Проектная технология и использование литературных произведений в обучении истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 14.11.2015

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Бондарева А. В., Воробьева О. В. Проектная технология и использование литературных произведений в обучении истории // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/archive/102/23181/ (дата обращения: 10.12.2018).



 

Когда-то вопросы чтения были вопросами, а не проблемами. Однако в последнее время ситуация резко изменилась: непрерывное сокращение чтения, падение интереса к литературе становится глобальной проблемой.

По статистике, сегодня больше всех в мире читают жители Индии, тратящие на это занятие  10 часов 42 минуты в неделю. Россия занимает лишь седьмое место рейтинга читающих стран – россияне уделяют чтению семь часов в неделю. Таиланд, Китай, Филиппины, Египет, Чехия – вот страны, опережающие жителей России. Согласно данным Л. Нарусовой, которая является председателем Комиссии Совета Федерации по информационной политике, в 90-х годах XX века 79% жителей России читали хотя бы одно литературное произведение в год, в 2005 году – 63% жителей, 2012 – 54%. Если в 70-е годы XX века регулярно читали детям примерно 80% семей, то в настоящее время – всего 7%. Количество же молодежи, читающей перманентно, снизилось с 48% 1в 991 году до 28% сегодня [1, с. 1].

Многие функции литературы – познавательная, эстетическая, социализирующая, воспитательная остаются невостребованными.

Чтение и литература формируют личность человека, его качества и черты, воспитывают нравственность и патриотизм. Однако с падением интереса к книге падает и уровень воспитания населения.

Воспитание же, в том числе, гражданской позиции, любви к Отечеству – приоритетная задача современного, особенно гуманитарного, образования. Воспитание патриотизма – задача не только филологов, но и историков. Интеграция усилий литераторов и историков поможет решить обозначенную проблему, если использовать в процессе обучения книги по исторической тематике. Этот процесс будет наиболее эффективен при внедрении  проектной техники, которая реализовывает деятельностный подход и нацелена на развитие ученика. Кроме того, именно соединение обозначенных категорий – литература (книга), история (факты), технология проектов (метод) – позволит обеспечить формирование личностых УУД, которые являются наименее определенными для современного учителя.

«Важность метода проектов заключается в сочетании в нем теоретических данных и практической деятельности. Метод проектов играет большую роль в образовании еще и потому, что имеет особенности, отсутствующие в традиционных системах преподавания: осуществление обучающимися самостоятельного выбора, проявление инициативы, познавательной активности» [2, с. 112].

Для решения обозначенной проблемы в современной школе предлагается использовать проектную технологию «Пусть книга оживет». Цель данного проекта – формирование у обучающихся любви к чтению, патриотического сознания, российской идентичности, развитие коммуникативных навыков. В ходе проекта будет осуществлена цепь взаимосвязанных действий: чтение литературы, посвященной Великой Отечественной войне (сложность произведение может варьироваться в зависимости от возрастных особенностей обучающихся); просмотр художественного/документального фильма по книге; закрепление на деятельностном уровне – создание римейка фильма/ съемка собственного фильма по книге (предполагает возвращение к чтению книги для написания сценария), либо историческая реконструкция событий книги.

Для реализации цели выстроена модель, основными компонентами которой являются:

  1. Знаниевый (чтение становится потребностью, книга – один из главных источников информации, исторические события воспринимаются как личные: «Наша история», «Наша Победа»).
  2. Оценочный (установка «Книга – мой друг», положительное отношение к историческим событиям: «Я горжусь победой нашей страны над немецкими захватчиками»).
  3. Деятельностный (формирование отношения «книга-реальность», активное участие в делах на благо своей Родины: «Я готов служить России»).

Н.В. Ратина выделяет следующие «принципы в определении критериев оценивания проектов обучающихся:

-  значимость – должны оцениваться только важнейшие ожидаемые результаты;

- самостоятельность – проект должен свидетельствовать о самостоятельности обучающегося в постановке проблемы и ее решении;

- открытость – обучающиеся должны знать, как именно они будут оцениваться и по каким параметрам;

- параметры оценивания требуется координировать с требованиями к выполняемой деятельности» [3, с. 97].

Среди принципов, положенных в основу проекта «Пусть книга оживет» лежат следующие, формирующие понимание ценности человека и человеческой жизни, принципы:

  • Принцип гуманистического воспитания – создание условий для всестороннего развития и самореализации личности, гармонии с собой и обществом.
  • Принцип деятельностного подхода – организация, направление учебно-воспитательной деятельности ученика в общем контексте его жизни.
  • Принцип личностно-ориентированного воспитания – развитие неповторимой личности, индивидуальности ребенка и его субъектных качеств.

В проекте «Пусть книга оживет» предполагается несколько этапов:

                                                                                                                              Таблица 1
Этапы проекта «Пусть книга оживет»

Этап

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

1.Подготовительный

Формулировка цели и задач, выработка плана действий, определение источников информации и способов сбора информации, планирование итогового продукта, распределение обязанностей среди членов группы.

Выдвижение идей и предположений, наблюдение, косвенное руководство деятельностью.

2.Поисковый

Сбор информации, решение промежуточный задач. Выдвижение и проверка гипотез, фиксирование информации различными способами.

Организация и координирования отдельных этапов проекта.

3.Презентация проекта

Представление результата работы, отчет, ответы на вопросы, формулировка выводов.

Ознакомление с конечным вариантом работы. Координация обсуждений.

4.Оценочно-рефлексивный

Анализ проделанной работы, коллективная оценка и самооценка.

Оценивание усилий обучающихся, их креативности и потенциала.

 

Важность данной проектной технологии заключается в том, что она:

- личностно-ориентирована;

- отражает компетентностный подход в обучении;

- отражает деятельностный подход в обучении;

- способствуют формированию УУД;

- мотивируют обучающихся познавать мир, базируясь на собственном опыте;

- открывают простор для реализации творческих способностей детей. [4, с. 19].

Создание проекта «Пусть книга оживет», посвященного возрождению любви к литературе и патриотического воспитания, на сегодняшний день является необходимостью. Именно метод проектов помогает связать процесс обучения и воспитания с реальной жизнью, при этом развивая самостоятельность и активность ребенка.

 

Литература:

  1. Самые читающие страны мира. Справка. // РИА НОВОСТИ URL: http://ria.ru/spravka/20080611/110842173.html (дата обращения: 11.10.2015).
  2. Бондарева А.В. Проектная деятельность в современной школе // Вестник науки и образования. 2015. № 2 (4). С. 112-115
  3. Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 96 – 101.
  4. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в  школе. 2010. № 5. С. 17-21.


Приложение 1

Класс

Рекомендуемые произведения

5-7 классы

Алексин А. «В тылу как в тылу», «Сигнальщики и горнисты»;Козлов В. «Витька с Чапаевской улицы»; Конецкий В. «Петька, Джек и мальчишки»;  Корольков Ю. «Партизан Лёня Голиков»;  Пикуль В. «Мальчики с бантиками»; Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»; Смирнов С. «Брестская крепость»; Соболев А. «Тихий пост», «Группа «Вера»», «Батальон четверых», «Зеленый луч», «Морская душа»;Твардовский А. «Василий Теркин»; Шолохов М. «Судьба человека».

8-9 классы

Алигер М. «Зоя»;  Антокольский П. «Сын»; Ахматова А. «Клятва. Мужество. Победителям»; Берггольц О.Ф. «Дневные звезды. Говорит Ленинград», «Накануне. Склоняет знамена народ. Февральский дневник»; Байков В. «Память блокадного подростка»; Богданов Н. « Иван Тигров: рассказы о Великой Отечественной войне»; Жариков А. «Солдатское сердце»; Журба П. «Александр Матросов»; Кассиль Л., Поляновский М. «Улица младшего сына»; Коконин Л. «Повесть о военном детстве»; Симонов К. «Третий адъютант»; Смирнов В. «Саша Чекалин».

10–11 классы

Адамович А. «Хатынская повесть»; Алексеев С. «Гвардейский разговор»; Бакланов Г. «Навеки – девятнадцатилетние», «Пядь земли»; Бек А. «Волоколамское шоссе»; Богомолов В. «Момент истины» («В августе сорок четвертого…»);Бондарев Ю. «Батальоны просят огня. Последние залпы», «Горячий снег»; Быков В. «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета»; Васильев Б. «А зори здесь тихие», «В списках не значился», Воробьев К. «Убиты под Москвой. Крик. Это мы, господи!»;Казакевич Э.Г. «Звезда»; Курочкин В. «На войне как на войне»; Никитин С. «Падучая звезда».

 

Основные термины (генерируются автоматически): книга, метод проектов, обозначенная проблема, падение интереса, принцип, проект, проектная технология, Россия.


Похожие статьи

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность.

После революции метод проектов в России применялся по личному распоряжению Н. К. Крупской.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов. Воспитать интерес к обучению в ребенке, обеспечить

педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы «Метод проектовтехнология компетентностно-ориентированного...

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

...продукты.Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек

Проектное обучение в России возникло практически параллельно с разработками

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся...

Проектный метод как эффективный способ воспитания...

Идея проекта «Книга, созданная детьми «Приключения пластилиновой лошадки»» связана с актуальной проблемой современного общества — падением интереса к чтению.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология

Издание книг.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, метод проектов, учащийся, теоретическая основа метода проектов, различный источник информации, учебный материал, проектная технология, иностранный язык, английский язык, подготовка проекта.

Метод проектов как приоритетная инновационная технология...

метод проектов, проект, проектное обучение, английский язык, США, большинство случаев, Россия, телекоммуникационный проект. Похожие статьи. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.

Использование метода проектов на уроке технологии

Применение на уроках технологии метода проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

Ключевые понятия: проект, метод проектов, проектная деятельность.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в

3) тесная связь с событиями истории; 4) навыки работы с текстом, с книгой, с каталогом, со

Метод проектов и осуществление проектной деятельности в обучении возможно лишь в...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность.

После революции метод проектов в России применялся по личному распоряжению Н. К. Крупской.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов. Воспитать интерес к обучению в ребенке, обеспечить

педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы «Метод проектовтехнология компетентностно-ориентированного...

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

...продукты.Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек

Проектное обучение в России возникло практически параллельно с разработками

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся...

Проектный метод как эффективный способ воспитания...

Идея проекта «Книга, созданная детьми «Приключения пластилиновой лошадки»» связана с актуальной проблемой современного общества — падением интереса к чтению.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология

Издание книг.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, метод проектов, учащийся, теоретическая основа метода проектов, различный источник информации, учебный материал, проектная технология, иностранный язык, английский язык, подготовка проекта.

Метод проектов как приоритетная инновационная технология...

метод проектов, проект, проектное обучение, английский язык, США, большинство случаев, Россия, телекоммуникационный проект. Похожие статьи. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.

Использование метода проектов на уроке технологии

Применение на уроках технологии метода проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

Ключевые понятия: проект, метод проектов, проектная деятельность.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую...

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в

3) тесная связь с событиями истории; 4) навыки работы с текстом, с книгой, с каталогом, со

Метод проектов и осуществление проектной деятельности в обучении возможно лишь в...

Задать вопрос