Преодоление трудностей в поведении при общении «медицинская сестра — пациент» (фрагмент методической разработки для практического занятия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.11.2015

Статья просмотрена: 435 раз

Библиографическое описание:

Овчаренко З. В. Преодоление трудностей в поведении при общении «медицинская сестра — пациент» (фрагмент методической разработки для практического занятия) // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 899-901. — URL https://moluch.ru/archive/102/22416/ (дата обращения: 18.11.2018).



 

Цель: Развитие профессионально значимых качеств личности студентов, обучающихся профессии, относящейся к сфере «человек — человек»

Тренинг способствует развитию следующих общих и профессиональных компетенций будущего специалиста в профессиональной сфере «человек — человек»:

Компетенция

Знания

Умения

Готовность осознать наличие проблем в области профессионального самоопределения

Сущность и понятие: «Профессиональное самоопределение», «Профессионализм», «Профессионализм человека»

Выразить свои цели и предварительные установки в области профессионального самоопределения

Готовность принимать активное участие в групповой и командной деятельности

Стратегии эффективного взаимодействия в команде: правила поведения в тренинге

Понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие

Готовность внести свой вклад в идею группы

Понятие «рефлексия»

Продуцировать идеи

Готовность участвовать в дискуссии, способность уважительно относится к высказываемым точкам зрения

Правила участия в эффективном общении

Слушать оппонента. Дискутировать с оппонентом, соблюдая этические нормы поведения

 

Ход тренинга:

  1.                Упражнение «Ожидания и опасения»

Упражнение направлено на актуализацию ожиданий и потребностей участников в профессиональном и личностном саморазвитии; на предоставление возможности выразить свои цели и предварительные установки.

Участникам предлагается подготовить 2 листа бумаги. Один из них озаглавить «Ожидание», а другой — «Опасение». На первом листке бумаги нужно написать о том, ожидают участники от предстоящих занятий, а на втором — чего они опасаются, находясь во временном неведении.

Затем участники (по желанию) зачитывают написанное. По ходу возможны некоторые размышления, уточнения, вопросы группы и ведущего.

  1.                Упражнение «Комплимент»

Упражнение на вербальное общение. Скажите комплимент своему соседу. Сосед реагирует на полученный комплимент и затем говорит ответный комплимент. Так — по кругу.

Проанализировать то, что получится, и ввести правила подачи комплиментов:

1) Комплимент должен быть искренним; 2) Избегайте общих слов, используйте конкретные детали; 3) Персонифицируйте свое высказывание — отмечайте что-то, что действительно характерно для этого человека; 4) Поясняйте общие характеристики — в чем это выражается; 5) Говорите о своих чувствах в связи с другим человеком, а не оценивайте его: «Мне нравится, когда ты…»

Те же самые правила — для подачи негативной обратной связи «Я чувствую раздражение, когда ты…». Никогда не используйте обобщающих оценок «Ты всегда…», «Ты никогда…», а описывайте конкретную ситуацию и свои чувства в связи с ней.

Понятие комплимента: «Спасибо» (фразы типа «Да что ты, я сегодня плохо выгляжу» или «А я всегда хорошо выгляжу» обесценивают комплимент).

  1.                Мини-лекция «Барьеры общения»

Коммуникативные барьеры общения.

Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

М. Р. Битянова выделяет барьеры:

          фонетический

          семантический

          стилистический

          логический

          социально-культурный

          барьеры отношений.

Фонетический барьер может возникать, когда медсестра и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции.

Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т. д.).

Стилистический барьер несоответствии речи медсестры ситуации общения, например при ее фамильярном поведении, когда она всех пациентов старше определенного возраста называет «бабуля» и «дедуля».

Барьер логического непонимания логика рассуждений медсестры может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения сестры.

Социально-культурный барьер причиной возникновенияможет выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса.

Барьеры отношений это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

  1.                Упражнение «Слепое слушание»

Цель: продемонстрировать неэффективность передачи информации без обратной связи.

Инструкция. Выбираются 5 человек из членов группы — непосредственных участников упражнения. Им сообщается, что в группе будет зачитан текст, который они должны будут передавать друг другу по памяти, не делая никаких записей и пометок. После этого в кругу остаётся только один из пятерых, а четверо выходят за дверь. Ему зачитывают текст. Потом приглашается второй участник. Первый сообщает всё, что запомнил. Затем приглашается следующий и так далее, пока текст не повторит последний пятый участник.

Часто в результате такой передачи смысл текста искажается до противоположного. Наблюдатели фиксируют ошибки искажения смысла, появляющиеся у каждого из передающих. В процессе обсуждения наблюдатели высказывают свои соображения по поводу причин возникновения ошибок.

После того, как группа приходит к выводу, что умение слушать необходимо тренировать, ведущий переходит к введению техник активного слушания.

  1.                Видео сюжет «Танго Аль Пачино».

После обсуждения видео сюжета, ведущий знакомит участников тренинга с понятием «Ассертивность».

Ассертивность самопродвижение или продвижение своей воли, умение настаивать на своем, умение убеждать. Основой навыка ассертивности является способность свободно проявлять свои эмоции, выражать желания и потребности.

Конгруэ́нтность (лат.congruens — соразмерный, соответствующий) в широком смысле — равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо (обычно — содержания, выраженного в различных формах, представлениях) или согласованность элементов системы между собой. Синоним конгруэнтности — «аутентичность».

Эффект неконгруэнтности

Конгруэнтность — согласованность вербальных и невербальных сообщений.

Неконгруэнтность — несогласованность вербальных и невербальных сообщений.

Будучи абсолютно конгруэнтными, мы никогда не сможем сделать новый выбор, научиться чему-то новому, посмотреть в будущее или перенестись мысленно в прошлое, удивиться новой мысли или посмотреть на мир глазами другого человека. В реальном мире результатами абсолютной конгруэнтности могут стать застой, несчастье и полная зависимость от внешних обстоятельств

Причины неконгруэнтности не только связанны с конфликтами и дисгармонией личности;

Существенным фактором может является переутомление, стресс и другие.

  1.                Упражнение «Стратегии поведения в конфликте».

К какому виду конфликта относится следующие ситуации? Какие способы урегулирования Вы могли бы предположить?

А. Руководителю необходимо послать сотрудника в командировку, подчиненный высказывает свое явное нежелание отправляться в поездку.

Б. Старшая медсестра проявляет высокомерие, неуважение, грубость по отношению к медсестрам и пациентам, в результате чего зачастую возникают конфликты.

В. Участковый врач А часто и длительно болеет. Врачам Б и В приходится постоянно замещать врача А. Через некоторое время они высказывают свое недовольство ситуацией заведующей поликлиникой.

Г. Медсестра, обращаясь к недавно пришедшему в отделение начинающему врачу, задает вопрос относительно каких-то процедур и, получив ответ, тут же в присутствии других медсестер объявляет ему, что «у нас так не делают».

Обсудите результаты своей работы в микрогруппах.

После выполнения задания, акцентировать внимание студентов на понятии «Саморегуляция»

Саморегуляция — умение сохранять душевное здоровье, умение отреагирования отрицательных эмоций важнейшие умения профессии сферы «человек — человек».

  1.                Видеосюжет «Я лечу»

Задание: посмотрите сюжет и ответьте на вопросы.

  1. Согласны ли вы с рассуждениями врача относительно границ общения между пациентом и медицинским работником. Свой ответ аргументируйте.
  2. Какое явление, часто встречающееся в среде медицинских работников, можно увидеть в данном сюжете?

После просмотра видеосюжета дается 2 минуты на обсуждение.

Дополнительное задание: «предложите способы профилактики синдрома профессионального (эмоционального) выгорания у медицинских работников». На обсуждение также дается 2 минуты и представляются свои варианты ответа.

Эталоны ответов см. приложение 1.

  1.                Профессиональное выгорание.

По определению Н. Е. Водопьяновой, профессиональное выгорание — долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влияние профессиональных психологических трудностей, стрессов.

В состоянии эмоционального выгорания человек ощущает усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, мучительный страх ошибок. Причет тут чувства отличаются острым накалом. В голову человеку в это время приходят неприятные мысли о постоянной несправедливости действий по отношению к нему, неоцененности окружающими его трудовых подвигов и даже о собственной несостоятельности.

В период эмоционального выгорания человек ведет себя странно, даже враждебно: у него ярко выражена критика к окружающим и самому себе, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

В работе медсестры риск в профессионального выгорания, впрочем, как и во многих других профессиях, конечно, существует. Он увеличивается, если при этом в учреждении неэффективный стиль руководства, человек работает в условиях дефицита времени или отсутствует социальная сплоченность коллектива.

Главное помнить, что любую проблему можно превратить в задачу, а у любой задачи, даже самой трудной, всегда есть решение!

Итак, проблема — психологические трудности, присущие профессии.

Задача — осуществить профилактику эмоционального выгорания, сохранить психологическое здоровье.

Для решения этой задачи важно выработать для себя правила, которые помогут преодолеть психологические и чувствовать себя комфортно.

Например, такие:

          улыбаться часто и искренне (себе в зеркале тоже!);

          постоянно совершенствоваться в профессии (курсы, книги, периодика);

          четко и вовремя заполнять необходимую документацию, не копить рутину;

          хорошо ориентироваться в своих должностных обязанностях и правах;

          в общении с родителями воспитанников и педагогами проявлять доброжелательность, такт и строго соблюдать принцип конфиденциальности;

          участвовать в общественной жизни коллектива (конкурсах, праздниках, досугах);

          создавать у пациентов положительный образ себя как медика: найдите или сочините стихи о своей работе; украсьте кабинет яркими игрушками; чаще приходите в палату, общайтесь с пациентами);

          заботиться о своем отдыхе, внешней и внутренней красоте.

          Радуйтесь каждому дню, солнечный он был или пасмурный, радуйтесь родным и друзьям, радуйтесь улыбкам пациентов, книгам, своей работе и своему отдыху, радуйтесь тому, что вы нужны людям. Помните, как у Э. Асадова? «Кто умеет в буднях быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек»!

  1.                Индийская притча «Три фигурки».

Однажды Акбар, индийский царь, получил в подарок три абсолютно одинаковые золотые фигурки. Дарящий сказал также, что у каждой фигурки — свое значение и своя ценность.

Чем же отличались они одна от другой? Этот вопрос должны были решить советники царя. Сколько ни искали они различия, но так и не обнаружили их.

Один из мудрецов — Бирбал — тем не менее продолжал свои поиски.

Наконец, в каждой из фигурок он обнаружил по маленькому отверстию в ушах. В них-то мудрец и продел тонкую золотую нить.

Тогда и стало заметно, что у одной нить вышла из второго уха, у другой — изо рта, а у третьей фигурки нить прошла через сердце.

Настало время растолковать ценность и значение фигурок. Бирбал так объяснил их царю:

«Решение таково:

          Первая фигурка — символ человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает.

          Вторая напоминает нам человека, который, едва выслушав сказанное, спешит рассказать об услышанном другим.

          Третья фигурка символизирует человека, который, услышав от других что-то, старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка — самая ценная из трёх».

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное выгорание, фигурка, умение, профессия, пациент, друг, барьер отношений, эмоциональное выгорание человек, профессиональное самоопределение, участник.


Похожие статьи

Терапия и профилактика профессионального выгорания...

профессиональное выгорание, психическое выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, профессия, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент выгорания, клиент...

Как предотвратить профессиональное выгорание

То есть в первую очередь, проблема профессионального выгорания касается профессий типа «человек-человек».

В профессиях врача, медсестры, учителя профессиональное выгорание неизбежно.

Психологические факторы формирования синдрома...

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессионально-важные качества, эмпатия, толерантность в общении, стиль общения.

Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Эмоциональное выгорание: причины, последствия

Синдром профессионального выгорания, по мнению психологов, является неблагоприятной реакцией человека, и педагога в частности, на рабочие стрессы. В данной статье мы изучим причины, развитие эмоционального выгорания педагогов...

Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной...

психическое выгорание, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, содержание работы, характеристика условий, работник, пациент, медицинский работник, сложившийся синдром...

Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике...

эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, отношение, работа, ресурс, риск выгорания, выгорание, личностный ресурс противодействия, личностный рост, душевная сила.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от

На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека.

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение. Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том...

Изучение синдрома эмоционального выгорания у среднего...

С давних пор проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях привлекала внимание психологов. В профессиях типа «человекчеловек» чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Терапия и профилактика профессионального выгорания...

профессиональное выгорание, психическое выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, профессия, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент выгорания, клиент...

Как предотвратить профессиональное выгорание

То есть в первую очередь, проблема профессионального выгорания касается профессий типа «человек-человек».

В профессиях врача, медсестры, учителя профессиональное выгорание неизбежно.

Психологические факторы формирования синдрома...

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессионально-важные качества, эмпатия, толерантность в общении, стиль общения.

Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Эмоциональное выгорание: причины, последствия

Синдром профессионального выгорания, по мнению психологов, является неблагоприятной реакцией человека, и педагога в частности, на рабочие стрессы. В данной статье мы изучим причины, развитие эмоционального выгорания педагогов...

Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной...

психическое выгорание, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, содержание работы, характеристика условий, работник, пациент, медицинский работник, сложившийся синдром...

Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике...

эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, отношение, работа, ресурс, риск выгорания, выгорание, личностный ресурс противодействия, личностный рост, душевная сила.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от

На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека.

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение. Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том...

Изучение синдрома эмоционального выгорания у среднего...

С давних пор проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях привлекала внимание психологов. В профессиях типа «человекчеловек» чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности.

Задать вопрос