Проблема консультирования подростков, подвергшихся физическому насилию в семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 857 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, М. А. Проблема консультирования подростков, подвергшихся физическому насилию в семье / М. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 917-919. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23141/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В статье раскрывается проблема оказания консультационной психологической помощи подросткам, подвергшимся физическому насилию в семье. Подчеркивается важность оказания психологической помощи несовершеннолетним именно данной возрастной категории в ситуации переживания последствий физического насилия со стороны родителей.

Ключевые слова: психологическое консультирование, подростки, физическое насилие, психологические последствия.

 

Явление жестокого обращения с детьми характерно для всех стран мира, всех культур и всех социально-экономических слоев. Оно распространяется как вирус и не знает границ. Физическое насилие в отношении несовершеннолетних ­ это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, принуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений [5, с.35]. Значение насилия над детьми как социального явления велико. Оно оказывает негативное влияние не только на физическое здоровье ребенка, его психику и развитие, но также во многом определяет жизнь будущих поколений. Насилие над детьми в семье — это феномен, передающийся из поколения в поколение.

Последний документ о статистических данных по количеству жертв домашнего насилия среди детей датируется 2009 годом. В этом документе приводятся данные по жестокому обращению с детьми за 2003–2007 годы, где наблюдается ежегодный рост числа преступлений, совершенных в отношении детей [1]. Примером того, что количество случаев физического насилия в отношении несовершеннолетних в семье за последние годы неуклонно растет, могут быть статистические данные МБУ МО «Город Архангельск» «Центр охраны прав детства». В данном учреждении функционирует отделение защиты прав детей от насилия, анализ работы которого показывает, что в 2014 году на учете отделения находилось 87 семей города Архангельска, из которых 70 % по факту физического насилия в отношении несовершеннолетних в семье. За первое полугодие 2015 года на учет в отделение поступило 112 семей, из которых больше половины так же по факту физического насилия.

Впервые на проблему насилия над детьми обратили внимание в США во второй половине XIX века. В начале 60-х годов американский врач, детский рентгенолог, профессор университета штата Колорадо С. Г. Кемп с соавторами опубликовал статью, в которой описал так называемый «синдром избитого (избиваемого) ребенка» (Child battered syndrome). Далее, уже в середине 70-х годов, эту проблему освещали в своих трудах социологи М. Страус, Р. Джеллз и С. Стейнметц, они же продолжили ее изучать и в середине 80-х годов.

В России изучение проблемы жестокого обращения с детьми в семье началось значительно позже. До сих пор нет достаточной систематизированной теоретической базы. В последние годы на широкую публику не выносятся статистические данные о жестоком обращении в семье с детьми. Одним из первых российских ученых, который писал о домашнем насилии над детьми и жестоком обращении с ними, был И. С. Кон.

Рассмотрением природы насилия занимался Ф. И. Минюшев, который определил его направления такие, как биогенетическое, психологическое, экологическое и социальное насилие.

Вопросы агрессивности личности, обусловливающей насильственные действия, изучали А. Басс, К. Лоренц, 3. Фрейд, О. Шпенглер.

Анализ психологических последствий и реабилитации детей — жертв насилия осуществлен в работах О. Е. Булановой, С. И. Голода, Т. Н. Дороновой, О. М. Здравомысловой, Н. О. Зиновьевой, Н. Ф. Михайловой, Т. Я. Сафоновой, Е. Р. Смирновой, Е. И. Цимбал, И. А. Алексеевой и И. Г. Новосельского.

Существуют программы реабилитации детей, переживших травму, но все они носят общий характер и предлагаются для работы с детьми любого возраста. Теоретические рекомендации по консультированию несовершеннолетних, подвергшихся физическому насилию, так же достаточно размыты и не учитывают особенностей разных возрастных категорий детей.

Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь.Подростки, как правило, более чувствительно, сердито и импульсивно реагируют на события, чем дети других возрастных групп. Поэтому физическое насилие в отношении несовершеннолетнего подросткового возраста может вызвать такие бурные реакции, как уход из дома, правонарушения, суицидальные попытки, употребление алкоголя и наркотиков и т. д., все это может привести к достаточно серьезным последствиям. Исходя из этого, нужно уделить особенное внимание психологической помощи подросткам, которые подверглись физическому насилию со стороны членов семьи.

Взросление личности подрастающего человека на фоне пережитых фрустраций, конфликтных переживаний не исключает формирование негативных паттернов поведения, требующих комплексной психолого-педагогической коррекции. На данном этапе очень важно обратить внимание на возрастные особенности ребенка. В связи с чем, становится актуальным изучение специфики коррекции особенностей психического развития лиц подросткового возраста, чья «социальная ситуация развития» оказалась наиболее подверженной, и способствующей формированию негативных паттернов поведения, обусловленных влиянием физического насилия [4].

В этом возрасте общение со сверстниками гораздо значимее, чем со взрослыми. К тому же у подростков, переживших физическое насилие со стороны родителей, нарушается доверие к взрослым. Это существенно осложняет работу психологов [3, с.27].

Таким образом, исходя из вышесказанного, остро встает вопрос разработки подходов к психологическому консультированию подростков, подвергшихся физическому насилию. Актуальной является также проблема создания специфических методик для изучения и коррекции последствий физического насилия в отношении несовершеннолетних подросткового возраста.

 

Литература:

 

  1.                Письмо Минобразования и науки РФ от 10.03.2009 № 06–224 «Об организации в субъектах РФ работы по профилактике жестокого обращения с детьми».
  2.                Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь.  М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013.  470 с.
  3.                Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму.  М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013.  238с.
  4.                Выготский Л. С. Собрание сочинений. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 504 с.
  5.                Цимбал Е.И Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (учебное пособие).  М.: РБФ НАН, 2007.  272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое насилие, жестокое обращение, ребенок, подростковый возраст, домашнее насилие, отношение, подросток, психологическая помощь, семья, сторона родителей.


Ключевые слова

физическое насилие, подростки, психологическое консультирование, психологические последствия., психологические последствия

Похожие статьи

Проблемы защиты прав женщин, подвергшихся семейному насилию

В статье рассмотрена проблема семейного насилия в Российской Федерации, проблема нарушения прав вследствие данного явления, а также защита прав женщин, подвергшихся семейному насилию, предложена статистика данного явления. Проанализирована деятельнос...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению

В данной статье авторы обращаются к изучению проблемы жестокого обращения с детьми в условиях семьи, причин и последствий насилия. Анализируются основные формы проявления насилия в отношении несовершеннолетних. Особое внимание в статье обращается на ...

Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью

В статье рассмотрена проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью. Проанализировано состояние этой проблемы в психолого-педагогической литературе, раскрыты различные теоретические подходы к по...

Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях

В статье исследуются особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях. Рассмотрена сущность понятий социализация, неблагополучная семья. Проанализированы формы неблагополучной семьи, особенности подросткового возраста, основны...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах

В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей лишенных родительского попечения. Проанализированы функции реабилитационных центров. Рассмотрены виды депривации, которые возникают у воспитанников детских домов и реабилитационных центров. Изучен...

Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию

В статье рассматривается проблема школьного насилия, ее актуальность в обществе. Проводится теоретический анализ понятия буллинга в психологии, описываются психологические особенности детей, подвергшихся школьному насилию. Эмпирически исследуются лич...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Похожие статьи

Проблемы защиты прав женщин, подвергшихся семейному насилию

В статье рассмотрена проблема семейного насилия в Российской Федерации, проблема нарушения прав вследствие данного явления, а также защита прав женщин, подвергшихся семейному насилию, предложена статистика данного явления. Проанализирована деятельнос...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению

В данной статье авторы обращаются к изучению проблемы жестокого обращения с детьми в условиях семьи, причин и последствий насилия. Анализируются основные формы проявления насилия в отношении несовершеннолетних. Особое внимание в статье обращается на ...

Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью

В статье рассмотрена проблема подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с интеллектуальной неполноценностью. Проанализировано состояние этой проблемы в психолого-педагогической литературе, раскрыты различные теоретические подходы к по...

Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях

В статье исследуются особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях. Рассмотрена сущность понятий социализация, неблагополучная семья. Проанализированы формы неблагополучной семьи, особенности подросткового возраста, основны...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах

В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей лишенных родительского попечения. Проанализированы функции реабилитационных центров. Рассмотрены виды депривации, которые возникают у воспитанников детских домов и реабилитационных центров. Изучен...

Личностные особенности детей, подвергшихся школьному насилию

В статье рассматривается проблема школьного насилия, ее актуальность в обществе. Проводится теоретический анализ понятия буллинга в психологии, описываются психологические особенности детей, подвергшихся школьному насилию. Эмпирически исследуются лич...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Задать вопрос