В статье рассмотрен подход к формированию информационного обеспечения моделирования цепочек добавленной стоимости, реализованный автором на примере продукции растениеводства, производимой сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами на территории Калининградской области.
Ключевые слова: информационное обеспечение,цепочка добавленной стоимости, моделирование, растениеводство эксклавного региона.
В самом начале хотелось бы отметить два положения, которые автору, продолжительное время занимавшемуся проблемами информационного обеспечения агропромышленного комплекса (АПК) и моделирования в этой сфере, кажутся очевидными. Во-первых, моделирование невозможно без качественного информационного обеспечения. Позиция автора по вопросам качества и эффективности информационного обеспечения АПК достаточно подробно была освещена в [1,2]. Во-вторых, как показывает практика, на долю формирования качественного информационного обеспечения для построения моделей различного вида сложности приходится значительная часть временных и финансовых ресурсов, затрачиваемых на весь процесс моделирования. По оценкам экспертов величина этих затрат при рациональном бюджетировании достигает 70% от общих затрат труда и денежных средств, затрачиваемых на моделирование. Поэтому информационной базе процесса моделирования следует уделять особое внимание.
В настоящей статье описан подход к формированию информационного обеспечения моделирования цепочек добавленной стоимости в растениеводстве, в основе которого лежат экспертные оценки, полученные в ходе глубинного интервью производителей сельскохозяйственной продукции, и данные учета производства продукции растениеводства в эксклавном регионе России.
Несколько слов о предметной области. В конце лета 2014 года Калининградская область остро ощутила на себе продовольственную проблему, импортозамещение стало насущной темой и для административных структур и для местных производителей сельскохозяйственной продукции. Растениеводство – одна из отраслей АПК, в которой импортозамещение возможно осуществить достаточно быстро (по однолетним культурам – за год, по многолетним культурам – за 2-4 года). В оперативном порядке стали решаться вопросы о производстве в Калининградской области сельскохозяйственных культур, которые долгое время завозились из сопредельных государств и других регионов России, закладываться сады и ягодники. Пошли серьезные дискуссии о выращивании нетрадиционных для климатической зоны региона – зоны рискованного земледелия - бахчевых культур, винограда, персиков.
По сути перед эксклавным регионом России встала многокритериальная задача обеспечения продовольственной безопасности, важным критерием при решении которой, по мнению автора, является увеличение региональной добавленной стоимости (под добавленной стоимостью будем понимать заработную плату, налоговые отчисления, амортизационные отчисления и прибыль). Подобная задача не может быть решена без серьезного расчетного обоснования и моделирования.
Очевидно, что моделирование увеличения добавленной стоимости в растениеводстве Калининградской области возможно только при наличии достоверной информации:
- по цепочкам добавленной стоимости в разрезе всех культур, выращиваемых в регионе, и в разрезе всех типов производителей сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственных предприятий, крестьянских-фермерских хозяйств (индивидуальных предпринимателей), личных подсобных хозяйств и хозяйств населения);
- о влиянии на добавленную стоимость регулирующих и внешних воздействий (налогов, дотаций, льгот, процентной ставки по кредитам, объемов импорта, длительности санкций в отношении РФ и ответных мер и т.д.).
Такая информация может быть получена путем глубинного интервью экспертов и производителей сельскохозяйственной продукции и уточнена на основе данных производственного и бухгалтерского учета. Поэтому выборка интервьюируемых аграриев была ограничена типовыми производителями сельскохозяйственной продукции, производящими зерновые, зернобобовые, масличные, кормовые, овощные культуры и картофель, согласившимися дать интервью и предоставить соответствующие данные. Производство фруктов и ягод велось в регионе последние двадцать лет в основном хозяйствами населения, а их товарное производство фактически начато только в этом году.
В ходе проведенного исследования была разработана методика формирования информационной базы моделирования цепочек добавленной стоимости в растениеводстве, которая включает:
- определение выборки интервьюируемых типовых сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих продукцию растениеводства, получение их согласия на проведение интервью;
- определение перечня сельскохозяйственных культур, цепочки добавленной стоимости которых подлежат моделированию;
- разработку перечня вопросов для глубинного интервью;
- разработку выходной формы (шаблона) для формирования информационной базы моделирования по каждой цепочке добавленной стоимости;
- проведение глубинного интервью и необходимых расчетов;
- заполнение выходных форм по каждой цепочке добавленной стоимости - формирования информационной базы моделирования.
В результате, объем выборки интервьюируемых типовых сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и хозяйств населения, производящих продукцию растениеводства, согласие на проведение интервью с которыми было получено, составил 10 производителей сельскохозяйственной продукции.
В перечень сельскохозяйственных культур, цепочки добавленной стоимости (ЦДС) которых подлежат моделированию, были включены традиционно-производимые в Калининградской области культуры: озимая пшеница, озимый рапс, яровая пшеница, картофель, свекла, капуста, морковь, лук репчатый, огурцы, тыква, кабачок, редис, зелень (салат, лук, петрушка, укроп, сельдерей), огурцы (закрытый грунт), томат (закрытый грунт).
Перечень вопросов для проведения глубинного интервью, который часто называют “гайдом”, был сгруппирован по следующим разделам:
1. Общие вопросы о производителе сельскохозяйственной продукции (позволяли оценить виды деятельности, длительность работы, организационно-правовую форму, систему налогообложения, структуру основных фондов и др.).
2. Финансово-экономические показатели (позволяли оценить основные показатели производства сельскохозяйственной продукции в целом и по конкретной культуре, в частности – объемы выпуска, потери, валовую добавленную стоимость и др.).
3. Показатели себестоимости продукции (позволяли оценить структуру себестоимости по статьям затрат и в разрезе этапов производственно-сбытового цикла, оценить долю импорта и др.).
4. Показатели госрегулирования регионального АПК и мер государственной поддержки региональных аграриев (позволяли оценить эффективность системы кредитования, страхования, технического регулирования и других факторов, влияющих на производство).
Рис. 1. Пример выходной формы цепочки добавленной стоимости производства продукции растениеводства на примере “ЦДС-картофель”
5. Показатели, характеризующие рынок, технологии, инвестиции (позволяли оценить географию и структуру поставок ресурсов для сельхозпроизводства, основные каналы сбыта и др.)
6. Показатели, характеризующие добавленную стоимость (позволяли оценить структуру добавленной стоимости, ее распределение по этапам технологического производственного цикла, факторы, влияющие на рост добавленной стоимости др.)
В итоге по каждому виду продукции растениеводства были сформированы три документа, составляющие информационную базу моделирования ЦДС в растениеводстве:
1. Заполненная по результатам глубинного интервью анкета.
2. Выходная форма ЦДС, пример которой представлен на рисунке 1.
3.Таблица, характеризующая добавленную стоимость в разрезе этапов производственно-сбытового цикла и статей затрат на производство конкретного вида продукции.
В заключении отметим, что описанное исследование проводилось в рамках проекта «Создание университетской информационно-аналитической системы поддержки региональных социально-экономических исследований и ее внедрение в научную, образовательную и инновационную деятельность Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (Этап 2)» по Программе развития БФУ им. И. Канта на 2011-2020 годы. Автор выражает благодарность за помощь, оказанную в проведении исследования, коллегам К.Ю. Волошенко и Р.С. Левиной, без которых настоящее исследование не было бы возможным. Результаты моделирования цепочек добавленной стоимости в растениеводстве Калининградской области в настоящее время автор готовит к публикации.
Литература:
- Лукьянова Н.Ю. Модели и методы оценки качества информационного обеспечения агропромышленной сферы. //Известия СПбГАУ, № 18, 2010. С. 173-179.
- Лукьянова Н.Ю. Экономический аспект качества информационных систем управления: отечественный опыт. //Вестник БФУ им. И.Канта, Серия экономические и юридические науки, №3, 2012. С. 114-118.