Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 09.11.2015

Статья просмотрена: 1776 раз

Библиографическое описание:

Дрок, Т. Е. Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области / Т. Е. Дрок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21.1 (101.1). — С. 22-28. — URL: https://moluch.ru/archive/101/23054/ (дата обращения: 24.04.2024).

 

В статье рассмотрены проблемы, факторы, сдерживающие развитие мебельного бизнеса и оказывающие влияние на его конкурентоспособность. Представлен статистический анализ состояния мебельной промышленности Калининградской области, ее отраслевые особенности и перспективы развития.

Ключевые слова: Калининградская область; мебельная промышленность, проблемы мебельной промышленности.

Мебельную промышленность Калининградской области на современном этапе представляет множество малых и микропредприятий (всего около 200). По оценкам, экспертов Ассоциации калининградских мебельщиков, на их долю приходится не менее 70% объема производимой мебельными предприятиями продукции [1]. Продукция мебельного производства Калининградской области занимает свыше 6% общего российского мебельного рынка и входит в «100 лучших товаров России».

В регионе сложился полноценный мебельный кластер, включающий [2]:

                  компании, выпускающие конечный продукт;

                  производители полуфабрикатов;

                  поставщики специального сырья;

                  поставщики, оборудования;

                  торговые компании;

                  логистические компании;

                  компании, предоставляющие консалтинговые услуги по развитию мебельного бизнеса.

До 2006 года мебельный рынок фиксировал свое бурное развитие, затем свои коррективы внесли новая редакция Закона «Об ОЭЗ», а следом и финансовый кризис [3]. Новая редакция закона на «переходный период» дала производителям мебели некоторые послабления. Ранее в декларации на вывоз нужно было указывать и код продукции, и долю добавленной стоимости, а с 2006 года – что-то одно, следовательно, некоторые мебельные предприятия стали работать на смене кода и необходимость в углублении производства отпала, сократились вложения средств в развитие производства. Интенсивный рост мебельного производства в 2009 году сменился двукратным спадом к уровню предшествующего года.

Современные реалии таковы, что с одной стороны, кризис заметно опустил рынок продаж, а с другой – после окончания «переходного периода» мебельная отрасль региона может стать неконкурентоспособной. Мебельные компании попадают в зону риска в связи с отменой ряда таможенных и налоговых льгот, их затраты в среднем возрастут на 23%.

Основными каналами сбыта мебельной в настоящее время являются: долгосрочные договорные отношения - 74,5%, розница (мебельные салоны) – 21%, выставки и ярмарки – 4,5%. Основными странами-поставщиками сырья, материалов и комплектующих, которые используются в производстве мебельной продукции, выступают: Республика Польша, Италия, Испания, Китай, Россия (Московская и Калининградская области, а также города Москва и Екатеринбург), Германия, Литва, Австрия [1].

Первоочередными мерами решения этих проблем с целью смягчения негативных последствий выступают необходимость организации производства ДСП в Калининградской области и выделение промышленных зон для мебельных предприятий региона, стратегически нацеленных на расширение мебельного производства.

Так, известно, что в Калининградской области компанияОАО «Лесной мир»планирует построить деревообрабатывающее предприятие общей стоимостью 7 млрд. рублей, из которой на строительствозавода по переработке древесины планируется потратить 4 млрд. руб., а на возведение транспортно-логистического комплекса– 2 млрд. руб. Для строительства завода компанией приобретен в собственность земельный участок площадью 50,82 га в районе объездной дороги г. Калининград, примыкающей к железнодорожной станции с железнодорожными колеями двух стандартов – российского и европейского. Соглашение о реализации данного проекта было подписано на сочинском инвестиционном форуме [4]. Проект представляет собойтранспортно-инфраструктурный кластер, который будет включать в себя создание инновационно-промышленного производственного комплекса по глубокой переработке древесины с производством древесно-стружечной плиты (ДСП), ламинированной древесно-стружечной плиты (ЛДСП) и топливных гранул. Мощности нового предприятия позволят осуществлять распиловку 990 тыс. куб. м круглого леса в год; производство пиломатериалов должно составить 485 тыс. куб. м; производство ДСП и ЛДСП класса Е1 – 215 тыс. куб. м; производство биотоплива (пеллеты DIN+) – 23 тыс. тонн. По словам генерального директора ОАО «Лесной Мир» Владимира Свистака, реализация данного проекта позволит создать сырьевую базу для калининградских мебельщиков, которая будет стоить после 2016 года столько же, сколько и в настоящее время, но уже с учетом появившихся налогов и сборов. Реализация первого этапа проекта будет осуществлена до 2016 года.

Российские производители мебели неконкурентоспособны в экспорте мебели из натуральной древесины как особо привлекательном направлении деятельности, а низкие темпы инновационного развития мебельных предприятий не дают возможности конкурировать в экспорте мебели из клееной древесины и прочих материалов. Следовательно, актуальными условиями развития мебельных предприятий региона становится освоение инновационных направлений деятельности и укрепление конкурентных позиций на российском рынке.

Предприятия мебельной промышленности региона, активизируя инновационную направленность своего бизнеса, смогли бы поддерживать современный дизайн производимой мебели, ее высокие потребительские свойства, оптимальное соотношение цены и качества, конкурентоспособное положение на рынке «континентальной России». При этом, в первую очередь, развитие мебельного производства должно быть ориентировано на создание продукции, пользующейся большим спросом у населения в сравнении с импортной продукцией. Однако вследствие ограничения бюджета по маркетингу и разработкам новых продуктов, у малых мебельных предприятий нет возможности содержать полноценные отделы маркетинга и НИОКР. Запуск новых производственных программ требует значительных затрат, технологическое обновление - привлечение внешних инвестиций.

Также наиболее ощутимыми проблемами в настоящее время являются негибкая таможенно-тарифная политика, бюрократическое давление с громоздкой системой согласований, открытые вопросы кредитования, международного сотрудничества, реализации инвестиционных проектов, противодействия контрафакту, «теневой рынок».

В ходе проведения исследований мебельной промышленности Калининградской области изучен бюллетень, содержащий статистические материалы по основным экономическим показателям деятельности субъектов малого предпринимательства (безмикропредприятий) по Калининградской области за 2011-2014 годы по данным выборочного обследования с разработкой таблиц по ОКВЭД - 36.1 – «Производство мебели».

В таблицах 1-2 представлены основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Калининградской области за 2008-2014 г.г. [5]. Так, количество малых предприятий мебельной промышленности на конец 2013 года сократилось до 49, а к концу 2014 года составило 61. Стоит отметить, что количество малых предприятий мебельной промышленности в 2006 году интенсивно создавалось, составив 325 – это был год принятия ФЗ - №16.

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Калининградской области за 2008-2010 гг.

Наименование показателя

2008

2009

2010

Раздел I. Численность и начисленная заработная плата работников

Количество малых предприятий

57

54

53

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

 

0,947

0,981

Средняя численность работников – всего за год, человек

1797

1354

1517

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

 

0,753

1,120

Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) за год, человек

1794

1349

1511

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

 

0,752

1,120

Фонд начисленной заработной платы всех работников за год, тыс. руб.

257581,34

170858,45

279744,44

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

 

0,663

1,637

Среднемесячная заработная плата работников за год, руб.

11634,56

10488,24

15423,26

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

 

0,901

1,471

Раздел II. Общие экономические показатели

Оборот организаций по малым предприятиям за год, тыс. руб.

1353681,07

812497

872509,85

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

 

0,600

1,074

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) за год, тыс. руб.

1280241,45

750159,81

840122,20

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

 

0,586

1,120

Продано товаров несобственного производства (без НДС и акцизов) за год, тыс. руб.

73439,62

62337,19

32387,65

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

 

0,849

0,520

Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных фондов) за  год, тыс. руб.

501126,84

43274,80

3227,71

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

 

0,086

0,075

 

Таблица 2

Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Калининградской области за 2011-2014 гг.

Наименование показателя

2011

2012

2013

2014

Раздел I. Численность и начисленная заработная плата работников

Количество малых предприятий

63

60

49

61

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

1,189

0,952

0,817

1,245

Средняя численность работников – всего за год, человек

1614

1436

1344

1835

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

1,064

0,890

0,936

1,365

Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) за год, человек

1603

1409

1315

1808

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

1,061

0,879

0,933

1,375

Фонд начисленной заработной платы всех работников за год, тыс. руб.

338329,46

200241,95

205102,77

355054,29

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

1,209

0,592

1,024

1,731

Среднемесячная заработная плата работников за год, руб.

17587,07

11837,7

12994,58

16348,74

Темп роста по сравнению с прошлым годом

1,140

0,673

1,098

1,258

Раздел II. Общие экономические показатели

Оборот организаций по малым предприятиям за год, тыс. руб.

1475455,58

1336272,26

1299143,62

1628251,6

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

1,691

0,906

0,972

1,253

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) за год, тыс. руб.

1453401,5

1224437,34

1204483,7

1523369,39

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

1,730

0,842

0,984

1,265

Продано товаров несобственного производства (без НДС и акцизов) за год, тыс. руб.

22054,08

111834,92

94659,92

104882,21

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

0,681

5,071

0,846

1,108

Инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных фондов) за год, тыс. руб.

25035,57

23123,57

24480,40

33728,93

Темп роста по сравнению с уровнем прошлого года

7,756

0,924

1,059

1,378

 

Данные официальной статистики на конец 2014 года свидетельствуют о некотором ускорении темпов развития мебельной отрасли по численности, заработной плате и основным экономическим показателям.

Однако эти данные не дают полной картины происходящего на мебельном рынке. По оценкам экспертов, отчеты Госкомстата РФ по объемам производства мебельной продукции серьезно отличаются от фактических показателей. Разночтение связано с тем, что весомая часть статистических данных по разным причинам не попадает в поле зрения Госкомстата. К примеру, органы статистки не располагают данными по микропредприятиям региона, и как следствие, нет четкого понимания об объемах производимой мебельной продукции.

По данным Министерства промышленности Калининградской области, доля производства мебели в структуре промышленности региона составляет 13%, а экспорт мебели из Калининграда – более 6% всего российского мебельного рынка. По данным таможенных органов возможные объемы производства в регионе - 12-15%. Внутренний продукт, производимый кустарным способом - 10-15%.

Оборот малых предприятий в 2012-2013 гг., не превышал уровень предшествующих периодов. На конец 2014 года инвестиции в основной капитал выросли на 37,8%, и, тем не менее, по оценкам экспертов столь радужная картина не будет иметь место в преддверии «Проблемы-2016».

В продолжение анализа статистических данных представим последние данные выборочного обследования по отгрузкам товаров собственного производства, выполнению работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций-производителей мебели за 2005-2014 г.г. (Рис. 1). Следовательно, на конец 2014 года темп роста данного показателя составил 19,1% (5343412 тыс. руб.) без учета фактора инфляции.

Поскольку предприятия мебельной промышленности состоят из нескольких мелких юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, то эти обстоятельства затрудняют статистический учет в отрасли. Учет ведется суммарно по всей деревообработке, поэтому согласно государственной статистики сложно ценить о реальных данных об объемах производства мебели в регионе. При этом, по данным Таможенного управления, готовая мебель ежегодно вывозиться за пределы региона и суммы этих поставок измеряются миллиардами рублей. На долю эксклава приходится почти 13% производства и 6% продаж мебели в России.

В таблице 3 представлена динамика натуральных объемов производимой продукции мебельными предприятиями Калининградской области за 2003-2013 гг. [6].

 

 

Рис.1. Динамика отгрузок товаров собственного производства, выполнению работ и услуг собственными силами по мебельным предприятиям за 2005-2014 гг.

 

Таблица 3

Динамика производства мебели предприятиями Калининградской области в разрезе основных видов продукции за 2003-2013 гг., тыс. шт.

Вид продукции

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Стулья

4,8

101,5

10,7

9,4

8,0

24,7

6,9

1,7

10,0

6,4

8,0

Индекс роста

 

21,146

0,105

0,879

0,851

3,088

0,279

0,246

5,882

0,640

1,250

Шкафы

3,4

10,4

15,1

14,3

33,4

50,5

34,5

75,9

125,5

140,4

186,8

Индекс роста

 

3,059

1,452

0,947

2,336

1,512

0,683

2,200

1,653

1,119

1,330

Диван-кровати

0,1

1,0

1,5

1,1

1,7

3,7

4,1

3,0

5,3

4,0

5,0

Индекс роста

 

10,000

1,500

0,733

1,545

2,176

1,108

0,732

1,767

0,755

1,250

Кровати деревянные

1,2

1,3

1,8

1,0

8,7

13,6

12,1

13,3

16,7

22,7

48,0

Индекс роста

 

1,083

1,385

0,556

8,700

1,563

0,890

1,099

1,256

1,359

2,115

Столы

5,3

8,9

8,9

9,1

17,1

35,6

31,9

23,7

20,6

21,4

28,9

Индекс роста

 

1,679

1,000

1,022

1,879

2,082

0,896

0,743

0,869

1,039

1,350

 

В качестве основных особенностей развития мебельной промышленности можно выделить следующие:

        постоянное изменение потребностей покупателей мебели;

        производство мебельной продукции не является проблемой для производителей, сложность состоит в ее реализации;

        повышенные требования к управлению маркетингом, рекламой и продвижением продукции, и актуальное информационное обеспечение;

        динамично развивающая внешняя среда требует от производителей мебели постоянных обновлений и осуществления инновационной деятельности;

        мебельщики региона самостоятельно осуществляют поиск новых возможностей для обеспечения «выживаемости» на рынке, дальнейшего своего развития. При этом разработка и внедрение новых продуктов, освоение новых технологий выступают ключевым направлением деятельности мебельных предприятий, которое обеспечивает возможность сбыта продукции на рынке и снижение угроз захвата рынка конкурентами.

Для более целостного представления на рисунке 2 представлены четыре группы факторов, которые: оказывают влияние на величину спроса на мебельную продукцию, результаты текущей деятельности мебельного предприятия; сдерживают рост добавленной стоимости и инвестиционную активность мебельных фабрик. Эти факторы, как правило, и определяют современные реалии развития мебельных предприятий региона.

Подводя итог, отметим, что перспективы дальнейшего развития мебельной промышленности Калининградской области, нацеленной на формирование конкурентоспособного мебельного ряда иукрепление позиций на рынке «континентальной России», напрямую зависят от следующего ряда факторов:

1) темпов жилищного строительства;

2) увеличения доходов населения;

 

Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятий мебельной промышленности Калининградской области

 

3) развития отечественного производства ДСП с высокими потребительскими характеристиками плит, их широкого ассортимента и внушительных объемов производства;

4) развития производства комплектующих и прочих материалов в новых условиях реализации политики импортозамещения России;

5) методов борьбы с «теневым» мебельным рынком;

6) эффективного управления мебельным производством, его комплексной реструктуризации, способной обеспечить удовлетворение потребностей покупателя;

7) эффективной таможенно-тарифной политики;

8) разработки и освоения стратегий проникновения на рынок «континентальной России» и зарубежные рынки;

9) совместного взаимодействия предпринимательских структур, руководителей профильных профтехучилищ и органов исполнительной власти региона в обеспечении мебельных производств квалифицированными кадрами;

10) внедрения продуктовых и процессных инноваций на мебельных предприятиях региона;

11) организации выставочной деятельности и возможности реализация перспективных проектов в интересах, мебельной отрасли;

12) создания прозрачной системы государственных заказов с преимущественным правом для легально функционирующих мебельных компаний;

13) снижения бюрократического давления и роста финансового обеспечения программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

Литература:

  1. Сайт Ассоциации калининградских мебельщиков.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.akm39.ru.
  2. Дрок Т.Е. О проблемах, тенденциях и перспективах мебельной отрасли региона в условиях кризиса // Труды международной научной конференции «Инновации в науке, образовании и бизнесе - 2012».  Калининград, ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2012, в 2-х частях, часть 2.  С. 184.
  3. Будоян Н. Мебельный бизнес – на грани краха? // СтройИнтерьер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newkaliningrad.ru/articles/our/realty/1160494.html.
  4. Сайт Открытого акционерного общества «Лесной мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lesmir.com.
  5. Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Калининградской области за 2008-2014 гг.: статистический бюллетень. - Калининград: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, 2010-2014 годы.
  6. Промышленность Калининградской области: статистический сборник. - Калининград: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, 2011-2014 годы.

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): темп роста, Калининградская область, уровень прошлого, мебельная промышленность, сравнение, индекс роста, мебельное производство, предприятие, мебельная продукция, начисленная заработная плата.


Ключевые слова

Калининградская область, , проблемы мебельной промышленности, мебельная промышленность

Похожие статьи

Проблемы развития рынка производства корпусной мебели...

Это позволит мебельным предприятиям обеспечить более высокие темпы экономического роста.

Основные термины (генерируются автоматически): корпусная мебель, предприятие, якутск, мебельная отрасль, мебельный рынок, мебель, компания, рынок производства...

Расчет емкости мебельного рынка и выявление влияния ее...

Библиографическое описание: Светлова Н. В. Расчет емкости мебельного рынка и выявление влияния ее составляющих на примере Новгородской области

Характеристики других условий реализации продукции зависят от соотношения потоков производства и потребления.

Оценка социально-экономического развития Калининградской...

В 2014 году Калининградская область демонстрировала опережающие темпы роста экономических показателей по сравнению со среднероссийским уровнем.В целом...

Анализ структуры и динамики внутренней торговли...

Калининградская область сегодня – это динамично развивающийся регион, в котором создан большой экономический, культурный, научный и

Созданы все условия для развития легкой, пищевой, мебельной промышленности.

Абсолютный прирост, млн. руб. Темпы роста.

Анализ эффективности работы системы снабжения мебельного...

Трзп — темп роста затрат на заработную плату персонала, занимающегося закупками на предприятии, %. Большое количество мебельных компаний работают по принципу позаказного производства, в таком случае планы поставок являются достаточно условным документом...

Особенности деятельности мебельной фабрики...

Это единственное предприятие такого рода в Калининградской области.

¾ рост значимости Интернета; ¾ появление на мебельном рынке новых изобретений и технологий

Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области.

Похожие статьи

Проблемы развития рынка производства корпусной мебели...

Это позволит мебельным предприятиям обеспечить более высокие темпы экономического роста.

Основные термины (генерируются автоматически): корпусная мебель, предприятие, якутск, мебельная отрасль, мебельный рынок, мебель, компания, рынок производства...

Расчет емкости мебельного рынка и выявление влияния ее...

Библиографическое описание: Светлова Н. В. Расчет емкости мебельного рынка и выявление влияния ее составляющих на примере Новгородской области

Характеристики других условий реализации продукции зависят от соотношения потоков производства и потребления.

Оценка социально-экономического развития Калининградской...

В 2014 году Калининградская область демонстрировала опережающие темпы роста экономических показателей по сравнению со среднероссийским уровнем.В целом...

Анализ структуры и динамики внутренней торговли...

Калининградская область сегодня – это динамично развивающийся регион, в котором создан большой экономический, культурный, научный и

Созданы все условия для развития легкой, пищевой, мебельной промышленности.

Абсолютный прирост, млн. руб. Темпы роста.

Анализ эффективности работы системы снабжения мебельного...

Трзп — темп роста затрат на заработную плату персонала, занимающегося закупками на предприятии, %. Большое количество мебельных компаний работают по принципу позаказного производства, в таком случае планы поставок являются достаточно условным документом...

Особенности деятельности мебельной фабрики...

Это единственное предприятие такого рода в Калининградской области.

¾ рост значимости Интернета; ¾ появление на мебельном рынке новых изобретений и технологий

Современные реалии развития мебельной промышленности Калининградской области.

Задать вопрос