Библиографическое описание:

Петровских С. А. Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 849-853.

 

Рассматриваются особенности педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Обосновывается актуальность развития технологий педагогического сопровождения и их влияния на показатели учебной деятельности подчиненных. Предложен технологический компонент осуществления педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава, представленный объединением методов, средств, этапов, а также уровней педагогического сопровождения.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, управленческая компетентность, командир подразделения внутренних войск МВД России, вуз внутренних войск МВД России.

 

Задачи осуществления реформирования внутренних войск МВД России, а также системы образования МВД России определяют увеличение требований к качеству подготовки личного состава. Главная задача воспитания личного состава заключается в формировании высоких профессиональных, а также личностных качеств личного состава, недопущение снижения уровня подготовки личного состава внутренних войск МВД России в условиях сокращения численности. Основной резерв для поддержки достаточно высокого уровня подготовки личного состава заключается в повышении качества высокого уровня профессиональной подготовки [3].

Анализ опыта реформирования системы образования МВД России говорит о том, что главный дефицит — это профессионально подготовленные командиры подразделений внутренних войск МВД России, компетентность которых соответствовала бы требованиям реформы. Служебная деятельность требует от командиров подразделений внутренних войск МВД России умения самостоятельного принятия управленческих решений, а также умения действовать в достаточно сложных и быстроменяющихся условиях. Специфика профессиональной деятельности личного состава внутренних войск МВД России заключается в том, что большая часть служебных задач осуществляется в мирное время. Помимо высокого профессионализма, на первый план выходят личностные качества, а также социально — психологические особенности. Помимо данных характеристик, достаточно важными являются командирская воля, решительность, организаторские способности, достаточно высокий личный авторитет, умение командира подчинять, а также формировать и поддерживать здоровый моральный климат в коллективе. Кроме того, в качестве существенного требования к командиру подразделений внутренних войск МВД России предъявляется исполнительность, дисциплинированность, инициативность и творческий подход. Это далеко не полный список требований, которые выдвигаются государством перед командирами подразделений внутренних войск МВД России [6].

Это является достаточно справедливым в отношении командиров подразделений внутренних войск МВД России. Качество деятельности командиров в большей степени определятся уровнем управленческой компетентности, в связи с чем представляется достаточно важным осуществление педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Повышение уровня управленческой компетентности позволяет обеспечить эффективность служебной деятельности командира, а также увеличить качество обучения и воспитания личного состава, настроения и дисциплину подчиненных. Вследствие увеличения уровня управленческой компетентности командира становится возможным улучшить учебный процесс, а также боевую готовность подразделения и морально-психологическое состояние коллектива [4].

Иными словами, осуществление развития управленческой компетентности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава является достаточно существенной и актуальной социально-экономической проблемой. Социальные ожидания предполагают появление нового типа командира, который обладал бы способностью решать новые виды образовательных проблем, формировать условия для осуществления педагогического творчества, а также реализации вариативности образовательных программ, стимулируя тем самым образовательные инициативы личного состава подразделений внутренних войск МВД России.

Для соответствия новым требованиям, командиру подразделения внутренних войск требуется постоянное развитие, знания о современном управлении как особого направления его профессиональной деятельности. Процесс подготовки и воспитания личного состава подразделений внутренних войск МВД России является важнейшим этапом социализации, этап оказания целенаправленной поддержки и сопровождения развития управленческой компетентности командиров в области подготовки личного состава.

Достаточно близкими к понятию сопровождение являются содействие, поддержка. Сопровождение означает прохождение с кем-либо части пути. Сопровождение подразумевает собой обеспечение поддержки естественно развивающихся реакций, а также процессов и состояния личности.

Педагогическое сопровождение — деятельность, которые позволяет обеспечить формирование необходимых условий для принятия субъектов развития оптимального решения в различного рода ситуациях жизненного выбора. Каждая программа педагогического сопровождения является технологией разрешения проблем развития. В этой связи, можно отметить некоторое смысловое совпадение «сопровождения» и «педагогического сопровождения», что позволяет говорить о технологии педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава [7, c.102].

Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава — это теоретическая и практическая поддержка командиров, которая направлена на комплексное профессиональное содействие созданию образовательного пространства, базирующиеся на преемственности образовательных этапов, которые были получены личным составом содержанием обучения, интеграции инновационных образовательных технологий и процессов. В качестве объекта педагогического сопровождения выступает процесс обеспечения развития деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава [6].

Содержание педагогического сопровождения отражает те знания, которыми обогащается командир в процессе своей деятельности при работе с личным составом. В качестве такого содержания выступают профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции представляют собой способ существования знаний, умений, которые способствуют личностной самореализации. Иными словами, профессиональная компетенция является целостным социально-профессиональным качеством, которое позволяет успешно исполнять определенные производственные задачи, а также осуществлять взаимодействие с другими людьми [3, c. 141].

Профессиональная компетенция определяется на основе теоретической базы, которая требуется для овладения профессией, подтвержденной учебно-воспитательной практикой, а также государственными образовательными стандартами.

Процессуальность и пролонгированность являются основными характеристиками педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России. В качестве исходных положений для осуществления формирования теории и методики педагогического сопровождения выступает системно-ориентированный подход, который подразумевает выбор и освоение субъектом развития необходимых инноваций. Вследствие наличия выбора возникает множественность вариантов, что порождает определенную проблему в организации педагогического сопровождения деятельности командира. Выбор варианта организации педагогического сопровождения должен определяться ориентационным полем развития. Педагогическое сопровождение является формой помощи субъекту в формировании ориентационного поля развития, за которое субъект несет ответственность. Главным положением системно-ориентационного подхода является приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъект, при этом ключевым положением является педагогика успеха. Субъект имеет право самостоятельного выбора, но вместе с этим несет полную ответственность за свой выбор. Но признание данного права и его реализация еще не является гарантией качественного обеспечения педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России. Для использования права свободного выбора альтернативных вариантов требуется обучить выбору, помочь разобраться в различных проблемных ситуациях при организации воспитательного процесса личного состава, сформировать план решения проблемных ситуаций при организации воспитательного процесса личного состава [1].

Педагогическое сопровождение является взаимодействием сопровождающего и сопровождаемого, которое направлено на разрешение различных жизненных проблем в развитии сопровождаемого. Применение термина «сопровождение» объясняется необходимостью отметить самостоятельность командира подразделения внутренних войск МВД России в принятии управленческого решения в области организации воспитательного процесса личного состава. Термин сопровождение подразумевает обеспечение необходимых условий для принятия субъектов решения, тем самым подчеркивая приоритет личности обеспечивающего. Иными словами, термин сопровождение может рассматриваться как помощь [5].

Системно-ориентационный подход предполагает осуществление сопровождения через обеспечение взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого и может рассматриваться как оказание поддержки субъекту развития в решении проблем за счет преобразования ориентационного поля развития. В качестве важного элемента ориентационного поля развития командира выступает чувство социальной ответственности, компетентности, а также опыт служебной деятельности, которые способствуют решению различных профессиональных задач в области организации воспитательного процесс личного состава подразделений внутренних войск МВД России. Базой педагогического сопровождения развития является усиление позитивных факторов и устранение негативных, что дает возможность осуществлять соотношение педагогического сопровождения с внешними преобразованиями, которые являются достаточно благоприятными для поддержки и подкрепления внутреннего потенциала командира подразделения внутренних войск МВД России.

Субъектом развития является система в образовании, а в качестве объекта педагогического сопровождения выступает как отдельный человек, так и процесс и целая система, например образовательная, педагогическая и социальная. Богословский В. И. и Бережнова Л. Н. понимают педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса как особый вид осуществления взаимодействия субъектов [7, c. 58]. Педагогическое сопровождение воспитательного процесса — это система, которая предоставляет субъекту воспитательного процесса ориентационное поле деятельности, в котором производится выбора оптимальных условий для дальнейшего профессионального становления и роста.

Технологический компонент педагогического сопровождения является объединением технологий педагогического сопровождения. Каждый командир проходит в процессе педагогического сопровождения определенные этапы диагностики, которые служат базой для осуществления постановки целей, выбора и использования методических средств, проведения анализа промежуточных и конечных результатов, а также дает возможность скорректировать процесс работы. В качестве основных технологий педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава являются: осуществление перехода от личного отчужденного к индивидуальному удовлетворению образовательных запросов, то есть реализация перехода к личностно-ориентированному обучению; предоставление командирам необходимой информации о приемах и методах ведения воспитательного процесса личного состава; ориентация на функционирование образовательно системы, ее совершенствование и решение прогностических, а также проектировочных подчиненными; обеспечение командиров подразделений внутренних войск МВД России консультативной поддержкой по информационно-воспитательным, социально-психологическим, а также прочим вопросам; обеспечение преемственности образовательных технологий и программ в плане реализации образовательного и воспитательного процесса личного состава подразделений внутренних войск МВД России.

Разнообразие, адекватность содержания, превалирование диалогических методов взаимодействия с личным составом является достаточно существенным критерием педагогического сопровождения деятельности командиров. Реализация педагогического сопровождения может осуществлять на методологической междисциплинарной основе с учетом специфики взаимодействия с командованием.

Для улучшения реализации педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России требуется осуществление стимулирования самостоятельной работы командиров, их творческой деятельности. В целях координации деятельности требуется организация мониторингового сопровождения для обеспечения качества в управлении системой развития управленческой компетентности командиров в области организации воспитательного процесса в отношении личного состава [3].

В качестве результатов педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России является формирование единого образовательного пространства, управленческая компетентность командиров, увеличение качества воспитательного и образовательного процесса в отношении личного состава. В ходе педагогического сопровождения осуществляется целенаправленное увеличение управленческой компетентности командиров в плане организации воспитательного процесса, происходит развитие управленческого мышления, которое основано на научных представлениях о системе управления, происходит развитие потребности в достаточно эффективной деятельности в воспитании личного состава и стимулирование к применению инновационных технологий и программ подготовки. Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России позволяет сформировать активную позицию к службе, осуществить развитие опыта в области взаимодействия с различными категориями подчиненных, а также определить направление на самообразование [5].

Таким образом, педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России является многоаспектных взаимодействием, которое направлено на осуществление преобразования неблагоприятных условий развития, как внутренних, так и внешних, реализация поддержки командиру в организации воспитательного процесса в отношении личного состава, что особенно актуально в кризисные или переходные периоды служебной деятельности, особенно в условиях реформирования системы. Развитие управленческой компетентности является следствием педагогического сопровождения деятельности командиров и призвано устранить несоответствие между социальными требованиями к личности командира и его профессиональной деятельности в вопросе обучения и воспитания личного состава.

Педагогическое сопровождение и воспитательная работа является важным элементом осуществления подготовки сотрудников, которая способна обеспечить реализацию такого принципа как защита и обеспечение прав и свобод граждан. Педагогическое сопровождение деятельности командиров в воспитании личного состава ориентировано на комплексное применение фор и методов воспитания.

  

Литература:

 

  1.                Блинников В. П. Особенности правового воспитания военнослужащих во внутренних войсках МВД России//Молодой ученый. 2014. № 1. С. 490–492.
  2.                Богданов А. В. Морально-нравственное воспитание сотрудников полиции: основные проблемы, особенности и пути их решения//Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 183–186.
  3.                Бялт В. С. Воспитательная работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С. 139–144.
  4.                Кузьмин А. В. К вопросу о роли руководителя органа внутренних дел в деле воспитания личного состава полиции//Полицейская деятельность. 2014. № 4. С. 358–362.
  5.                Мартусенко С. Н. Системный подход в организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел//Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 17. С. 26–32.
  6.                Торопов В. А. Профессиональная компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России//Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 17. С. 335–337.
  7.                Федак Е. И. Педагогическая методика обеспечения безопасности службы во внутренних войсках МВД России. М.: Лаборатория «ОП», 2015. — 250с.
  8.                Щеглов А. В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД//Государственная служба и кадры. 2014. № 1. С. 12–17.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренних войск МВД, войск МВД России, подразделений внутренних войск, личного состава, педагогического сопровождения, командиров подразделений внутренних, педагогического сопровождения деятельности, деятельности командиров подразделений, сопровождения деятельности командиров, МВД России в воспитании, в воспитании личного состава, России в воспитании личного, состава подразделений внутренних, личного состава подразделений, сопровождение деятельности командиров, подразделения внутренних войск, процесса личного состава, подготовки личного состава, технологий педагогического сопровождения, управленческой компетентности командиров.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос