Авторы: Сунцов Егор Александрович, Галицких Елена Олеговна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Сунцов Е. А., Галицких Е. О. Педагогический потенциал чтения классической литературы: быть или не быть? // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 114-116.



)

 

Храните свято классику, товарищи,

Которая в нас исстари заложена.

Ведь в душах, где ей быть всегда положено,

Дымят сейчас порой одни пожарища …

Эдуард Асадов («Крылья души»)

В современном педагогическом сообществе филологов, учителей русского языка и литературы развивается острая дискуссия о том, какое место в литературном образовании школьников должна занимать классическая и современная литература. Какое должно быть их соотношение в читательском опыте учащихся? Как сделать классическую литературу современной и интересной для детей «цифрового века»? Как раскрыть читателям её мудрый психолого-педагогический потенциал, врачующий души и способствующий развитию ума и становлению характера? «Быть или не быть» классике в читательском кругозоре молодых людей? Останется ли классическая литература национальной «скрепой» между поколениями?

А что есть классика?

Я был поражён, сколько классической литературы может быть прочитано так, будто всё было написано сегодня, а тому, кто не знает истории, события прежних времен вовсе могут показаться событиями нынешними, только происходящими где-то в других странах.

Бернхард Шлинк («Чтец»)

Литературные произведения могут считаться классическими, когда проходят через столетие и все же остаются актуальными и увлекательными. В своём творчестве мировые и национальные литературные классики ставят такую философскую, социальную, морально-этическую и общественно-политическую проблематику, которая заставляет серьёзно поразмышлять не только современников самого автора, но и читателей из другой эпохи. Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал классическим произведение, которое выдержало испытание временем.

Лабиринт Разве строки о любви из поэзии Александра Сергеевича Пушкина («Весна, весна, пора любви,/ Как тяжко мне твоё явленье,/ Какое томное волненье/ В моей душе, в моей крови...») или Афанасия Афанасьевича Фета («Шёпот, робкое дыханье./ Трели соловья,/ … Ряд волшебных изменений/ Милого лица …») не заставят биться чаще сердца людей XXI века? А сложные социально-философские и нравственные проблемы, поставленные Фёдором Михайловичем Достоевским в романе «Преступление и наказание», образ противоречивого и мятущегося Раскольникова, трагическая судьба Сони Мармеладовой не заставляют нас и сегодня серьёзно поразмышлять и лучше понять нравственный выбор человека в истории? В XX веке в России несколько раз менялась форма государства, исчез институт дворянства, нравы и пороки которого сатирически изображал Николай Васильевич Гоголь в «Ревизоре» и «Мёртвых душах». Настал новый век, но произведения Гоголя актуальны и в наши дни. Проблемы коррупции, казнокрадства, чинопочитания и глупости никуда не исчезли, хотя и разрушились целые государства, сменились режимы, только вот люди не изменились, нравы прежние, поэтому и Гоголь остаётся в круге чтения людей нового века.

Нельзя не отметить, что классическая литература является еще и главной кладовой грозного, всесильного и горячего слова, то есть «великого и могучего языка», созданного выдающимися поэтами, писателями и мыслителями. Литература ‒ это форма бытия национального литературного языка. Поэтому необходимо знать и читать классику, чтобы сохранить национальную самобытность и колорит русской культуры. В древнем разноплеменном Китае китайцами считали всех, кто знал иероглифы. Наши иероглифы ‒ это классики, Толстой и Пушкин [1].

Классическая литература и Generation Z[1]

Классика – то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает.

Марк Твен

К сожалению, это ироническое замечание Марка Твена становится в наши дни все более актуальным. Надо признать, что количество поклонников чтения резко сократилось, а самое главное: уровень читательской культуры за последнее время сильно упал. Классическую литературу в полной мере и в полном объеме читают очень немногие. Если бы не обязательная школьная программа по литературе, то неизвестно, сколько бы людей уже сегодня не различали между собой Алексея Константиновича Толстого, Льва Николаевича Толстого и Алексея Николаевича Толстого, автора фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина», не знали А.Н. Островского, Н.А. Некрасова,
И.С. Тургенева. В чём же причина? Мы выделим несколько наиболее важных факторов.

Во-первых, развитие всех сфер общества в наши дни достигло небывалой скорости, всё меняется на глазах, в том числе наш быт и язык. Из повседневной жизни исчезли многие слова, ставшие сегодня устаревшими, архаизмами. Скажем, гужевой транспорт ушёл в прошлое, поэтому многие просто не понимают семантики таких слов, как упряжка, оглобля, волочень, бричка, дрожки, дровни и пр.

Известный лингвист, доктор филологических наук, профессор МГУ
С.Г. Тер-Минасова объясняет этот процесс на примере цитаты из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»: «Находился в мелком чине, ехал на перекладных и платил погоны за две лошади». Профессор Тер-Минасова считает, что современный читатель нуждается в разъяснении системы передвижения пушкинских времен. Езда на перекладных возможна только на почтовых трактах, по которым регулярно возили почту с остановками на станциях, где смотрителям предъявляли подорожную ‒ свидетельство о чине, определявшее положенное количество лошадей. Прогоны ‒ это плата за проезд, выделенная казной. И, наконец, главное: две лошади полагались служащим самого низкого звания. Все вместе эти данные характеризуют и рассказчика, и отношение к нему смотрителя, доверившего свою историю человеку именно из низшего, то есть наиболее близкого к нему самому, сословия [2]. Вряд ли Самсон Вырин открылся бы, например, генералу и стал рассказывать ему трагическую историю своей жизни. Знание вышеуказанных фатов необходимо для правильного понимания мысли автора, а если читатель не понимает целый ряд важных фактов, то для него будет неясен и весь текст.

Таким образом, необходимо решать проблему, связанную с непониманием современным читателем языка классической литературы, изобилующего устаревшими словами. Иначе образуется непреодолимая понятийная пропасть, способная серьёзно подорвать позиции классической литературы. Следует выпускать новые издания классики с более полными и содержательными комментариями, объясняющими термины, особенности быта и культуры прошлого. Словесникам необходимо серьёзно подойти к этому вопросу в своей педагогической деятельности, так как каждое новое поколение уходит всё дальше и дальше от эпохи Карамзина, Пушкина, Грибоедов, Гоголя. На уроках литературы нужно больше времени уделять этому аспекту, чтобы ученики лучше понимали текст, проблематику и замысел автора. Можно включить в программу специальные тематические уроки, посвященные именно особенностям языка
А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Во-вторых, в современном обществе одной из самых насущных проблем является дефицит времени. Глобализация, Интернет, социальные сети, всё новые технические средства только лишь иллюзорно упрощают нашу жизнь. Современный человек постоянно находится в информационном потоке, «на связи». На чтение классики, особенно объёмной, многотомной времени просто не находится. И если люди старшего поколения, следуя выработанной ещё с детства привычке, выделяют пару часов для «беседы» с книгой, то большинство представителей Поколения Зет этого сделать не может, отвлекаясь на общение с друзьями в сети, игру на компьютере, просмотр всевозможных сериалов и пр., а чтение классики заканчивается на скудном и примитивном кратком содержании. А.А. Генис замечает, что если раньше русское поле цитат составляли книги, то американское ‒ фильмы, песни, сериалы, звёзды, а сегодня это ‒ универсальный набор, и русскому школьнику легче найти общий язык с американским сверстником, чем со своими родителями [1]. Всё чаще в школах на уроках литературы ученики смотрят экранизации классических литературных произведений вместо прочтения книг, для того чтобы у школьников было хотя бы обзорное представление о сюжетах художественных произведений, все-таки нужно сдавать ЕГЭ.

В-третьих, следует понимать, что человек бездуховный, с низким общим культурным уровнем никогда не прикоснётся к классической литературе, для него она будет скучна и непонятна. Поэтому родителям и учителям необходимо воспитывать у детей интерес к чтению, понимание роли книги в интеллектуальном и нравственном развитии человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв отмечал, что «литература даёт нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллектуальным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание ‒ понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми» [3].

«Куда ж нам плыть?»

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего ‒ люди. Из них на первом месте ‒ родители и педагоги.

Лабиринт А.С. Макаренко

Личный пример увлекательного чтения является одним из основных и наиболее эффективных методов продвижения интереса и любви к книге. Если в семье родители не читают художественную литературу, то, с большой вероятностью, и дети не станут библиофилами. В такой ситуации на помощь может прийти учитель литературы в школе, который владеет «формами продвижения чтения» [4]. Но сегодня миссия учителя по сохранению читателя-школьника исключительно сложна. Современное общество потребления, не чувствуя недостатка в «хлебе», все-таки требует больше «зрелищ», эта же ситуация складывается в школе. Устаревшие методики преподавания стали неэффективны, они не могут заинтересовать современного школьника, поэтому учитель должен искать новые, более интересные подходы к преподаванию литературы. Доктор педагогических наук, профессор ВятГГУ Е.О. Галицких предлагает сделать обязательным условием профессиональной компетентности педагога овладение современными педагогическими технологиями читательской деятельности, без которых они не смогут интегрировать учебную и внеурочную деятельность по литературе. Помогут учителю творческие умения: музыкальные, танцевальные, театральные, интерпретационные. Словесники смогут издавать школьные газеты и журналы в бумажном и электронном форматах, вести клубы литературного творчества, организовывать школьные телестудии и ставить спектакли с детьми. Без этих умений учитель «не удержится» в школе, ему нужно быть содержательным и интересным собеседником, организатором детского творчества [5]. Поле деятельности велико, главное, чтобы в школу приходили энергичные и начитанные педагоги, которые любят, знают и понимают классическую литературу, открытую поиску ответов на смысложизненные вопросы. А девизом может служить фраза известного литературоведа И.Л. Волгина: «Читайте и перечитывайте классику!»

 

Литература:

  1.                 Генис, А.А. Уроки чтения: камасутра книжника. ‒ М.: АСТ, 2014. ‒ С. 11-12. ‒ 349 с.
  2.                 Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: уч.пособие / С.Г. Тер-Минасова. ‒ М.: Слово, 2000. ‒ 624 с.
  3.                 Лихачёв, Д.С. Мысли о жизни. Письма о добром / Д.С. Лихачёв. ‒ М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2015. ‒ С.487. ‒ 576 с.
  4.                 100 форм работы по продвижению чтения, и не только. Словарь-справочник для библиотекаря / Сост. В.Б. Антипова. ‒ М.: Библиомир, 2015. ‒ 175 с.
  5.                 Галицких, Е.О. Педагогическое образование будущих словесников в системе гуманитарного знания / Е.О. Галицких // Приложение №1 к журналу «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета». ‒ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. ‒ С. 81-86. ‒ 187 с.
  6.                 Книга в руках учителя и ученика: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Е.О. Галицких, Л.В. Мошкина. – Киров: Изд-во "Радуга-Пресс", 2013. – 223 с.
  7.                 Инновационный поиск словесников: практики гуманитарного образования: учебно-методическое пособие / сост.: Е.О. Галицких, Т.К. Косолапова; науч. ред. Е.О. Галицких. – Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2015. – 246 с.
  8.                 Чтение как искусство: герменевтический аспект: коллективная монография / сост. и науч. ред. Е.О. Галицких. ‒ Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013.

1

 


[1] Generation Z (Поколение Зет) ‒ термин, применяемый в демографии и культурологи для обозначения поколения людей, родившихся примерно между началом 1990-ых и серединой нулевых.

Основные термины (генерируются автоматически): классической литературы, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, уроках литературы, Николаевича Толстого, классическая литература, классическую литературу, чтения классической литературы, чтение классики, Алексея Николаевича Толстого, языка классической литературы, сердца людей, учебно-методическое пособие, позиции классической литературы, Александра Сергеевича Пушкина, уроках литературы ученики, Льва Николаевича Толстого, Алексея Константиновича Толстого, классическую литературу современной, классическая литература национальной, национальные литературные классики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос