В статье автор исследует различия в уровне физической подготовленности студентов вуза, занимающихся и не занимающихся спортом. Обосновывается влияние занятий спортом на физическое развитие и подготовленность студентов.
Ключевые слова: спорт, спортивные игры, физическая подготовленность, физическое развитие, сила, взрывная сила, выносливость, быстрота.
Высшее учебное заведение, как правило, является последним звеном в образовании человека. К сожалению, для многих людей это становится завершением физического воспитания. Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и неправильным образом жизни приводит к появлению избыточной массы тела, что способствует развитию различных заболеваний, ухудшает физическое развитие и физическую подготовленность. Реальный объем двигательной активности студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления их здоровья [1].
Для лучшей реализации подготовки к профессиональной деятельности студентов необходимо знание уровня их физической подготовленности и нахождение эффективных методов ее повышения с учетом индивидуальных наклонностей и способностей студентов [3; 4; 5].
Таким образом, возникает актуальная проблема — сохранение и дальнейшее укрепление здоровья молодого поколения и повышение их физической подготовленности для эффективного выполнения своих профессиональных функций.
Установлено, что физическая активность прямо и опосредованно способствует сохранению и укреплению здоровья [2]. Снижение уровня физической активности студентов при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения приводит к ухудшению состояния здоровья [1].
Необходимой и важной формой реализации физической активности в высших учебных заведениях являются самостоятельные дополнительные занятия физическими упражнениями. Данные занятия позволяют значительно увеличить общее время двигательной активности студентов, способствуют повышению уровня физического развития и физической подготовленности и как следствие содействуют сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи [2].
Целью проведенного исследования являлось изучение различий в состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности студентов, занимающихся спортивными играми и не занимающихся спортом.
Исследование проводилось на базе филиала ТюмГУ в г.Ишиме, в нем приняли участие 2 группы испытуемых по 15 человек, занимающихся спортивными играми в секциях вуза, и не занимающихся спортом студентов филиала.
Уровень здоровья студентов оценивался по индексу функциональных изменений (ИФИ). По значению индекса функциональных изменений определялся уровень адаптации: удовлетворительная адаптация, напряжение механизмов адаптации, неудовлетворительная адаптация, срыв адаптации. Уровень физического развития определялся по методу сигмальных отклонений на основе измерения антропометрических показателей.
Для исследования физической подготовленности студентов использовались следующие тесты: бег на 100 и 1000 метров; прыжок в длину с места, кистевая динамометрия.
На основе градации индекса функциональных изменений у 93,3 % юношей, занимающихся спортивными играми, наблюдалась удовлетворительная адаптация, а у остальных 6,7 % — напряжение механизмов адаптации. Неудовлетворительной адаптации и срыва адаптации выявлено не было.
Распределение по уровням адаптации в группе юношей, не занимающихся спортом, значительно отличается от распределения их сверстников, занимающихся спортивными играми. Большинство юношей, не занимающихся спортом, характеризовались напряжением механизмов адаптации (66,7 %). Только у трети обследованных юношей, не занимающихся спортом, определена удовлетворительная адаптация. Состояние удовлетворительной адаптации организма к внешним условиям сопровождается оптимальным напряжением механизмов регуляции и может свидетельствовать об отсутствии заболеваний. Напряжение механизмов адаптации проявляется в мобилизации защитных механизмов, характеризуется повышением активности симпато-адреналовой системы и снижением резистентности организма к воздействию неблагоприятных факторов.
В таблице 1 представлена оценка уровня физического развития обследованных групп студентов.
Примерно половина юношей, не занимающихся спортом, характеризовалась средним уровнем физического развития (46,7 %). Выше среднего уровень физического развития был отмечен у 13,3 % юношей контрольной группы, по 20 % юношей имели уровень ниже среднего и низкий уровень физического развития. Среди юношей, не занимающихся спортом, не было выявлено лиц с высоким уровнем физического развития.
Таблица 1
Уровень физического развития юношей, занимающихся спортивными играми и не занимающихся спортом, %
Группы испытуемых |
Высокое |
Выше среднего |
Среднее |
Ниже среднего |
Низкое |
Юноши, не занимающиеся спортом |
- |
13,3 |
46,7 |
20 |
20 |
Юноши, занимающиеся спортивными играми |
53,3 |
26,7 |
13,3 |
6,7 |
- |
Более половины юношей, занимающихся спортивными играми, характеризовались высоким уровнем физического развития (53,3 %). Выше среднего уровень физического развития отмечен у 26,7 % юношей экспериментальной группы. Средний уровень физического развития встречался у 13,3 %, ниже среднего — у 6,7 % юношей, занимающихся спортивными играми. Лиц с низким уровнем физического развития среди юношей, занимающихся спортивными играми, выявлено не было.
Таким образом, среди юношей, занимающихся спортивными играми, преобладали лица с высоким и выше среднего уровнем физического развития, а среди юношей, не занимающихся спортом — лица со средним, ниже среднего и низким уровнем физического развития.
Средние показатели бега на дистанции 100 м у юношей, занимающихся спортивными играми, составили 12,91 сек; у юношей, не занимающихся спортом 14,64 сек. (табл.2). У обследованных юношей экспериментальной группы отмечается высокий уровень развития быстроты (бег на дистанции 100 м), а у их сверстников, не занимающихся спортом — ниже среднего уровень развития быстроты. Установленные различия носили статистически достоверный характер.
Силовая выносливость оценивалась по тестам бега на дистанции 1000м и количеству подтягиваний на перекладине. Средние показатели бега на дистанции 1000 м у юношей, занимающихся спортивными играми, составили 3.25 мин.; у юношей контрольной группы — 3.54 мин. Полученные результаты соответствуют высокому уровню развития силовой выносливости у юношей экспериментальной группы и ниже среднего уровню у юношей, не занимающихся спортом. Статистические различия уровня развития силовой выносливости у юношей, занимающихся спортивными играми, и не занимающихся спортом носили достоверный характер.
Таблица 2
Средние показатели уровня физической подготовленности двух групп испытуемых
Группы испытуемых |
Кол-во испытуемых, n |
Бег 100 м, с |
Бег 1000 м, мин.с |
Подтягивания на перекладине, кол-во раз |
Прыжок в длину с места, см |
Юноши, не занимающиеся спортом |
15 |
12,91 |
3.25 |
14,3 |
242,33 |
Юноши, занимающиеся спортивными играми |
15 |
14,64 |
3.54 |
9,6 |
190,6 |
Достоверность, p |
|
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
Средний показатель числа подтягиваний на перекладине студентов экспериментальной группы значительно превышал данные юношей, не занимающихся спортом, это превышение также носило статистически значимый характер. Выявлены статистически значимые различия по показателю взрывной силы (прыжок в длину с места) между группами юношей, занимающихся спортивными играми, и не занимающихся спортом. Средние результаты прыжка в длину с места у юношей экспериментальной группы составляют 242,33 см у юношей контрольной — 190,6 см.
Проведенные исследования позволили нам сформулировать следующие выводы:
- Большинство обследованных юношей, занимающихся спортивными играми, характеризовались удовлетворительной адаптацией. У их сверстников, не занимающихся спортом, наблюдалось напряжение механизмов адаптации, и только у трети обследованных отмечалась удовлетворительная адаптация.
- Среди юношей, занимающихся спортивными играми, преобладали лица с высоким и выше среднего уровнем физического развития, а среди юношей, не занимающихся спортом — лица со средним, ниже среднего и низким уровнем физического развития.
- Занятия спортивными играми способствуют развитию физического качества быстроты, что проявилось в более высоких показателях скорости бега на короткие дистанции юношей, занимающихся спортивными играми. Отмечен высокий уровень развития силовой выносливости у юношей экспериментальной группы и ниже среднего уровень у юношей, не занимающихся спортом. Показатели взрывной силы у юношей, занимающихся спортивными играми, превышают данные сверстников, не занимающихся спортом, и соответствуют выше среднего уровню. Уровень развития силовых способностей достоверно выше у юношей, занимающихся спортивными играми, по сравнению со студентами, не занимающимися спортом.
Литература:
- Абызова, Т. В. Уровень здоровья студентов с различным режимом двигательной активности [Текст] / Т. В. Абызова, Л. В. Шарова, А. В. Шаров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2010. — Вып. 22. — № 6 (182). — С. 127–131.
- Зуозене, И. Ю. Особенности физической подготовленности и телосложения студентов, занимающихся и не занимающихся спортом [Текст] / И. Ю. Зуозене // Физическое воспитание студентов. — 2013. — № 6 — С. 15–19.
- Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 3(129). — С. 167–170.
- Поливаев, А. Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений студентов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2. — С. 94–96.
- Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 4. — С. 125–129.