Автор: Решетина Татьяна Константиновна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Решетина Т. К. Конструирование школьниками индивидуальной картины мира средствами литературы // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 106-109.



1

 

 

Скорость, с которой появляются новые знания, неизбежно влияет на становление индивидуальной картины мира современного школьника, которая пишется различными представлениями, переживаниями, взаимоотношениями с ровесниками и взрослыми. Большое значение имеют моральные принципы, поведенческие нормы, ограничения и многое другое, что составляет понятие «гражданское общество». Во многом индивидуальная картина мира ребенка зависит от личности учителя, от желания педагога и его умения оперативно откликаться на рациональные новообразования и их использование в процессе обучения и воспитания, отвнедрения инновационных технологий в практику школьной дидактики. Нельзя забывать, что на развитие личности также влияют художественные произведения, которые, со своей образной системой, проблемами, персонажами, представляют некий конструкт траектории развития подростка в правовом обществе.

Современный школьник находится в поиске настоящей книги, которая смогла бы ответить на сложные вопросы, стать верным другом, показать, что нет безвыходных ситуаций, что каждый человек обязательно кому-нибудь нужен, что рядом находится кто-то, остро нуждающийся в нашей помощи. Задача процесса воспитания и обучения – создать условия для встречи читателя с книгой, которая реально может способствовать формированию базовых национальных ценностей (патриотизм, природа, традиционные российские религии, семья, наука, социальная солидарность, гражданственность, человечество, искусство и литература, труд и творчество). Школа нравственной культуры ребенка начинается с книги, которая дает представление о гуманизме, доброте, бескорыстии, поможет воспитанию чести и достоинства личности. Мы понимаем, что духовные ориентиры и способность воспринимать мир полноценно и всестороннее формируют не только образ мышления, но и образ жизни, который служит утверждению нравственных ценностей.

Художественные произведения, написанные специально для подростковой аудитории, могут по-разному интерпретироваться (например, пересказ, фильм, мультфильм, аннотация, рецензия, анализ, веб-квест, буктрейлер), поэтому одной из задач школы является формирование медиаграмотности, которая стала неотъемлемой составляющей общей грамотности и культуры человека. Успешная социализация подрастающего поколения напрямую связана с тем, насколько юноша или девушкасо своей индивидуальной картиной мира сможет жить в совершенно новом окружающем пространстве.

Именно активное внедрение медиаобразованиянастановление и развитие индивидуальной картины мира решает проблему успешной социализации юношества: 1) формируется терминологическая грамотность; 2) развивается критическое мышление и «критическая автономия относительно медиа»; 3)вырабатывается умение «читать» медиатекст.

Одной из составляющих медиаобразования является медиапроект, роль которого в процессе конструирования школьником индивидуальной картины мира средствами литературы переоценить невозможно. Само понятие является интегрирующим. На уровне внутрипредметной интеграции включает в себя искусство создания медиатекстов при помощи медиатехники (медиа-арт); воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации (медиавоздействие); восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов (медиавосприятие).[3]

Медиапроект как образовательная технология является связующим звеном между обучением и воспитанием, причем позволяет эффективно организовать межпредметную (в широком смысле) проектную деятельность школьников, нацеленную на становление и развитие у подрастающего поколения индивидуальной картины мира. [2] Медиапроект выступают в роли своеобразного конструкта, который включает в себя технологические приёмы медиаобразования, расширяющие горизонты окружающей действительности.

Так, например, создавая медийную репрезентацию по сказке-притче Экзюпери «Маленький принц», подросток активизирует знания по русскому языку, литературе, истории, географии, математике, информатике и работает над собственным видением проблематики художественного произведения. В результате получается не просто интерпретация текста с использованием информационно-коммуникационных технологий, а конечный продукт медиапроекта (чтение произведения и его осмысление, поиск иллюстративного материала, репрезентаций (мультфильмы, художественные фильмы), рецензий, отзывов, иллюстрирование, обдумывание замысла, написание текста и прочее) – собственный медиатекст, в котором помимо авторского голоса явно слышится голос читателя-школьника. Картина мира Экзюпери трансформируется в индивидуальную картину мира подростка. [1]

Один из видов медиапроектов – интервьюирование – формирует критическое мышление обучающегося и включает в себя несколько этапов: первый и самый главный – вдумчивое прочтение произведения, определение проблематики, акцентирование внимания на наиболее захватывающих и понравившихся эпизодах, продумывание вопросов, на которые хотелось бы получить ответы, определение круга респондентов. Второй этап – собственно интервьюирование и обработка материалов (написание текста и его оформление, включение в текст видеозаписи). Заключительный этап (так как это медиапроект) – размещение интервью в средствах массовой коммуникации (школьная газета, официальный сайт школы, страница в социальной сети, образовательный портал) с обязательной возможностью обратной связи. В процессе работы над интервью в развитии личности подростка появляются новообразования, которые расширяют индивидуальную картину миру.

Еще одна уникальная особенность медиапроекта – это его проникновение и дальнейшее функционирование в разных социальных институтах и сферах человеческой деятельности.

Так, довольно давно в библиотечной среде и совсем недавно в системе образования «живёт» технология создания буктрейлера (короткий медиатекст, цель которого привлечь внимание к книге и «заставить» её прочитать, осмыслить и подтолкнуть к созданию собственной репрезентации). Интеллектуальный продукт распространяется как в реальной среде (образовательное учреждение, учреждения дополнительного образования, детско-юношеские библиотеки), так и виртуальной (интернет). Учитывая реалии современности и активную «жизнь» подростков и юношества в социальных сетях, буктрейлер – это один из способов воспитания грамотного читателя (человека с активной жизненной позицией, любящего книгу, умеющего её читать, понимать замысел автора и интерпретировать). Следует помнить, что сам по себе данный интеллектуальный продукт остается только явлением, у которого есть свои определенные социальные цели. Для того, чтобы буктрейлер стал одной из составляющих при конструировании школьниками индивидуальной картины мира, необходимо обрамление, усиливающее нравственное, эмоциональное воспитательное воздействие, побуждающее к действию и саморазвитию. Аудиовизуальный ряд (в жанре буктрейлера) в формате медиапроекта целесообразно усиливать текстом, адресовать конкретной аудитории, поэтому важным является целеполагание. Работа над буктрейлером в рамках медиапроекта нацеливает на анализ скрытых смыслов произведения и формирует ассоциативное мышление подростков. Важно отметить, что одной из особенностей медиапроекта является создание медиатекста для широкого круга потребителей. Тесное сотрудничество школы с различными учреждениями культуры, в первую очередь с библиотеками, способствует успешной социализации подрастающего поколения (проект не ради проекта, основная цель – просветительская).

Так, например, на фейсбуке размещен медиапроект по книге Альберта Анатольевича Лиханова «Непрощенная», который включает в себя отзывы компетентных читателей, несколько фотографий автора в кругу читателей и собственно буктрейлер о произведении.

(просмотр буктрейлера)

Медиапроект по произведению А.А. Лиханова – это не просто знакомтво с книгой, это целый мир автора, героини повести, это эпоха (!), показанные за три минуты. Именно столько времени необходимо, чтобы удержать внимание будущего читателя и помочь ему определиться с выбором. Всю дополнительную информацию, ответы на возникшие вопросы можно найти в визуально-текстовом ряду медиапроекта. Таким образом, буктрейлер также является эффективным педагогическим конструктом в процессе совершенствования индивидуальной картины мира школьника средствами литературы.

Центральной составляющей медиапроекта является буктрейлер, поэтому очень важно, чтобы выбор того или иного текста как носителя диалога зависел от возрастных и индивидуальных особенностей развития школьников, поэтому он должен быть не только поверхностно понятен, но и подсознательно близок им по своей культурологической составляющей. При создании буктрейлера необходимо акцентировать внимание на том, что любой медиатекст, который «рождается» в процессе работы над медиапроектом, является носителем человеческой морали. Следовательно, в нем обязана прочитываться образная система, влияющая на становление высоко духовного гражданина своего Отечества.

В настоящее время, когда на книжном рынке появляются новые художественные произведения для подростков отечественных и зарубежных авторов, необходимо находить возможности для детального знакомства с текстами, например, через проектную научно-исследовательскую деятельность. Так, среди разножанровой детской литературы определенную нишу стали занимать повести, в которых не просто прослеживается четкая грань между «традиционной» и «новой» школой, а весь сюжет «завязан» на сопоставлении процессов обучения и воспитания, причем в произведениях показываются идеальные учебные заведения, реализующие государственные Стандарты второго поколения. Главное действующее лицо – подросток – через себя пропускает все изменения системы образования. Его сознание находится в стадии перехода и привыкания к новым для него условиям и требованиям со стороны инновационной школы.

Например, в «Берлоге» Георгия Мантурова главный герой Димон, выпускник девятого класса обычной московской школы, после участия в креативном анкетировании попадает в элитное экономическое учебное заведение и начинает активно осваивать программу 10-11 классов, совмещая учебу с реализацией собственного коммерческого проекта по разработке, организации производства и нахождения рынка сбыта громоотводов. Большое внимание в тексте уделяется личности учителя; формам, методам и средствам обучения; научно-исследовательской работе. На примере предмета «Литература» показан алгоритм выполнения проекта, по итогам которого Димон приглашается в Рим на международную филологическую конференцию. Специфика работы над научно-исследовательским проектом по литературе предполагает разные виды деятельности: поиск материала в интернете, работа в библиотеке; изучение литературы; формулировка гипотезы; защита. У юного читателя также появляется возможность, идентифицируя себя с героем, попробовать поучиться в новых условиях, а в последствии проанализировать собственное отношение к учебе, к общественным поручениям, к качеству выполнения домашних заданий и реально оценить свой личностный уровень и готовность к обучению в изменяющихся условиях.

Пристального внимания заслуживают произведения Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Гимназия № 13», «Я хочу в школу». Повести предназначены для чтения как детьми, так и взрослыми (родителями, школьными психологами, учителями, администрацией школ и др.). Герои книг – школьники, глазами которых показан образовательный процесс, а, главное, через диалоги и монологи передается восприятие окружающего: одноклассников и их поступков, учителей, оборудования в классах, организации деятельности во время перемен и многого другого, что составляет основу такого судьбоносного и загадочного явления как Школа.

Так, в «Гимназии № 13» действие происходит вокруг векового «заколдованного» дуба, который является центром всей детской жизни, но в первый весенний месяц его активно «уничтожают», освобождая пространство внутреннего дворика для света. Антоха Волков, ученик 7 «Г» класса, в одну из перемен поспорил с десятиклассником, что сможет свалить дерево, которое все любят. Именно с этого момента начинается действие. Мишка Беркин, Люба Метелкина, Леля, Севка Рогов вместе с Антохой во время весенних каникул тайно попадают в школу, знакомятся с «кабинетными», «столовыми», «заловыми» (по аналогии с «домовым») и другой «нечестью», которые, вступая в контакт друг с другом, пытаются решить проблему сохранения-уничтожения дерева-символа. И снова мы видим образ нового ученика, способного к аналитическому мышлению и быстрому принятию решения, умеющего адекватно общаться с людьми разных возрастных категорий.

Особого внимания заслуживает произведение «Я хочу в школу», в котором четко прослеживается грань между «новой» и «старой» системами государственного обучения и воспитания. Завязка произведения не позволяет понять, где происходит действие, и кто главные действующие лица, у которых имена чередуются с прозвищами: Юлька-Кошка, Ворон, Димка, Анечка, Женька, Артем-Молчун, Впалыч. Ясно вырисовывается какая-то игра между двумя группами: «Птицами» и «Ежами». Интригующее начало вызывает массу вопросов: что, где, кто, почему, зачем? И только через несколько страниц становится ясно, что это учебное заведение, в котором есть такой предмет Психология, и ведет его учитель Виктор Павлович. На занятиях все равны. Школьники учатся работать в коллективе и достигать поставленной цели через доверие-неверие друг другу. Ученики не рвутся на перемены, увлекаются настолько, что не слышат звонков.

Всё произведение строится на антитезе: инновационная – традиционная системы обучения, со всеми вытекающими последствиями. Главная героиня восьмилетняя девочка Аня и её друзья по группе болезненно переживают закрытие школы и перевод в обычное учебное учреждение. Используя различные художественные приёмы, авторы показывают, как психологически в новых условиях меняется ребёнок, как проходит переосмысление и принятие совершенно незнакомого образовательного пространства от «Я не хочу в школу!» до «Я хочу в школу!».

Повести Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак интересны с точки зрения языка и стиля изложения, композиции и образной системы. В них, через призму детского восприятия, показан окружающий мир, как множество индивидуальных картин мира школьников.

Таким образом, работа над медиапроектом – процесс, который требует: 1) вдумчивого прочтения (возможно, неоднократного перечитывания); 2) поиска иллюстративного и звукового рядя; 3) создания ёмкого речевого высказывания для читателей определенной возрастной категории; 4) умения работать в различных компьютерных программах (графических, видео- редакторах, создания презентаций); 5) умение работать в команде и прогнозировать результат деятельности.

Нельзя забывать, что развитие современного общества (экономическое, политическое, научно-техническое, культурное) неизбежно влияет на систему образования, которая складывается веками. Каждая эпоха вносит свой вклад в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Цель образования, в том числе и в настоящее время, не сводится только к формированию социально активной личности. Важно, чтобы в процессе интенсивных изменений развитие ребенка было гармоничным, чтобы он после профессионального самоопределения смог считать себя полноправным высоко духовным, физически здоровым, интеллектуально развитым гражданином своего Отечества, чтобы мир ребенка органично вливался в окружающую действительность и составлял с ним единое целое.

 

Литература:

  1. Кузина И.В., Миронычева В.Ф. Этико-эстетический анализ художественного произведения (по сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») // Образование в современной школе. – 2012. – №11. – С. 22-25.
  2. Миронычева В.Ф. Продуктивное проектное обучение на уроке литературы как средство саморазвития старшеклассников // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – №6. – С. 83-87.
  3. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. / А.В. Федоров – Таганрог: Кучма, 2004. – 340 с.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальной картины мира, школьниками индивидуальной картины, картины мира средствами, мира средствами литературы, Похожая статья, становление индивидуальной картины, индивидуальной картиной мира, художественные произведения, картины мира школьника, поколения индивидуальной картины, развитие индивидуальной картины, эстетической картины мира, школьником индивидуальной картины, Конструирование школьниками индивидуальной, мира современного школьника, культурной картины мира, художественного произведения, индивидуальную картину мира, личности учителя, критическое мышление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос