Прозвищные номинанты в повестях А.Г. Алексина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 16.11.2015

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Васяева, К. О. Прозвищные номинанты в повестях А.Г. Алексина / К. О. Васяева, Л. А. Климкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 173-177. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23197/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

Значительный пласт лексики русского языка составляют имена собственные, или имена проприальные, или онимы, — специфический лексико-грамматический разряд субстантивов, находящийся в отношениях оппозиции с лексико-грамматическим разрядом имен нарицательных, или апеллятивов. Эта противопоставленность отражается и на уровне отдельных слов: в их семантике в пределах классемы 'предметность' реализуется одна из лексограммем — 'проприальность' или 'апеллятивность'.

В отличие от апеллятива имя собственное — это "слово (эквивалент слова), которое называет объект (реалию), выделяя его из ряда ему подобных, индивидуализируя и идентифицируя его и тем самым отграничивая его от других объектов того же ряда, иначе говоря, — это индивидуальное наименование элемента действительности" [4, с. 59]. Система имен собственных — онимия — отличается не только объемом, но и разветвленной, многомерной типологией, основанной, в частности, на тематическом классификационном признаке, детально представленной в трудах ведущих отечественных ономатологов XX века — В.Д. Бондалетова, Ю.А. Карпенко, В.А. Никонова, Н.В. Подольской, А.В. Суперанской и других. Так, по тематическому принципу, по характеру обозначаемых объектов, онимы делятся, прежде всего, на имена земного пространства и космического. Тематическое богатство и многомерность представляют имена земного пространства, которые на следующем типологическом уровне делятся на бионимы (названия объектов живой природы) и абионимы (соответственно — названия объектов неживой природы). Последние, в свою очередь, включают в себя названия объектов земного пространства (суши и Мирового океана) и объектов сферы человеческой деятельности. И те и другие имеют последующую детализацию на одном или двух уровнях [7, с. 14–16].

К бионимам относят антропонимы (имена собственные людей), зоонимы (имена собственные, клички, животных), фитонимы (имена собственные растений). Частные типы антропонимов отражены в структуре именования человека. Антропонимическая структура русского человека тоже (как и онимия в целом) неоднородна, имеет разновидности в зависимости от характера использования — официального или неофициального. Официальная структура, юридически закрепленная, состоит из трех элементов — личного имени (персонима) в полной, паспортной, форме, отчества и фамилии (в такой последовательности -к фамилии или обратной -от фамилии). В официальной речи эта структура может использоваться и в усеченном виде: персоним в полной форме + фамилия; персоним (в той же форме) + отчество; только фамилия. При этом отражается разная степень официальности: от строгой до находящейся на грани перехода в неофициальные отношения (полуофициальные).

Неофициальную антропонимическую структуру составляют специфические элементы: прозвище (микроантропоним), псевдоним, а также модификации официальной структуры: только персоним в так или иначе трансформированном виде (Лида, Лидочка, Лидка, Лидок, Лидуша и др.), только отчество. Кроме того, возможно сочетание названных элементов: модификат персонима + фамилия (Лидочка Петрова), он же + отчество (Лидочка Ивановна), он же + прозвище (Лидка Железная леди), персоним в полной форме + прозвище (Мария Голова).

Своеобразием отличается такой элемент неофициальной структуры именования, как прозвище — "дополнительное неофициальное имя, данное человеку окружающими людьми в соответствии с его характерной чертой, сопутствующим его жизни обстоятельством, по какой-либо аналогии, по происхождению и другим мотивам" [7, с. 111]. "Систему прозвищ составляют единицы разных типов: коллективные, групповые, семейно-родовые, коллективно-территориальные, школьные, молодежные, индивидуальные и др. Наиболее информативны и разнообразны индивидуальные прозвища" [6, с. 114]. Они выполняют основные онимические функции: номинативную, индивидуализирующую, идентифицирующую, дифференцирующую, а также дополнительные, свойственные онимам того или иного типа, выделяемые разными исследователями [4, с. 64–65, ср.: 8, с. 274]. В прозвищах на фоне общеонимических функций актуализируется характерологическая функция, поскольку их назначение состоит в том, чтобы назвать человека, выделить его, отличить от других членов социума, дав ему характеристику по той или иной индивидуальной черте.

Подчеркнутой актуализации подвергается эта функция при использовании прозвищ в художественной речи. Они, как и собственные имена в целом, любого разряда, входя в художественное произведение, в художественную картину мира писателя, получают эстетическую нагруженность и особый статус поэтонимов. Показательны в этом плане микроантропонимические номинанты, функционирующие в повестях русского писателя, автора книг для детей и юношества, А.Г. Алексина. Его произведения — это повествования, обычно от первого лица, о взаимоотношениях детей и подростков с миром взрослых.

Нами было исследовано 10 повестей А. Г. Алексина: "Третий в пятом ряду", "Раздел имущества", "Безумная Евдокия", "Сигнальщики и горнисты", "Не мое дело", "Самый счастливый день", "В тылу как в тылу", "Поздний ребенок", "Мой брат играет на кларнете", "Плоды воспитания». В них содержится 15 прозвищ, представляющих интерес в плане и формы, и содержания, и функционирования.

В целом в микроантропонимии способ номинации может быть неразвернутым (осуществляется одним словом) и развернутым (единица включает в себя более одного слова) [3, с. 52]. В анализируемых текстах семь единиц с неразвернутым способом номинации: Ворон, Горнист, Сигнальщик, "декабристка", Могила, Подкидыш, Михмат и восемь — с развернутым: Федька-След, "безумная Евдокия", Екатерина Великая, Васька-Паганини, дядя Леня — "ноль один", Ленька-мерзавец, Роберт-организатор, мой аккомпанемент (номинанты даны в авторском написании).

В повестях прозвищная номинация осуществляется по нескольким типам.

Первый тип прозвищной номинации — по чертам характера, поведению персонажа.

В повести «Третий в пятом ряду» используется прозвище Ворон. Оно подчеркивает отрицательные качества героя, а именно зависть и самолюбие, которые выделяли его среди остальных, причем и во взрослой жизни эти названные качества тоже сохранилось: "Он болезненно переживал чужие успехи. Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. <...> Голубкина ребята прозвали Вороном: он словно кружил над классом, ко всем приглядываясь и всех в чем-то подозревая" [1, с. 9].

В повести «Безумная Евдокия» использовано прозвище, вынесенное и в заглавие произведения.Оно является ключевой номинантой в тексте, частотной (употреблено в тексте шестнадцать раз), возникло в речи персонажа как субъективная характеристика, выражающая отношение Оли (ученицы) к своей учительнице Евдокии Савельевне. Сначала в тексте таким образом выражается отношение только Оли, а потом и родители Оли называют так учительницу: "Характер у нее был вулканического происхождения. Говорила она громко, то восторгаясь, то возмущаясь, то изумляясь... <...>"Наша безумная Евдокия!" — сказала о ней Оля. С тех пор у нас дома ее так и стали называть: "безумная Евдокия" [1, с. 40].

В повести «Сигнальщики и Горнисты» употреблено прозвище «декабристка», в высшей степени положительно характеризующее девушку, которая пострадала в войну, жертвуя собой: "Первый раз фашистские самолеты прорвались к городу через месяц после войны...Мои ребята,жившие в доме, составили график: кому и когда дежурить на крыше. <...> Она скинула с крыши все зажигалки. <...> Два ближних дома горели. А ваш был спасен! Но взрывная волна от фугаски, упавшей неподалеку, сбросила Таню вниз" [1, с. 116]. Прозвище подчеркивает положительную характеристику лица: "Он почувствовал...уловил главное в моей дочери: доброту и отчаянность. Я звала ее "декабристкой". И боялась тех ее достоинств, которые другие очень ценили" [1, с. 119].

Второй тип прозвищной номинации — по выполняемым героем действиям.

В повести «Сигнальщики и Горнисты» употреблены прозвища, вошедшие в заглавие повести. Их носители "горнили и сигналили": "У каждого человека должно быть имя (это обязательно!) и может быть прозвище (если придумают!). У меня же при одном имени было целых два прозвища! Сперва звали Горнистом. <...> А почему вы моего дядю прозвали Горнистом? <...> Горнистом? Не потому, что он играл на горне. Нет...Слуха у него не было. <...> Иногда я хитрила, <...> Придумаю ученику прозвище, которому надо, так сказать, соответствовать, — и наблюдаю, как он бедный, хочет до него дотянуться. <...> Но Андрюше дотягиваться было не надо: он полностью соответствовал своему званию. <...> Без нужды не горнил, а только если следовало предостеречь или объявить тревогу: человек в беде, человек в опасности! <...> Деликатнейший был Горнист. <...> Хочешь я для тебя новое прозвище придумаю? Горнистом уже назвали Андрюшу... <...> Будь Сигнальщиком! И вовсю сигналь, как только потребует жизнь. <...> Хорошо бы побольше было на свете Сигнальщиков и Горнистов" [1, с. 111, 123]. Здесь обращает на себя внимание наращение смысла, семантическая динамика: от выполнения персонажами-носителями прозвищ конкретных действий в конкретных ситуациях до осмысления поведения в жизни, характера жизненной позиции (от конкретного значения к символическому смыслу).

Третий тип прозвищной номинации — по роду деятельности, профессии персонажа.

Вповести «Не мое дело» употреблено прозвище Васька-Паганини, которое не просто выделяет своего "обладателя" среди других, но и характеризует, подчеркивает его необычность путем использования прецедентного имени гения. "Паганини — это, конечно, прозвище. Васька играет на скрипке и учится в школе для одаренных" [1, с. 182].

В повести «Поздний ребенок» употреблена своеобразная номинанта дядя Леня- «ноль один», которая,называя, подчеркивает милосердие его носителя, готовность в любую минуту прийти на помощь; порой в речи героя повести окрашивается добрым юмором. «Дядя Леня живет под нами, на втором этаже. Он врач. Правда, зубной. Но об этом все у нас в доме забыли и вызывают его к себе при любой болезни. <...> У него есть прозвище: дядя Леня — «ноль один». Вообще-то по телефону «ноль один» вызывают не «Скорую помощь», а пожарную команду, но дяде Лене дали такое именно прозвище»...[2, с. 70].

В повести "Мой брат играет на кларнете" встречается номинанта мой аккомпанемент (авторское написание). Она с помощью притяжательного местоимения "мой" выражает особое расположение к персонажу: "В принципе я готов. Но мой аккомпанемент? «Мой аккомпанемент» — так Лева называет студентку Консерватории Лилю, которая всегда сопровождает его сольные выступления. Лиля не только аккомпанирует Леве — она влюблена в него" [2, с. 126].

Четвертый тип прозвищной номинации — по персониму.

В повести "Сигнальщики и Горнисты" введено прозвище учительницы «Екатерина Великая», которое придумали её ученики. Оно было дано классной руководительнице, пользующейся уважением в своем классе, что и отражено компонентом "Великая", передающим в высшей степени положительное отношение к лицу: с его помощью формируется возвышенное представление об учительнице: "Классная руководительница — это был мой чин, — продолжала Екатерина Ильинична. — А было еще и прозвище...Екатерина Великая! Эпитет мне льстил. Но в сочетании с именем...получалось нечто самодержавное. <...> Я нарисовала такой портрет царицы Екатерины, что сравнить меня с ней стало просто неудобно" [1, с. 110].

В повести «Плоды воспитания» функционирует прозвище Михмат, которое дает пасынок своему отчиму: "Еще я придумал ему полушахматное имя «Михмат», так как он был Михаилом Матвеевичем«.В тексте используется элемент языковой игры:" Мне мечталось хоть раз объявить Михмату «мат»" [2, с. 162].

Пятый тип прозвищной номинации — по особенностям речи.

В повести "Раздел имущества" употреблено прозвище Федька-След. Оно имеет положительную окраску, так как девочка, в которую был влюблен Федька-След, отставала в развитии от сверстников, поэтому некоторые обижали её, а он защищал, повторяя каждому, — "Я тебя по любому следу найду": "Когда мне исполнилось тринадцать лет, в меня влюбился самый перспективный из начинающих хулиганов нашего двора — Федька-След. Прозвище он получил потому, что каждую свою угрозу сопровождал предупреждением: Я тебя по любому следу найду" [1, с. 48].

В повести "Самый счастливый день" автор вводит прозвище Могила. Оно дает характеристику другу, которому главный герой доверяет свои секреты. Прозвище не имеет отрицательной окраски, несмотря на внутреннюю форму соответствующего апеллятива: "Могила — это прозвище моего приятеля Женьки. О чем бы Женька ни говорил, он всегда начинал так: "Дай слово, что никому не расскажешь!" Я давал. "Могила? " — "Могила!" — отвечал я. И что бы я ни рассказывал Женьке, он всегда уверял: "Никогда! Никому! Я — могила!«. Он так долго всех в этом уверял, что его и прозвали Могилой" [1, с. 192].

По способу мотивировки прозвища можно разделить на две группы: мотивированные и немотивированные. Все прозвища, введенные писателем в произведения, мотивированные, имеют живую внутреннюю форму, но в некоторых случаях мотивация вытекает (выявляется) из всего содержания произведения, сама же единица-мотивант отсутствует. Ср., например, два прозвища. Так, в повести«В тылу как в тылу» автор использует прозвище Подкидыш, являющееся ключевым (употреблено в тексте двадцать один раз). Оно по-разному окрашено: отец рассказчика негативно относится к Николаю Евдокимовичу из-за ревности, а мать не испытывает к нему неприязни,а напротив, ценит: "Николая в институте звали Подкидышем. — А где тебе подкинули его? — Там и подкинули: в нашем строительном.<...> С тех пор отец стал называть Николая Евдокимовича только Подкидышем" [1, с. 256]. В повести же "Мой брат играет на кларнете" прозвище Роберт-организатор не имеет в тексте прямой мотивации, через апеллятив, но по ходу действия становится ясно, что Роберт организует концерты и другие мероприятия, поэтому и получил такое прозвище [2, с. 130].

Интересная ситуация представлена в повести «Поздний ребёнок» с мотивацией своеобразно функционирующего прозвища Ленька-мерзавец. Прозвище мальчик получил от своего отца. Отец часто называл его "мерзавец", но не с отрицательной окраской, а с любовью и лаской, даже с чувством восхищения и гордости за сына: «Ленька-мерзавец» — зовут меня во дворе. <...> Слово «мерзавец» он всегда произносит ласково, даже нежно. Но мне от этого, конечно, не легче, потому что это самое слово и стало давно моим прозвищем. <…> Вот ведь способный какой, мерзавец! Совсем вчера не учил уроков, у телевизора просидел, а на тройку ответил!» [2, с. 77].В тексте мальчик несколько раз повторяет, что у него есть прозвище, но называть не хочет, что, кстати, создает интригующий эффект. Это связано с тем, что слово «мерзавец» в языке имеет отрицательную коннотацию, в тексте же (в речи отца), напротив, отражает восхищение, то есть наблюдается разрыв, расхождение внутренней и внешней производности, хотя в негативных ситуациях, например, когда мальчик подрался, в прозвище актуализируется внутренняя форма: "Он избил его! Он избил его! <...> Хулиган! Призовите его к порядку. Или я сам... Недаром его зовут... Недаром ему дали это прозвище! — И он выкрикнул мое прозвище. — Заслужил!» [2, с. 76].Таким образом, номинанта имеет разную, даже противоположную коннотацию, в зависимости от прагматики текста — от характера коммуникативной ситуации и адресанта речи.

Неоднородны прозвища в анализируемых повестях и в плане образования.

Так, прозвища «безумная Евдокия» и «Екатерина Великая» образованы синтагматическим способом (или атрибуцией), по которому "создаются биноминанты — единицы в виде субстантивного словосочетания с зависимым адъективом. Суть его состоит в присоединении к существительному <...> прилагательного-конкретизатора. <...> Образованное таким образом словосочетание лексикализуется и в целом выполняет единую онимическую функцию" [5, с. 223]. Например: безумный + Евдокия = Безумная Евдокия. Второе прозвище в этом плане сложнее, здесь проявляется синкретизм: на имя учительницы Екатерина накладывается прецедентная составная номинанта Екатерина Великая.

Прозвища Подкидыш, Ворон, «декабристка», Могила, Горнист, Сигнальщик, мой аккомпанемент образованы путем онимизации, то есть превращения апеллятива в имя собственное. В случае с прозвищем мой аккомпанемент онимизации подвергается все словосочетание.

Микроантропонимы Ленька-мерзавец, Роберт-организатор, Федька-след, Васька-Паганини, дядя Леня — «ноль один» появились как результат действия морфологического способа словообразования в его разновидности соположения (или сложения целых слов) [5,с. 233].

И лишь одно прозвище «Михмат» стоит особняком как образованное морфологическим способом, слоговой аббревиацией, на базе антропонимического комплекса Михаил Матвеевич.

В целом прозвища в произведениях А.Г. Алексина представляют собой немногочленный лексический пласт, но колоритный в плане воздействия на читателя, выполняющий актуализованные характерологическую, художественную, эстетическую роли, усиленные ассоциативным планом образования и функционирования (Ворон, "декабристка"), прецедентным характером имен (Васька-Паганини, Екатерина Великая), несоответствием формы и содержания (Ленька-мерзавец), наложением, наращением смысловых компонентов (в частности символического).

Показательно также, что прозвища используются в произведениях и в ситуациях личного общения, что свидетельствует об отсутствии в них резко отрицательной окрашенности, а это, в свою очередь, отражает доброе отношение автора к своему читателю — ребенку, подростку.

Автор не злоупотребляет прозвищами, не перегружает ими текст, но и обойтись без них не может, поскольку в детской и подростковой среде, эта номинативная категория актуальна, востребована как сигнал неформальных отношений в социуме.

 

Литература:

  1. Алексин А.Г. Третий в пятом ряду. Повести и рассказы.- М.: Молодая гвардия, 1977. — 512 с.
  2. Алексин А.Г. В тылу как в тылу, "Безумная Евдокия" и другие повести.– М.: Детская литература, 1986. — 398 с.
  3. А.В. Гузнова Способы прозвищной номинации в арзамасских говорах//Проблемы языковой картины мира в синхронии и диахронии: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции молодых ученых. Вып. 12. 15–16 апреля 2014 г. — Н. Новгород: Мининский университет, 2014. — С. 50–56.
  4. Климкова Л.А. Нижегородская микротопонимия в языковой картине мира: монография / Л.А. Климкова; науч.ред. И.А. Ширшов; МПГУ. — Арзамас: АГПИ, 2007. -394 с.
  5. Климкова Л.А. Нижегородская микротопонимия: разноаспектный анализ: монография / Л.А. Климкова; МПГУ. — Арзамас: АГПИ, 2008. — 261 с.
  6. Климкова Л.А. Прозвищная номинация в русской языковой картине мира: общий взгляд//Семантика и функционирование языковых единиц разных уровней: сборник научных статей по материалам VIII международной научно-практической конференции (г. Иваново, 6–8 мая 2015 г.). / сост. и науч. ред. И.А. Сотовой (отв. ред.) и др.- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2015. — С. 110–119.
  7. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии.- 2-ое изд., перераб. и доп.- М.: Наука, 1988. — 192 с
  8. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного.– М.: Наука, 1973. — 365 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прозвище, повесть, имя, мой аккомпанемент, Горнист, Алексин, земное пространство, Могила, Мой брат, текст.


Похожие статьи

Читаем произведения Максима Горького на уроках РКИ

Модель урока содержит текст рассказа, упражнения для пред-, при- и послетекстовой работы, а также ключи к заданиям.

В ходе предтекстовой работы преподаватель пишет на доске фамилию, имя, годы жизни писателя.

— Здравствуйте, братья!

Библионимы в творчестве В.П. Крапивина: семантика, типология

Функция номинации (присвоения имени) текста постепенно трансформируется в функцию предикации (присвоения

субъектных: «Крик петуха», «Сигнал горниста» и др.

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка».

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

Это связано с тем, что авторские тексты в сетевом пространстве не издаются, а

Потому что если Сергей Емельянов, герой Алексина, мальчик из благополучно-образцовой семьи, справляется с этой ситуацией

«Герой без лица» в повести А.М. Ремизова «Неуёмный бубен».

Сценарий музыкального спектакля «Сказка о добром экскаваторе»

А ты экскаватор, осторожно выкопай клён из земли. Экскаватор выкапывает деревце и кладёт его в ковш. Ёж: — И захвати с собой побольше земли, и получше поливай деревце на новом месте, тогда корешки будут в полной исправности.

Метафизическая сущность «авось», «небось» и «как-нибудь» как...

Авоська небоське набитый брат, ‹…› послушайте меня, Канеава, не живити кроваво, а живите братней семьёй: авось, небось да какой-нибудь

Таким образом, рассматривая экспликацию дискурсных слов «авось», «небось» и «как-нибудь» в художественном пространстве текста...

Художественный текст на уроке русского языка как иностранного...

могила. берёза, берёзовая роща.

На доске записаны имя, отчество, фамилия писателя, годы его жизни. Вопрос преподавателя

Множественное число существительного «снег» — «снега»рисует огромное пространство холодной военной зимы.

Буква древнерусского алфавита в моем имени

Актуальность: Интересно узнать о самом первом русском алфавите. Расширение своего знания, кругозора по этой теме. Цель работы: – Найти в древнерусском алфавите изображение первой буквы своего имени. – Создать первую букву своего имени в древнерусском стиле.

Приемы работы над изложением на уроках русского языка

Задание: Выпишите последовательно все фактические сведения (даты, географические названия, имена и др.), используя получившиеся записи, запишите текст по памяти.

Похожие статьи

Читаем произведения Максима Горького на уроках РКИ

Модель урока содержит текст рассказа, упражнения для пред-, при- и послетекстовой работы, а также ключи к заданиям.

В ходе предтекстовой работы преподаватель пишет на доске фамилию, имя, годы жизни писателя.

— Здравствуйте, братья!

Библионимы в творчестве В.П. Крапивина: семантика, типология

Функция номинации (присвоения имени) текста постепенно трансформируется в функцию предикации (присвоения

субъектных: «Крик петуха», «Сигнал горниста» и др.

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка».

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

Это связано с тем, что авторские тексты в сетевом пространстве не издаются, а

Потому что если Сергей Емельянов, герой Алексина, мальчик из благополучно-образцовой семьи, справляется с этой ситуацией

«Герой без лица» в повести А.М. Ремизова «Неуёмный бубен».

Сценарий музыкального спектакля «Сказка о добром экскаваторе»

А ты экскаватор, осторожно выкопай клён из земли. Экскаватор выкапывает деревце и кладёт его в ковш. Ёж: — И захвати с собой побольше земли, и получше поливай деревце на новом месте, тогда корешки будут в полной исправности.

Метафизическая сущность «авось», «небось» и «как-нибудь» как...

Авоська небоське набитый брат, ‹…› послушайте меня, Канеава, не живити кроваво, а живите братней семьёй: авось, небось да какой-нибудь

Таким образом, рассматривая экспликацию дискурсных слов «авось», «небось» и «как-нибудь» в художественном пространстве текста...

Художественный текст на уроке русского языка как иностранного...

могила. берёза, берёзовая роща.

На доске записаны имя, отчество, фамилия писателя, годы его жизни. Вопрос преподавателя

Множественное число существительного «снег» — «снега»рисует огромное пространство холодной военной зимы.

Буква древнерусского алфавита в моем имени

Актуальность: Интересно узнать о самом первом русском алфавите. Расширение своего знания, кругозора по этой теме. Цель работы: – Найти в древнерусском алфавите изображение первой буквы своего имени. – Создать первую букву своего имени в древнерусском стиле.

Приемы работы над изложением на уроках русского языка

Задание: Выпишите последовательно все фактические сведения (даты, географические названия, имена и др.), используя получившиеся записи, запишите текст по памяти.

Задать вопрос