Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Павлова О. А., Гузнова А. В. Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 820-822. — URL https://moluch.ru/archive/101/22918/ (дата обращения: 19.08.2018).



 

В статье представленопыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектирования являются проектная и игровая деятельность. Данный «симбиоз» позволяет использовать метод игрового проектирования не только на технических дисциплинах (первоначальное применение), но и на дисциплинах гуманитарного цикла. Данный метод позволяет формировать у магистров умения анализировать практические ситуации, принимать конкретные решения, развивать творческое мышление, оценивать ситуацию, находить и выбирать наиболее эффективные и оптимальные варианты решения, что отражает требования к формированию компетенций направления подготовки 38.04.01 Экономика (квалификация «Магистр») по дисциплине «История и методология науки». В статье представлена практическая разработка одной из тем учебной дисциплины.

Ключевые слова: дисциплина «История и методология науки», проектная деятельность, игровая деятельность, образовательный проект, игровое проектирование.

 

Согласно ФГОС ВО направления подготовки 38.04.01 Экономика (квалификация «Магистр») выпускники программ магистратуры готовятся к таким видам профессиональной деятельности, как научно-исследовательская, проектно-экономическая, аналитическая, организационно-управленческая, педагогическая. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

На дисциплине «История и методология науки» по данному направлению подготовки формируются следующие компетенции:

     ОК 1 — способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу;

     ОК3 — готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

     ПК 1 — способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследования.

Для формирования указанных компетенций в свете требований, выдвигаемых современным обществом, в образовательном процессе необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения. В частности, на наш взгляд, продуктивными методами интерактивного обучения является игровое проектирование.

Игровое проектирование как метод образования сформировался сравнительно недавно, поэтому в современной методологии нет единого определения. Этот метод нашёл своё первоочередное применение в преподавании технических дисциплин, о чём свидетельствует трактовка игрового проектирования через практическое занятие, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.

В основу игрового проектирования положены проектная и игровая деятельность. Проектная деятельность является одним из видов деятельности, которым должен обладать магистр согласно ФГОС ВО [см.: 1]. «Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев» [3, с. 337]. Работа над проектом имеет несколько стадий:

  1.                Подготовка — определение темы и цели проекта;
  2.                Планирование — определение источников информации, способов работы с ней, методов исследования, представление результатов, распределение задач между членами группы;
  3.                Исследование — сбор материала и обработка информации;
  4.                Результаты исследования — формулирование выводов;
  5.                Отчёт — представление результатов исследования;
  6.                Рефлексия — оценка результатов, самооценка, обсуждение.

Игра является продуктивным видом деятельности, где ценность кроется в формировании у студентов умений анализировать практические ситуации, работать в команде, развивать творческое мышление, оценивать ситуацию, принимать оптимальные решения. Даже проигрыш становится победой благодаря новым знаниям и умениям, которые получает студент и может применить на других занятиях.

На наш взгляд, именно «симбиоз» метода игры и проектной деятельности позволяет использовать метод игрового проектирования не только на технических дисциплинах, но и на дисциплинах гуманитарного цикла. Как отмечает Е. Б. Ерцина, «игровое проектирование является средством формирования у магистров умений анализировать практические ситуации, которое позволяет принимать конкретные решения, развивать творческое мышление, оценивать ситуацию, находить ивыбирать наиболее эффективные и оптимальные варианты решения» [2, с. 64].

В качестве апробации метода игрового проектирования в преподавании дисциплины «История и методология науки» приведём методическую разработку занятия на тему ««Анализ экономического развития России во второй половине XIX в. (на примере реформы 1861 г.)».

Вид занятия: семинарское занятие

Форма занятия: семинар — игровое проектирование

Цель занятия: анализ экономического развития России во второй половине XIX в. на примере реформы 1861 г. посредством изучения исторических источников и статистических данных с применением метода игрового проектирования

Задачи

  1. Образовательные: проанализировать экономическое развитие России в XIX в. на основе положений реформы 1861 г. посредством изучения исторических источников и статистических данных.
  2. Развивающие: способствовать развитию мышления, анализу источников, развитию умения сравнивать, обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными исследователями, делать обоснованные выводы и отстаивать свою точку зрения.
  3. Воспитательные: воспитывать уважение к истории России и чувство ответственности перед будущим.

Средства обучения: мультимедийная становка; презентация; исторические источники: «Манифест 19 февраля 861 г»., подборка статистических данных.

Предварительная подготовка к занятию (подготовительный этап). Магистранты делятся на 2 группы: теоретики и аналитики. Магистранты — теоретики получают опережающее задание:

  1. Проработать тему «Отмена крепостного права в XIX в»., изучить работы отечественных ученых по экономике России XIX в. (М. П. Погодин, П. А. Зайончковский, Н. М. Дружинин…);
  2. Подготовить сообщения (5–7 мин.), в качестве отчета по изученной проблеме:

                    Экономическое положение России накануне отмены крепостного права;

                    Проекты отмены крепостного права, подготовка реформы 1861г.;

  1. Подготовить статистические данные по проблеме (количество крепостных крестьян, помещиков, размеры земельных наделов, рыночная стоимость земли в России в XIX в…..).

Аналитики разбиваются на рабочие группы

  1. Анализируют исторические источники:

                    Манифест 19 февраля 1861 г. «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»

                    Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

                    Рапорт свитского генерал-майора А. С. Апраксина Александру II о волнениях крестьян в Спасском у. и о расстреле их в с. Бездне и др.

  1. Прорабатывают выступления теоретиков.
  2. Изучают статистические данные, подготовленные теоретиками.
  3. Рассчитывают экономическую эффективность проектов и самой реформы, стоимость выкупных операций.

Отчёт включает в себя представление результатов исследования и подведение итогов, выдвижение предложений по возможной модернизации исторических проектов.

На стадии рефлексии выявляются плюсы и минусы реформы, обсуждаются результаты реформы и её значение для развития экономики России XIX века.

Таким образом, результатом игрового проектирования является способность создавать, оформлять и защищать свой продукт. Через эмоциональное погружение в историческую проблему и возможность «примерить» на себя роли исторических личностей, осознать ответственность за принятое решение, реализуется принцип связи обучения с жизнью. Игровое проектирование осуществляется с функционально-ролевых позиций, реализующихся в игровом взаимодействии, что формирует совсем иной взгляд на изучаемый объект и позволяет увидеть значительно больше, чем при традиционном обучении.

 

Литература:

 

  1. Антюхов А. В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. — 2010. — № 10. — С. 26–29.
  2. Ерцкина Е. Б. Опыт реализации игрового проектирования в формировании графической компетенции студентов // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 5. — С. 64–69.
  3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). Метод проектов. — С. 337.
Основные термины (генерируются автоматически): игровое проектирование, игровая деятельность, проектная деятельность, творческое мышление, экономическое развитие России, представление результатов, дисциплина, гуманитарный цикл, образовательный проект, метод обучения.


Ключевые слова

проектная деятельность, игровая деятельность, дисциплина «История и методология науки», образовательный проект, игровое проектирование

Похожие статьи

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность. В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения...

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме...

ребенок, проектная деятельность, творческий продукт, проблема, проект, творческое воображение, проблемная ситуация, педагогическая технология, детский сад, творческое мышление.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей. Цель проектного обучения— это создание условий для...

Формы и методы инновационной деятельности на уроках...

Цель может быть достигнута через использование словесных, наглядных и практических методов обучения. Для формирования творческих навыков обучения эффективна проектная деятельность, особенность которой заключается в том...

Проектная деятельность младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата...

Роль проектной деятельности в достижении современных...

учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения, учебная деятельность, умение, Принцип деятельности, обучение деятельности, обучение, метод обучения, материальный продукт...

Проектная деятельность – как средство развития...

проектная деятельность, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, метод проектов, технология проектирования, совместная деятельность, сотворчество детей, способ реализации...

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

– опыт совместной (командной) деятельности; – рефлексия (анализ результатов). Раскроем дидактические возможности игровых технологий.

Для развития творческого потенциала, познавательной самостоятельности и мыслительной деятельность, а также формирование...

Развитие личности учащегося посредством проектной...

формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся

стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний

На уроках при изучении конкретных тем, использую методы проблемного обучения...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность. В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения...

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме...

ребенок, проектная деятельность, творческий продукт, проблема, проект, творческое воображение, проблемная ситуация, педагогическая технология, детский сад, творческое мышление.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей. Цель проектного обучения— это создание условий для...

Формы и методы инновационной деятельности на уроках...

Цель может быть достигнута через использование словесных, наглядных и практических методов обучения. Для формирования творческих навыков обучения эффективна проектная деятельность, особенность которой заключается в том...

Проектная деятельность младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата...

Роль проектной деятельности в достижении современных...

учащийся, метод проектов, проектная деятельность, готовый вид, формирование умения, учебная деятельность, умение, Принцип деятельности, обучение деятельности, обучение, метод обучения, материальный продукт...

Проектная деятельность – как средство развития...

проектная деятельность, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, метод проектов, технология проектирования, совместная деятельность, сотворчество детей, способ реализации...

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

– опыт совместной (командной) деятельности; – рефлексия (анализ результатов). Раскроем дидактические возможности игровых технологий.

Для развития творческого потенциала, познавательной самостоятельности и мыслительной деятельность, а также формирование...

Развитие личности учащегося посредством проектной...

формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся

стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний

На уроках при изучении конкретных тем, использую методы проблемного обучения...

Задать вопрос