference, Munich, December 18th – 19th, 2012. Munich: Vela-Verlag, 2012. Vol. II. P. 643-646.
Основные термины (генерируются автоматически): тело, душ, оборотное зелье, соотношение души, телесная оболочка, фильм, Грозный Глаз, друг, животное, Тайная комната.


Похожие статьи

Эволюция концепта «монструозность» в культуре...

Все противостояние построено на контрасте (антитеза) телесных оболочек, где физические черты

Главнейшим постулатом той эпохи была религия и строгое следование ее канонам и правилам было обязательным и во благо процветания и очищения души и духа, под запретом...

Проблема сознания в «Брихадараньяке» и «Чхандогье» упанишадах

...относящихся к телу) и «душа» (в смысле субъективного индивидуального начала души).

К примеру, в Бр. Атман имеет разделение на телесный и индивидуальный, а также на

Таким образом, прана превозносится над речью, глазом, ухом, разумом и семенем [4, Бр.

Сенсорная комната — альтернативный способ развития...

Первое, что видит ребёнок, зайдя в Сенсорную комнату — это Сухой душ, который используется для стимуляции тактильных ощущений, координации движений, Разноцветные потоки помогают восприятию пространства и своего тела в нем. Для снятия стресса и напряжения, развития...

Способы создания образов персонажей в поэме Н. В. Гоголя...

Если Чичиков и смотрел бы в глаза Собакевичу, то только лишь с тем, чтобы разгадать секрет его «неприступности», чтобы найти

В поведении Андрия проявляется не просто природное, но животное естество, между тем, пес — это в фольклоре иноверец, у которого отсутствует душа.

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной...

Внутри дуба-дома много комнат и «всякого добра навалом».

В сказках у воды важная роль: она то представляет собой грозную стихию, а то, наоборот, помогает героям произведения.

Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана- царевича мертвою водою — его тело срослося...

Критический анализ лженаучных концепций существования души

После смерти физического тела микролептонная душа распадается.

13. см. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т.3. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993.; Клизовский А.Н. Основы миропонимания новой эпохи.

«Тренируя тело — не забывай про душу» | Статья в сборнике...

«Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного дополнительного образования.

Как говорится вздоровом теле— здоровый дух!

Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари...

Ещё в юном возрасте у мальчишки возникает страсть к познанию земли и неба, тайн человеческой души, физическим секретам мира.

Он начинает изучать тела мертвых людей, а также, «ценою многих дней и ночей нечеловеческого труда и усилия», постигает тайну...

Похожие статьи

Эволюция концепта «монструозность» в культуре...

Все противостояние построено на контрасте (антитеза) телесных оболочек, где физические черты

Главнейшим постулатом той эпохи была религия и строгое следование ее канонам и правилам было обязательным и во благо процветания и очищения души и духа, под запретом...

Проблема сознания в «Брихадараньяке» и «Чхандогье» упанишадах

...относящихся к телу) и «душа» (в смысле субъективного индивидуального начала души).

К примеру, в Бр. Атман имеет разделение на телесный и индивидуальный, а также на

Таким образом, прана превозносится над речью, глазом, ухом, разумом и семенем [4, Бр.

Сенсорная комната — альтернативный способ развития...

Первое, что видит ребёнок, зайдя в Сенсорную комнату — это Сухой душ, который используется для стимуляции тактильных ощущений, координации движений, Разноцветные потоки помогают восприятию пространства и своего тела в нем. Для снятия стресса и напряжения, развития...

Способы создания образов персонажей в поэме Н. В. Гоголя...

Если Чичиков и смотрел бы в глаза Собакевичу, то только лишь с тем, чтобы разгадать секрет его «неприступности», чтобы найти

В поведении Андрия проявляется не просто природное, но животное естество, между тем, пес — это в фольклоре иноверец, у которого отсутствует душа.

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной...

Внутри дуба-дома много комнат и «всякого добра навалом».

В сказках у воды важная роль: она то представляет собой грозную стихию, а то, наоборот, помогает героям произведения.

Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана- царевича мертвою водою — его тело срослося...

Критический анализ лженаучных концепций существования души

После смерти физического тела микролептонная душа распадается.

13. см. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т.3. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993.; Клизовский А.Н. Основы миропонимания новой эпохи.

«Тренируя тело — не забывай про душу» | Статья в сборнике...

«Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного дополнительного образования.

Как говорится вздоровом теле— здоровый дух!

Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари...

Ещё в юном возрасте у мальчишки возникает страсть к познанию земли и неба, тайн человеческой души, физическим секретам мира.

Он начинает изучать тела мертвых людей, а также, «ценою многих дней и ночей нечеловеческого труда и усилия», постигает тайну...

Задать вопрос