Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем студентами педагогических вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 751 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, А. А. Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем студентами педагогических вузов / А. А. Кузьмина, Т. Т. Щелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23167/ (дата обращения: 16.04.2024).



 

Современное российское общество сформулировало системе образования новый социальный заказ – подготовка специалистов, выпускников педагогических ВУЗов компетентных в различных сферах общественной жизни, способных успешно применять полученные знания в решении профессиональных задач. Формирование профессиональной компетентности требует применения системно-деятельностного подхода. Это обусловливает необходимость внедрения в процесс вузовского образования эффективных технологий: технологии анализа конкретных ситуаций, технологии рефлексивного обучения и организации проектной деятельности. Данные технологии могут быть успешно использованы при изучении студентами социально-педагогических проблем посредством детской литературы.

Познавательные возможности художественной литературы в изучении и понимании социальных явлений достаточно полно представлены в работах Р.Р. Москвиной, Г.В. Мокроносова, В.П. Зинченко, А.С. Роботовой. В работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукиной отражены принципы деятельностного подхода, позволяющего обосновать развитию профессиональной компетентности будущего педагога посредством использования художественной литературы в образовательном процессе. Анализ художественной литературы способствует более прочному закреплению в памяти изучаемый материала, поскольку привлекаемые яркие художественные образы, отличаясь правдивостью и убедительностью, развивают образное мышление, облегчают восприятие и усиливают идеологическую направленность преподавания, что дает возможность довести до сознания студентов содержание темы в доступном конкретном виде.

Поскольку, образное мышление – это поиск и открытие нового, мыслительную деятельность студентов, изучающих социальную педагогику необходимо направлять на определение причинно-следственных связей, раскрытие взаимно обусловленных фактов. Для более глубокого понимания социально-педагогических проблем мы стимулируем образное мышление студентов с помощью художественной литературы. Некоторые изучаемые темы позволяют полностью построить занятие на материале источников. Форма данных занятий – исследование. В ходе занятий у студентов развивается форма научного познания, поскольку осуществляется сравнительный анализ художественной литературы с другими источниками (научная литература, гражданско-правовые акты) по данной теме.

Наиболее активно мыслительный процесс протекает во время решения проблемных ситуаций. Проблемный метод предполагает выдвижения собственных идей. В данном случае художественную литературу можно использовать, например, как постановку проблемного вопроса, или можно создать ситуацию, когда проблемный вопрос исходит от героя художественного произведения.

Методика использования детской художественной литературы включает в себя задания разных типов:

  •                  задания на знакомство с художественными произведениями;
  •                  задания на определение социально значимых проблем в представленных художественных текстах;
  •                  задания на использование фрагментов художественных произведений в обосновании собственной профессиональной позиции;
  •                  задания на творческое самовыражение в решении описанных в тексах социально-педагогических проблем.

Отбирая произведения художественной литературы для занятий по социальной педагогике, мы учитываем, прежде всего, познавательную и воспитательную ценность материала. На наш взгляд, отрывки из произведений художественной литературы должны содержать:

1) живое изображение существующей действительности;

2) четко выраженные социально-педагогические проблемы;

3) ярко прописанные личностные особенности главных героев литературного произведения.

В качестве примера можно привести как произведения, давно нашедшие своих читателей и ставшие популярными среди детей, подростков и юношей многих поколений: Анатолия Алексина «Безумная Евдокия», «Мой брат играет на кларнете»; Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер», «Трое с площади Карронад», «Мушкетер и фея»; Валентины Осевой «Динка», «Васек Трубачев и его товарищи»; Владимира Железникова «Чучело», «Жизнь и приключения чудака», Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», так и современных авторов: Тамары Крюковой «Костя +Ника», «Триптих в черно-белых тонах»; Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска», «Шекспиру и не снилось»; Ирины Костевич «Мне 14 уже два года», «Предатели»; Дины Сабитовой «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени»; Николая Назаркина «Изумрудная рыбка».

Данные проведенного опроса свидетельствуют, что студенты, изучающие педагогические дисциплины, в частности социальную педагогику, осознают, что художественная литература способствует более глубокому осознанию социально-педагогических проблем, что достигается, во-первых, яркой иллюстрацией научного материала, обогащением его художественными сюжетами, во-вторых, пробуждением живого интерес к явлениям общественной жизни, в-третьих, усилением эмоционального переживания. В произведениях детской художественной литературы достоверно раскрываются различные аспекты социально педагогической действительности. Обучающиеся отмечают, что авторы современных детских произведений чаще всего затрагивают проблемы взаимоотношений детей и подростков со сверстниками и взрослыми и признают детскую литературу важным источником знаний современных социальных проблем общества.

Произведения детской художественной литературы не только повышают культурный уровень, формируют духовно-нравственные ценности, развивают когнитивную и эмоциональную сферы, но и влияют на становление профессиональных и личностных качеств студентов.

Ю.С. Матросова рассматривает возможности использования художественной литературы в процессе изучения педагогических дисциплин, формирующие профессиональную компетентность студентов:

  •                  расширение кругозора;
  •                  развитие интереса к изучаемым педагогическим явлениям;
  •                  осмысление ценностных ориентаций, что позволяет осуществлять осознанный выбор способа решения профессиональных задач;
  •                  развитие способностей осуществлять рефлексию и самооценку [4].

Использование произведений детской художественной литературы в процессе изучения педагогических дисциплин оказывает влияние на осмысление студентами ценностно-целевых ориентиров будущей профессиональной деятельности.

Исследование по формированию профессиональной компетентности студентов, формируемой в процессе вузовского образования, проводилось на базе психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского в нем приняли участие 84 обучающихся, из них 44 человека экспериментальная группа, (изучающие социальную педагогику с использованием произведений детской художественной литературы) и 40 человек контрольная группа.

Студенты экспериментальной группы изучали отдельные темы по дисциплине «Социальная педагогика» с использованием произведений детской художественной литературы. Во время занятий студенты не только определяли социально-педагогические проблемы, затрагиваемые авторами произведений, сравнивали их с современной действительностью, анализировали характерологические и личностные особенности главных героев, выявляли объективные факторы и субъективные и предпосылки превращения их в жертву неблагоприятных условий социализации. Будущие социальные педагоги предполагали пути решения проблемы, основываясь на знаниях социально-педагогической виктимологии, защищали свои проекты, аргументировано обосновывая собственную точку зрения.

В ходе эксперимента оценивалась способность будущих специалистов определять суть проблемы и решать задачи, возникающие в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности. При этом учитывалось, используются ли научные знания, социальный опыт (собственный или литературных героев), его разнообразие и многогранность. Определялась способность студентов:

  •                  к решению социально-педагогических задач;
  •                  защите собственной позиции в дебатах и дискуссионных беседах;
  •                  интеллектуальный уровень при выполнении творческих заданий.

Результаты исследования отражены в таблице 1.

Таблица 1

Формирование профессиональной компетентности студентов

группа

нестандартное решение социально-педагогических задач

убедительная защита собственной позиции

высокий

интеллектуальный уровень

успешно

неуспешно

успешно

неуспешно

успешно

неуспешно

контрольная

20 чел

(50 %)

20 чел

(50 %)

25

(62,5%)

15

(37,5%)

10

(25%)

30

(75%)

экспериментальная

34

(77,3 %)

 

10

(22,7 %)

38

(86,4%)

6

(13,6%)

25

(56,8%)

19

(43,2%)

 

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе 77,3 % студентов нестандартно решают педагогические задачи, результаты их работы отличаются оригинальностью и своеобразием, что на 27,3% больше чем в контрольной группе. Вместе с тем, половина студентов контрольной группы обнаруживают стереотипное мышление при выполнении аналогичных заданий.

Обучающиеся экспериментальной группы более успешны в дискуссиях и дебатах, их защита аргументирована, в качестве доказательства они имеют возможность использовать примеры из произведений художественной литературы. Всего 13,6% студентов экспериментальной группы неубедительны в отстаивании собственной точки зрения, что на 23,9% меньше, чем в контрольной группе.

В процессе выполнения творческих заданий 56,8% студентов контрольной группы успешно демонстрируют высокий уровень интеллекта и креативность, что на 31% больше, чем в экспериментальной группе.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, о том, использование детской литературы способствует формированию профессиональной компетентности студентов.

Таким образом, детская художественная литература позволяет глубоко исследовать социально-педагогические проблемы, расширяет кругозор, развивает культуру мышления и его вариативность, способствует усвоению традиционных духовно-нравственных ценностей, влияет на становление профессиональных и личностных качеств будущих специалистов.

 

Литература:

  1. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: Методическое пособие / О.В. Акулова, A.A. Ахаян, E.H. Глубокова и др. Под ред. С.А. Гончарова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 174 с.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
  3. Концепция модернизация российского образования. [Электронный ресурс]. URL: http://civilg8.ru/priority/education/4540.php (дата обращения: 14.10.2014)
  4. Матросова Ю. С. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя средствами художественной литературы. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-sredstvami-hudozhestvennoy-literatury (дата обращения 15.10.2015)
  5.          Мудрик А.В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: учебное пособие [Текст] / А.В.Мудрик, Т.Т. Щелина. – М.: NOTABENE, 2008. – 218 с.
  6. Роботова А.С. Словесно-гуманитарные основы самообразования: рефлексия биографического времени [Электронный ресурс]. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2083(дата обращения 16.10.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, детская художественная литература, экспериментальная группа, контрольная группа, профессиональная компетентность студентов, социальная педагогика, задание, использование произведений, проблема, произведение.


Похожие статьи

Детская литература как средство изучения...

экспериментальная группа, контрольная группа, проблема, студент, существующая действительность, произведение, проблемная ситуация, детская литература, социальная педагогика, детская художественная литература.

Художественная литература как средство... | Рубрика: Педагогика

художественная литература, ребенок, произведение, практическая помощь, нравственный опыт, нравственное воспитание, дошкольный возраст, дошкольное образование, бережное отношение, родная страна.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Е. А. Флериной была детально разработана методика использования художественной литературы в детском саду.

В него входят несколько групп произведений: произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы...

Интерес к художественной литературе

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов.

Психолого-педагогический потенциал художественной...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию. Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Похожие статьи

Детская литература как средство изучения...

экспериментальная группа, контрольная группа, проблема, студент, существующая действительность, произведение, проблемная ситуация, детская литература, социальная педагогика, детская художественная литература.

Художественная литература как средство... | Рубрика: Педагогика

художественная литература, ребенок, произведение, практическая помощь, нравственный опыт, нравственное воспитание, дошкольный возраст, дошкольное образование, бережное отношение, родная страна.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Е. А. Флериной была детально разработана методика использования художественной литературы в детском саду.

В него входят несколько групп произведений: произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы...

Интерес к художественной литературе

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов.

Психолого-педагогический потенциал художественной...

Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию. Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Задать вопрос