Автор: Вострикова Дарья Владимировна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Вострикова Д. В. Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира Николаевича Крупина как источник нравственного воспитания учащихся на уроках литературы // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 77-79.



 

И всегда мне хочется, чтобы в наших семьях были такие минуты, а может, и часы чтения, когда взрослые читают, а деточки слушают. В этом редчайшее единение душ и сердец (В.Н. Крупин).

Проблема педагогического содействия развитию душевных сил ребенка, его стремления к активной, творческой деятельности находится в центре внимания учителя литературы. И любое обучение должно начинаться с возбуждения интереса, любви к изучаемому предмету, поэтому учитель должен быть знатоком своего предмета, артистом и даже врачом, по мнению Е.Н. Ильина, который сможет открыть юным ученикам удивительный мир художественной книги. А в наше время Интернета, телевидения, компьютерных игр не все ученики любят и умеют вдумчиво читать, поэтому важно использовать приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие, сопереживание и активизацию интеллектуальных возможностей читателя – сотворчество.

В последнее время особое внимание учителей-словесников уделяется литературе родного края, и сразу можно вспомнить слова Н. М. Карамзина «Россия сильна провинцией». Сегодня становится очевидным, что русская литература так или иначе связана с литературой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту основу, без которой было бы немыслимо рождение гениальных произведений отечественной литературы. Важность изучения родного края и использования в обучении и воспитании подчеркивалась в трудах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинского и др.

Образованному человеку необходимо быть не только знающим и сведущим в какой-либо сфере деятельности, но и быть подготовленным к жизни, умеющим ориентироваться в сложных проблемах современности, способным найти и осмыслить свое место в мире. Для этого современная школа вводит новые интегрированные предметы, изучающие родной край, в том числе и литературу родного края.

История литературной жизни нашего Вятского края содержательна и интересна. Вятская земля подарила России таких писателей, как Е.И. Кострова, А.С. Грина, Л.В. Дьяконова, А.А. Лиханова, В.А. Ситникова, М.П. Чебышеву и многих других известных прозаиков, поэтов, публицистов.

Особое место в литературе Вятского края занимает творчество современного классика Владимира Николаевича Крупина. Писатель родился и вырос в вятской глубинке – селе Кильмезь Вятского края, прошел уникальный и непростой путь творческого становления, сейчас живет в Москве и плодотворно занимается любимым делом: ежегодно выходят новые статьи, сборники рассказов и повестей. В центре его внимания находится судьба России, а значит судьбы каждого из нас. «У нас нет запасной родины, только Россия», - в этих словах суть творчества В.Н. Крупина.

Особое место в творчестве В.Н. Крупина занимает тема детства, которая играет определяющую роль: «Детство – главное время нашей жизни. Оно навсегда. Его царапины, обиды, переживания со временем забываются, и остается одно: всесветное сияние счастья быть на Божьей земле» [7, с.5]. Именно эта тема является ведущей в рамках литературы Вятского края, т.к. она способна вызвать у детей собственные впечатления, воспоминания, мысли. Эта тема проходит через весь курс литературы в школе и способствует созданию условий для духовного роста. «Духовный опыт детства – это один из источников силы нравственного, благоговейного отношения к миру, восхищения чудом всего живого на земле» [1, с.25]. Именно такое нравственное отношение к миру является задачей образования: «Сверхзадача системы уроков о детстве – служить соединению поколений, «отцов и детей», учеников и их родителей, чтобы «не погасла свеча» любви и благодарности, чтобы искусство осветило, просветило и сделало ясным для юных читателей духовный опыт детства» [1, с.26].

Книга В.Н. Крупина «Легкие облака» с подзаголовком «Книга о Родине» достойна особого внимания во время изучения литературы Вятского края. Она вышла в 2010 году в серии «Антология Вятской литературы» и включила в себя произведения писателя разных периодов: это и рассказы («Бумажные цепи», «Дети кочегара», «Босиком по голубому небу»), и повести («Варвара», «Мы не люди, мы вятские», «Крестный ход»), и дневниковые записи писателя («Тают снега. Весенний дневник», «Вятская тетрадь»). Но объединяет их одна общая тема – Вятская земля, Малая Родина писателя, и судьбы ее жителей.

Героями книги В.Н. Крупина «Легкие облака» являются дети, подростки, юноши и девушки, простые русские люди, живущие трудовой жизнью. Все они сталкиваются с главными жизненными вопросами о смысле бытия: каково предназначение человека, зачем он приходит в этот мир. И находят простой ответ: не надо враждовать, гнаться за суетным, а надо радоваться каждому дню своего пребывания на земле, обязательно делать что-то хорошее, нужное людям, живущим рядом, и видеть красоту божьего мира.

Родное для писателя село Кильмезь – лучшее место во всем мире, без которого бытие становиться бессмысленным: «Такое ощущение, что я всегда жил одновременно и в Кильмези, и в постижении мира» [7, с. 145]. Так в рассказе с говорящим за себя названием «Кильмезь, сердце моё!» В.Н. Крупин вспоминает дни своей молодости, родителей, которых уже давно нет, но память о них согревает душу, и восхваляет Малую Родину: «Родина моя, милая моя, солнышко мое незакатное! Сколько места в моей жизни занимают молитвы мои, сны и воспоминания о тебе? Все больше и больше…» [7, с. 141]. Писатель говорит: «…нет ни одной тропинки, ни одной доски деревянного […] тротуара, куда бы не ступала моя нога», подчеркивая тем, как сильно он любит это село, в котором есть у каждого свое особое место. Это Красная гора – высокий, обрывистый берег реки и сказочное место для писателя, которому посвящен рассказ «Красная гора»: «Но как же не любить жизнь, когда она так магнитна во всем? Ведь это именно она тянула к себе, когда звала на Красную гору […]. Я шел в детство, на блеск костра на песке, на свет ромашек, на тихое голубое свечение васильков во ржи […], шел оживить в себе самого себя…» Н. И. Злыгостева отмечает, что для В. Н. Крупина «именно здесь на Красной горе пересеклись, соединились пути земные и небесные» [5, с. 6].

Тема родины и детства тесно переплетаются в каждом рассказе сборника. И среди произведений, вошедших в сборник, есть такие, которые идеально подойдут для прочтения в 5-9 классах. Например, в 5 классе можно открыть повесть под названием «Большая жизнь маленького Ванечки». В этой повести показано, как главный герой Ванечка взрослеет и постигает простые, но великие истины: понимает о важности бескорыстной помощи по хозяйству старшим («Баня», «Березовые веники», «Как Ваня грядки полол»), начинает ценить дружбу («Плохо без друзей», «Самокат») и семейные узы («Отцовское поле», «Папино письмо», «Встреча с героем»). Согласимся со словами Е.О. Галицких: «Целый мир чувств в душе героя открывает автор юным читателям: любовь к родным и близким людям […], чувство благодарности за заботу, нежность к «братьям нашим меньшим», способность понять важность дружбы, радость от своих полезных дел, тревога за общие результаты страды, ответственность за себя» [2, с.44].

Любовь к родному краю, его истории, традициям и духовным ценностям закладываются с детства. В разговорах за ужином, в помощи по хозяйству родителям, в проведенном времени в кругу всей семьи закладывается система великих ценностей. Так в рассказе «Бумажные цепи» вся семья старательно готовиться к Новому году: вместе достают из пыльных коробок самодельные игрушки и развешивают на выбранную отцом елочку, которую аккуратно украшают гирляндой – «бесконечные бумажные цепи» и с нетерпением ждут новогоднего чуда. Автор-рассказчик в конце повествования делает вывод: «Думаю теперь, что именно этими бумажными цепями я не елочку украшал – я себя приковывал к родине. И приковал. Приковал так крепко, что уже не откуюсь» [7, с. 15].

Книга «Легкие облака» заканчивается коротким, но содержательным рассказом «Босиком по небу» где главный герой-рассказчик обращается к воспоминаниям своей матери о его детстве. Мама с сыном шли на сенокос через поле, засеянное льном, которое сливалось воедино с голубым небом: «А уж как лен цветёт, не многие помнят. Такой голубой цвет, даже лазоревый, будто всё поле как море» [7, с. 390]. И это впечатление осталось в молодой душе навсегда: «Везде небо. И тут небо, и вверху небо […]. Нет небушка на земле. Будто лежало на земле огромное зеркало» [7, с. 391]. Такие глубинные впечатления детской жизни формируют характер человека. В своих произведениях В.Н. Крупин показывает дорогу юным читателям, спасает их души от пошлости и равнодушия.

После прочтения книги В.Н. Крупина «Легкие облака» остается впечатление окрыленности, веры в силу любви, надежда на счастье и уверенность в том, что нашу страну ждет светлое будущее.

Выбор произведения для изучения литературы родного края должен быть ответственным, открывающим сложный, но прекрасный мир бытия. А книги В.Н. Крупина, система жизненных ценностей которого строилась на законе Божием, имеют для толкователя учеников наибольшее нравственное значение: будут способствовать интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию молодого поколения России, формированию навыков исследовательской деятельности, активной гражданской позиции. Потому что в действиях его героев развитие душевных качеств показано наиболее ясно и точно. В. Распутин точно подметил особенность таланта писателя: «Проза Владимира Крупина – это нечто особенное в нашей литературе, нечто выдающееся и на удивление простое… Его герой весь на виду и ничего в себе не умеет скрывать, для Владимира Крупина личность не в том, чтобы уйти в себя, а в том, чтобы бескорыстно прийти к людям» [8, с.14]. Старец Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Эта народная правда оживает в книгах Владимира Николаевича Крупина – будь с Богом, люби отца и мать, родню, свой родной край, Россию, будь Человеком.

 

Литература:

  1. Галицких, Е., Самохвалова, Г. Готовимся к уроку литературы в 5 классе. – Киров: ВГГ, 1996. – 56 с.
  2. Галицких, Е.О. "Время детства" в книге Владимира Крупина "Босиком по небу" // Литература в школе. – 2011, №9, с. 43– 45.
  3. Галицких, Е.О. Проблемы организации свободного чтения учителя литературы // Чтение как искусство: герменевтический аспект. Коллективная монография. – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. – с. 427– 430.
  4. Галицких, Е.О. «Воздух детства и отчего дома…» // Литература в школе. – 2013. – №4. – с. 19-21.
  5. Злыгостева, Н. И. Здесь Родина. И она неизменна. //Крупин, В.Н. Легкие облака. – Киров: О-Краткое, 2010. – с. 6 – 10.
  6. Ильин, Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.
  7. Крупин, В.Н. Лёгкие облака: книга о родине. – Киров: О-Краткое, 2010. – с. 400.
  8. Варшавская, Л.А., Еланская, Н.И. Сценарий литературно-музыкальной композиции «У нас нет запасной Родины. Только Россия». О творчестве В.Н. Крупина // Журнал «Уроки литературы». – 2011. – № 11. – с.11– 14.
  9. Энциклопедия Земли Вятской. Там 2. Литература, 1995 – 576с.
Основные термины (генерируются автоматически): Вятского края, Владимира Николаевича Крупина, Крупина «Легкие облака», родного края, книги В.Н, творчестве В.Н, литературы Вятского края, Героями книги В.Н, сердце моё!» В.Н, творчества В.Н, Владимира Крупина, прочтения книги В.Н, уроках литературы, Книга В.Н, произведениях В.Н, учителя литературы, литературе родного края, произведениях Владимира Николаевича, литературы родного края, Вятского края содержательна.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос